Использование элементов методики глобального чтения на уроках домашнего обучения с детьми с РАС

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра


Имея большой опыт работы сурдопедагогом, где одним из важнейших является метод глобального чтения, я решила использовать его в работе с детьми с РАС.

Большинство учеников с аутизмом имеют задержку в развитии речевых навыков. Глобальное чтение - это один из способов альтернативной коммуникации, дополняющий или заменяющий обычную речь детям с РАС. Это так же составная часть работы по обучению детей с РАС навыкам чтения и письма. Обучение глобальному чтению обеспечивает им быстрый старт в чтении, повышая беглость чтения и понимание текста. Сильной стороной таких детей является зрительная и слуховая память. У них есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком, как на фотоснимке. Это особенность лежит в основе метода глобального чтения.

Глобальное чтение развивает:

  • мышление, зрительное и слуховое внимание, память;
  • импрессивную речь (восприятие и понимание устной и письменной речи);
  • навыки коммуникации и общения.

В некоторых случаях глобальное чтение стимулирует развитие экспрессивной речи («вокальной», произносимой вслух), происходит «запуск речи». При использовании метода глобального чтения возможно избежать «механического» чтения, так как картинки или предметы подписываются целыми словами, и слово всегда сочетается в зрительном поле ребенка с предметом, который оно обозначает.

Принципы обучения Глобальному чтению - постепенность и последовательность При этом важно соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых обучается ребенок, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Обучать данному навыку можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

Слова, которым мы хотим обучить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия и явления. Первые слова, которые учится читать аутичный ребенок, относятся лично к нему, к его семье, предметам их любимой еды, одежды, знакомым животным, к тому, что повседневно происходит в жизни ребенка и его семьи. принцип от простого к сложному. Постепенно увеличиваем количество слогов в словах и количество картинок, используемых на занятии. Сначала задание демонстрирует взрослый. Затем повторяет ребенок.

Этапы обучения глобальному чтению

Подготовительный этап

Сначала ребенок должен научиться:

Соотносить парные картинки и предметы

Начинаем с обучения ребенка тому, как совмещать одинаковые простые формы (одного цвета) - положить круг на круг, положить квадрат на квадрат и так далее. Затем переходим к тому, чтобы положить простой повседневный предмет, к такому же предмету (носок к носку, ложку к ложке). Далее переходим к простым изображениям. Учим находить и сличать парные картинки, путем подбора (утка к утке, машина к машине и т.п.). Можно создавать свои собственные изображения, купить готовое обучающее пособие или игру, использовать компьютерные игры на совмещение одинаковых изображений. Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. На отдельных карточках надписи дублируются. Ребенок учится подбирать одинаковые слова, затем подписи к фотографиям в альбоме закрываются. От ребенка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить ее к фото. Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью.

Первый этап. Чтение слов

Задача ребёнка заключается в том, чтобы правильно раскладывать слова к картинкам. Когда у него станет получаться, добавляем новые слова.

Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями. Берем две таблички с различными по написанию словами, например «ручка» и «карандаш». Нельзя брать слова, похожие по написанию, например «стол», «стул». Задача проста: проговариваем слово и складываем слово к картинке, которое оно означает. Ребёнок должен соотнести слова и картинку.

Таблички к игрушкам или к предметам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке или предмету самостоятельно. Сначала дети узнают слова на табличках только при выборе из двух предметов, затем - из трех, четырех и т.д. Постепенно количество предметов и слов для выбора увеличивается. Этот этап называется различением.

Обучая детей по методу глобального чтения можно использовать разные приемы:

  • положить табличку на такую же табличку под картинкой;
  • табличка под картинкой закрывается, и слово кладется под закрытую табличку;
  • затем открываем и проверяем правильность выполнения;
  • положить табличку на картинку;
  • положить картинку под табличку;
  • распечатать слова, набранные разными шрифтами и цветами.

Все слова пишутся печатными буквами, все буквы одноцветные - черные. Расстояние между буквами постоянное. Расположение слов на табличках однотипное, все таблички одинакового размера, для того, чтобы ребенок не ориентировался на размер таблички.

Таблички должны быть написаны одинаковым шрифтом, фломастером или напечатанные. По мере усвоения размер табличек может уменьшаться. Можно применять и прием анализа - составить слово написанное на табличке из разрезной азбуки и прочитать его.

Второй этап. Соединяем слова в предложения

На этом этапе происходит обучение ребенка составлению фраз, чтению целых предложений. Можно использовать таблички при изучении цветов, при определении величины, количества. Предложение должно состоять из двух слов. Обычно сначала применяют цвета (красный, синий, чёрный и т.д.). Например, составляем предложения жёлтый банан, синий карандаш и т.д.

Работая над фразовой речью, нужно использовать любимые им детские книги, сказки - желательно простые. Научившись работать с ними, ребенок переносит свой опыт на другие книги. Впоследствии дети понимают значение написанного на табличке слова или предложения тогда, когда перед ними нет ни предметов, ни картинок, которые соответствуют данным словам. Этот этап называется опознаванием.

На этапе опознавания слов (словосочетаний, предложений) в письменной форме на уровне глобального восприятия дети начинают писать некоторые слова, самые простые и короткие: мяч, дом, ком, сок, кот. Чтобы подготовить таких детей к обучению чтению, целесообразно использовать иной прием: взрослый показывает написанное слово или фразу молча и только тогда, когда ребенок начинает действовать, произносит его.

Одновременно с работой над картинками можно начинать работу с альбомом.

Третий этап. Составление предложений по картинке

Берём простые сюжетные картинки и описываем предложением эту картинку. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия: Кошка сидит. Кошка спит. Кошка бежит. кошка стоит, кошка лежит, кошка идёт.

Этот этап также предполагает освоение навыков письма и счета. Ранее полученные ребенком навыки теперь закрепляются. Усложняется материал для чтения, выкладывания слов, фраз. Ребенок сам выбирает книгу, может задавать вопросы по содержанию текста.

Использование методики «глобальное чтение» для обучения аутичных детей дает возможность достаточно быстро научить ребенка осмысленно читать слова, самостоятельно составлять из знакомых слов и прочитывать короткие фразы, дает ребенку представление о том, что с помощью письменной речи можно не только называть, обозначать отдельные предметы, но и сообщать о чувствах, желаниях, действиях. При простоте и доступности он не дает негативных реакций у аутичных детей (наверное, потому, что от ребенка не ждут, что он должен заговорить, а именно это обычно вызывает агрессию и протест). И самое главное, метод глобального чтения открывает для неговорящего ребенка возможности и пути его дальнейшего развития, формируя и развивая навыки коммуникации и общения.

Эффективность занятий по данной методике для учеников с аутизмом объясняется несколькими причинами:

  • эти занятия следуют четкой последовательности, и они могут стать рутиной, что является плюсом для детей с аутизмом;
  • в них есть лишь несколько шагов, и они очень предсказуемые;
  • они по природе своей простые, для этих техник не требуются длинные устные объяснения;
  • их легко моделировать для ученика, их можно сопровождать визуальным примером.

Глобальное чтение способствует обогащению лексики, присвоению детьми элементарных грамматических конструкций, расширяет кругозор детей, способствует развитию памяти, прививает интерес к книгам с картинками и короткими подписями печатными буквами. Глобальное чтение создает качественную базу для безболезненного перехода детей к аналитическому чтению.

Использованная литература

  1. О.С.Никольская «Аутичный ребёнок. Пути помощи». Теревинф; Москва; 2007.
  2. Маниченко А. Как научить ребёнка читать. - Ч.: Умница, 2012.
  3. Головчиц Л.А. «Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха:» Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва. Издательство ВЛАДОС, 2001
  4. Обухова Т.И. «Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха.» Учебно-методическое пособие. Минск: БГПУ, 2005.
  5. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. «Если малыш не слышит». Москва, Издательство Просвещение, 1995
  6. Леонгард Э.И. «Всегда вместе» Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. Часть I. Москва. Издательство Полиграф сервис», 2002.