Приемы организации поведения и обучения детей с РАС (вариант 8.4) в учебном процессе

Разделы: Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра


Обучающийся с расстройством аутистического спектра (далее - РАС) (вариант 8.4) осложнен умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки.

Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми.

Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).

Таким образом, детей с РАС характеризуют нарушения в различных областях развития, что приводит к проблемам их социализации, адаптации и трудностям освоения общеобразовательных программ. Для преодоления этих нарушений необходима коррекционная работа, осуществляющаяся в ходе психолого-педагогического сопровождения и обучения.

В своем сообщении я хочу отразить опыт работы с обучающейся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4) на дому и ознакомить вас с некоторыми приемами организации поведения и обучения таких детей в учебном процессе.

Работая с обучающимися у нас возникли вопросы, которые проанализировав, мы выделили в несколько групп:

  • 1 группа вопросов особенности организации поведения ребенка с РАС.
  • 2 группа - особенности организации учебной деятельности.
  • 3 группа - особенности организации учебного пространства.
  • 4 группа - особенности организации продуктивного взаимодействия.
  • 5 группа - особенности собственного поведения при взаимодействии с ребенком с РАС.
  • 6 группа - речевые особенностями ребенка.
  • 7 группа - особенности оценивания учебной деятельности.
  • 8 группа - особенности взаимодействия с родителями этого ученика.

Теперь мы попытаемся представить вашему вниманию некоторые приемы организации поведения и обучения таких детей в учебном процессе.

1. Особенности организация поведения ребенка с РАС (вариант 8.4)

Ребенок с РАС испытывает необычайную тревожность и дискомфорт в новой, незнакомой обстановке. Эти дети, как правило, имеют гиперчувствительность к свету, звукам, запахам, прикосновениям. У некоторых эта сенсорная чувствительность может вызывать болевые ощущения. Именно поэтому такой ребенок часто закрывает уши, зажмуривает глаза, не может надевать стесняющую одежду, пугается тактильного контакта.

Из-за тревожности или по причине какого-либо дискомфорта ребенок может начать кричать, плакать, убегать. У него может проявиться аутоагрессия.

Приемы работы

Для организации поведения обучающихся на уроках мы исключаем раздражающие факторы. Если нежелательное поведение не прекращается, то разговариваем с родителями, что могло спровоцировать такое поведение и подбираем приемы взаимодействия с ребенком. Обычно такие проблемы возникают в первый год обучения, когда ребенок и педагог адаптируются друг к другу. Далее работа строится на «чувствование» такого обучающегося.

Вообще конструктивное взаимодействие с родителями этого ученика может оказаться очень полезным для педагога при построении стратегии работы с ним и организации его поведения.

2. Особенности организации учебной деятельности

После того как педагогу удастся добиться упорядоченного поведения, можно сосредоточиться на организации учебной деятельности, не забывая о том, что в любой момент может произойти поведенческий срыв.

Дети с РАС гораздо комфортней ощущают себя в условиях организованной деятельности, поэтому урок для них более понятная и приемлемая структура, чем перемена.

Приемы работы

Для обучающихся с РАС (вариант 8.4) характерно стереотипность, поэтому они всегда должны знать свое расписание. В случае изменения, мы предупреждаем родителей и постепенно настраиваем ребенка к учебной деятельности. На учебный день и на каждый урок составляем схематичный план занятия.

В течение занятия необходимо следить за сенсорной нагрузкой обучающихся и не допускать переутомления. Стараться, чтобы в поле зрения таких обучающихся не было большого количества карточек, дидактического материала.

Несмотря на то, что зачастую обучающиеся с РАС (вариант 8.4) обучаются на дому, следует придерживаться требований к одежде. И к началу учебного процесса надевать школьную форму. Это служит и как ритуал подготовки к занятиям, и как способ саморегуляции.

Для продуктивной учебной деятельности обучающиеся должны чувствовать себя успешными, поэтому необходимо хвалить, подчеркивая даже маленькие победы и достижения ребенка.

Обучающемуся с РАС (вариант 8.4) необходимо вставать и двигаться несколько раз за урок, поэтому можно предусмотреть короткие физкультминутки, позволяющие удовлетворить эту потребность, и не обращать внимания на движения девочки, в том числе стереотипные. Таким образом, допустимо отказаться от перемен в привычном для нас понимании, заменив их дополнительными физкульминутками и двигательными разминками.

Во время учебного процесса мы рекомендуем договориться с обучающимся об определенных жестах и использовать карточки PECS, напоминающие о правилах поведения на уроке, регламентирующие его деятельность.

3. Особенности организации учебного пространства

Обучение на дому уже предполагает наличие специальной организации учебного пространства. На своих уроках помимо рабочего стола можно использовать:

  • диван;
  • маленькую палатку;
  • утяжелители для рук или жилет;
  • мягкую игрушку или мелкие предметы.

По мере необходимости обучающийся может прилечь на диван, надеть утяжелители для рук, жилет или воспользоваться игрушкой.

4. Особенности организация продуктивного взаимодействия

Для организации продуктивного взаимодействия с ребенком с РАС нужно выработать ряд несложных правил, которые постепенно можно дополнять, и требовать их выполнения.

Приемы работы

Так как, такой обучающийся отличается стереотипностью, мы рекомендуем выработать в своем поведении четкий алгоритм, который является условием результативности педагогического процесса. Для ребенка с РАС характерны ритуальные действия. В учебном процессе мы даем возможность обучающемуся выполнить все манипуляции по алгоритму, не торопить, «не сбивать», и только потом начинать урок.

5. Особенности организации собственного поведения при взаимодействии с ребенком с РАС

Учителю необходимо быть терпеливым, спокойным и внимательным. Не нужно такого ученика пытаться переделать. Нужно стараться чувствовать его, пытаться понять, помочь, и постепенно научить его соблюдать и выполнять правила. Следует понимать, что его нежелательное поведение - это невозможность себя контролировать, неумение адекватно взаимодействовать и понимать эмоциональное состояние как свое, так и чужое. Попытка понять и принять такого ученика - лучшая стратегия учителя при взаимодействии с ребенком с РАС.

6. Речевые особенности ребенка с РАС

Что касается речевых особенностей ребенка с РАС, то зачастую у обучающегося варианта 8.4 наблюдается системное недоразвитие речи тяжелой степени, эхолалия, выраженная стереотипность речи. Такой ребенок недопонимает устную речь, однако его пассивный словарь может быть намного больше.

Приемы работы.

Развитие речи детей РАС ведётся поэтапно и последовательно. Усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы включить в процесс обучения максимальную зрительную опору, так как мышление аутичного ребёнка имеет тип «буквального». Реальные предметы, картинки, применяла на всех этапах работы. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий. При этом материал должен быть разнообразным, ярким.

У обучающихся с РАС (вариант 8.4) в первый год обучения наблюдается отсутствие фиксации взора на картинку (взгляд как бы скользит). Для формирования навыка зрительного сосредоточения, я дается инструкция: «Посмотри …» Зафиксированный взгляд поощряла.

Если ребенок фиксирует взгляд на предмете, то переходим к навыку обучения выполнения простых инструкций: «Дай» и «Покажи».

Выбираем предмет, который часто встречаться в быту. Кладем его на стол и привлекаем внимание ребенка (при помощи обращения по имени или инструкции: «Посмотри на меня»). Затем даем инструкцию, например, «Дай кубик». Если ребенок выполняет инструкцию, то обязательно его хвалим.

Далее обучаем умению отличать этот предмет от других, не похожих на него.

На следующем этапе стимулируем обучающегося назвать предмет, т.е. ответить на вопрос: «Что это?». Обучающемуся с РАС (вариант 8.4) сложно выговорить слово, для этого он долго настраивается и, как правило, произносит слово на выдохе.

Для формирование навыков понимания речи названий действий сначала вводим инструкции на простые действия (например: «Иди сюда», «Похлопай», «Встань», «Подними», затем с предметами, закрепляя само действие с этим предметом (например, «Открой книгу», «Приклей круг»).

Далее переходим к обучению понимания действий на картинках. Для этой цели необходимо обучать его навыку соотнесения предметов и их изображений.

В первый год обучения такой ребенок не понимает простые инструкции. Но вследствие систематических занятий, становятся доступны многозвеньевые указания.

7. Особенности оценивания учебной деятельности

При необходимости оценивания учебной деятельности следует учитывать индивидуальные особенности конкретного ученика. Обучающиеся с РАС (вариант 8.4) крайне не критичны к себе и не заинтересованы в конечном результате своей деятельности.

Приемы работы.

Данный вопрос отразим на примере урока «Профильный труд». У таких обучающихся зачастую (в первый год обучения) отсутствует зрительно-моторная координация. По средством актуализации и направления внимания ребенка на конкретные действия, формируется зрительно-моторное сосредоточение. Обучающийся начинает следить за тем, что делает, развивая познавательный интерес. Действия и инструкции педагога должны быть четко алгоритмизированы и методически грамотно построены. Очень важно хвалить, поддерживать и направлять внимание обучающегося на конечный результат деятельности.

Для формирования умения оценивать свою деятельность в учебный процесс включаются родители (законные представители), которые располагают поделки ребенка в домашнем интерьере, в поле зрения ребенка. Обучающийся наблюдает, рассматривает их и ощущает свою значимость. Таким образом, развиваются память, внимание, устанавливаются логические цепочки, причинно-следственные связи, а также происходит становление эстетического восприятие, что благоприятно отражается на развитии личности в целом.

8. Взаимоотношения с родителями обучающегося с РАС (вариант 8.4)

Следует понимать, что родители прошли очень большой и непростой путь, прежде чем привели его в школу. Зачастую мама и папа такого ребенка находятся в постоянном стрессе или депрессии, что негативно влияет на ребенка. В такой ситуации родители возлагают большие надежды на педагога, и он выступает для них, как связующее звено «ребенок - среда».

Сложностей взаимодействия с родителями ученика с РАС удастся избежать, если усвоить, что поведение ребенка с РАС - результат его внутреннего состояния. Я старалась, чтобы родители видели во мне союзника, они помогали и подсказывали, как правильно воспринимать и взаимодействовать с их ребенком. Но не нужно забывать, что мама - это мама, а учитель - это профессионал, перед которым поставлены определенные задачи, и который должен стремиться их выполнить.

Это лишь небольшой обзор приемов, которые мы используем при организации поведения и обучения детей с РАС (вариант 8.4) в учебном процессе.