Урок окружающего мира в 1-м классе по теме «Откуда в снежках грязь?» (УМК «Школа России)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: окружающий мир, УМК «Школа России», снег


Тип урока: урок-исследование.

Цель: определить причину загрязнения снега.

Задачи:

  • Обучающие: исследуя образцы снега и талой воды, выяснить с учащимися источники и пути загрязнения, подтвердить или опровергнуть данные об уровне загрязнения атмосферы.
  • Развивающие: развивать наблюдательность, речь; способствовать расширению кругозора.
  • Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и природе.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что Приморская ГРЭС, автомобили, деятельность человека могут загрязнять атмосферу, что снег и сосульки есть нельзя.

Универсальные учебные действия:

  • Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата; соотносить данные умозаключения с информацией и делать обоснованный выбор.
  • Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы; устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь расследования.
  • Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной речи; учиться подтверждать аргументы фактами; слушать других.

Оборудование:

  • пробы снега и талой воды
  • стакан химический, предметное стекло, стеклянная палочка
  • воронка, пипетка, фильтрованная бумага
  • микроскоп, датчик pH, лабораторная промывалка
  • ноутбук, программа «Цифровая лаборатория»

Предварительная работа: заборы проб снега на территории Приморской ГРЭС, во дворе школы, в лесной полосе.

Презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент

Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.

Настраиваются на урок.
Проверяют готовность к уроку.

II. Актуализация знаний

- Послушайте загадку:

Он летает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке - румяный, под луной он - голубой.
Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой-
Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой, назови его, ответь!

- О чём загадка?

- Правильно, это СНЕГ.

Отгадывают загадку.
- Пушистый белый снег - настоящее чудо.
Если говорить научным языком, то снег - это вид атмосферных осадков. Снег состоит из отдельных снежинок, похожих на шестиконечные звёздочки. Каждая неповторима и очень красива. Иногда снежинки, медленно порхая, опускаются на ладошку, как маленькая бабочка.

Рассказывают, из чего состоит снег, на что похожи снежинки.

- В загадке говорилось, что снег белый, а сейчас он какой?
- Почему он стал таким?
- Сформулируйте тему нашего занятия. (Откуда в снежках грязь?)

Отвечают на вопросы.

Определяют тему урока.

ИГРА. У меня есть волшебный снежок, передавайте его друг другу и называйте, какие зимние забавы или игры вы знаете. (Ответы детей)

- Разыграемся на морозе, раскраснеемся, а как хочется пить! Что мы делаем?

- Поднимите руку, кто пробовал снег на вкус? Понравилось?

Называют зимние забавы.

- Как вы думаете, можно есть снег или нельзя? Обоснуйте свой ответ.
- Одни говорят можно, но большинство считает, что снег есть нельзя. Что нужно сделать, чтобы доказать правоту мнения? Правильно, провести исследование.
- Представьте, что наш класс научно-исследовательская лаборатория, чтобы доказать, что снег опасен, нам надо его исследовать.

Физминутка.

Выдвигают предположения.

III. Открытие новых знаний (опыты, исследование)

1. Рассматривают снег через микроскоп

- Прямо перед нашим занятием мы у школы собрали немного снега. Давайте рассмотрим его. (Берётся немного образца на стёклышко и рассматривается в микроскоп)
- Что увидели? (кусочки грязи)
- Откуда?

Работа в группах.
Проведение опытов с фиксацией результатов.

Работа с микроскопами.

(ГРЭС. Каждый видел, как поднимается дым из труб. Дым - это мельчайшие частицы сгоревшего угля, мазута. Это и печные трубы домов, бензина и любого другого топлива. В дыме содержится очень много веществ вредных для здоровья людей, животных и растений.)

- Зимой вы не увидите в воздухе пыль. Дело в том, что когда падают снежинки, малюсенькие пылинки к ним прилипают. Пока снег свежий, эти пылинки не видны. Но когда снег начинает подтаивать, пылинки собираются вместе и получается грязь.

- То есть, снег работает как пылесос - воздух очищает, а в себя вбирает пыль, копоть и другие вредные вещества.

- Посмотрите на снег в стакане, что произошло?
(Растаял, вода из твёрдого состояния перешла в жидкое)
- Какого цвета был снег?
- А какой стала вода?

Делают выводы.

2. Талая вода

- Мы предлагаем вам три образца талой воды.
(Рассказы 4-классников)

- Рассмотрите, по-вашему, где какой взят образец? У вас на столах три стаканчика.
(1 - ГРЭС, 2 - школа, 3 - лес. В каждом есть кусочки грязи.)

- ГРЭС - из труб в атмосферу выбросы, у школы - человек, автомобили, кошки, собаки, но почему в лесу, хоть немного, но тоже есть?
Вывод: состояние снега зависит от удалённости источника загрязнения. Разносятся ветром.

Из презентации узнают, где были взяты пробы.
Выдвигают предположения.

3. Работа с датчиком

- Снежный покров содержит практически все загрязняющие примеси, которые поступают в атмосферу, что позволяет считать снег универсальным индикатором для определения чистоты воздуха.

Работа с датчиком pH.

- С помощью датчика PH проведём анализ проб.
(по очереди датчик опускается в стаканы с образцами, выстраивается график и показывается количество PH)

Происхождение образца

Количество pH

Вывод

- Из справочника узнали, норма 7, а если меньше или больше этого показателя, то очень плохо для всего живого. С приходом весны вся талая вода сольётся в реки, где мы летом захотим искупаться.

Физминутка.

Полученные результаты вносят в таблицу.

4. Фильтрование воды

- Что можно сделать, чтобы очистить воду?
(Пропустить через фильтр)
- Давайте возьмём фильтровальную бумагу и пропустим через неё образцы.
- Что увидели на фильтре?
(осадок)
- Что нужно сделать, чтобы снег был чистым?
(ставить очистительные сооружения, ловушки для дыма, не сорить, выгул собак в специально отведённых местах)
Выводы: Грязь в снежках появляется от работы ГРЭС, автомобилей, животных.
Снег есть нельзя, так как в нём накапливаются все вредные вещества, связанные с деятельностью человека.
Состояние снега зависит от удалённости источника загрязнения.
Вредные вещества с талой водой поступают в реки.

Очищение от примесей.

- А ещё весной очень много сосулек. Они кажутся такими чистыми и прозрачными. Их можно пробовать на вкус?
(В сосульках тоже есть те же пыль, копоть и вредные вещества, да ещё грязь с крыш домов и балконов, птички)

- Поэтому мы предлагаем вам полезные сосульки, которые вы можете себе приготовить.
(Рассказ 4-классников о приготовлении полезных леденцов)

Презентация «Из чего можно приготовить полезные сосульки - леденцы?»

IV. Закрепление

- Какие образцы исследований оказались наиболее загрязнёнными, почему это произошло?
- За счёт каких процессов загрязняющие вещества в атмосфере переносятся на сотни километров?
- Почему снег можно рассматривать как универсальный индикатор чистоты атмосферного воздуха?

V. Рефлексия

Продолжите предложения:
- Сегодня на занятии я удивился, точу что….
- Сегодня я узнал о том, что…
- Дома маме и папе расскажу о …
- Мне было очень…
- Мне понравилось работать…
- Теперь я точно знаю, что снег и сосульки есть…

Оценивают свою работу на уроке с помощью шкалы.