Применение эффективных принципов преподавания на уроке истории в средней школе

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: 6

Ключевые слова: проектная деятельность, технология развития критического мышления


Современная система образования отвечает требованиям времени и является одним из главных факторов социально-экономического развития общества.

Главная задача современного образования заключается не только в удовлетворении интересам, нуждам, запросам личности, но и в осуществлении подготовки к жизни в социуме, а также способствовованию формированию у обучающихся способности к пониманию общественных изменений, активной жизненной позиции в процессах общества.

Таких людей можно взрастить в сфере образования, если развернуть педагогический процесс, нацелить его на реализацию личностных возможностей человека. Такое личностно-ориентированное образование может создать только личностно - ориентированный педагог.

И.А.Ильин утверждал, что основная задача обучения и воспитания состоит «не в наполнении его памяти и не в образовании «интеллекта», а в зажигании сердца» [1, С.306-307]. Эту задачу может выполнить только тот учитель, который сам сформировался в условиях, в которых «зажглось его сердце» и «пробудились его духовные силы».

К.Д.Ушинский считал, что «только учитель своей личностью одухотворяет дело обучения и воспитания, придаёт ему жизненную силу», обеспечивает успех воспитания» [3, С.213].

В школьном обучении учебный труд сопровождается теми или другими эмоциями, которые необходимы для возникновения мотивации учения. Может ли учитель влиять на некие эмоции, тем самым повышая мотивацию к учению? В.А.Сухомлинский такие эмоции называл «радостью» или даже «счастьем» труда. Эмоции от справедливого оценивания ученического труда, от положительных результатов своей деятельности повышают мотивацию учения и делают процесс результативным и эффективным. Для высокой мотивации в процессе обучения важно, по В.А.Сухомлинскому, то, что перед школьником никогда не закрывалась дорога к успеху: то, что он не мог сделать, он сделает в будущем, может быть, уже сегодня или завтра [2, С.22].

Данные положения советской педагогики широко описаны в практике В.Ф.Шаталова: «Ученик должен учиться победно!» [5, С.22].

Неуспешным в образовательном процессе является ученик, у которого отсутствует желание учиться. Он пассивен, «часто болеет», не выполняет домашние задания. Фисенко Т.И. утверждает, что «нежелание учиться - это не причина неуспешности, а следствие образовательного процесса, в котором находится ученик» [4, С.2].

Когнитивные способности педагога, педагогическая позиция является центральным звеном в стилях и принципах преподавания, который выбирает учитель в своей деятельности. Фисенко Т.И выделяет универсальные принципы эффективного преподавания: принцип ответственности (ориентированность на результат), принцип включённости, принцип ожидания, принцип сохранения, принцип применения, принцип потребностей, принцип преодоления. Способы реализации данных принципов дают возможность преподавателю вооружиться эффективными методами обучения и внести корректировку в свою педагогическую деятельность.

Каждый названный принцип способен изменить процесс преподавания и обновить преподавательскую деятельность. Фисенко Т.И. предлагает рассматривать каждый из принципов как самостоятельную единицу. Но предложенная последовательность представляется наиболее логичной [4, С.3].

Некоторые принципы нашли своё практическое применение и были описаны на примере урока истории в 6 классе по теме «Правление князя Владимира. Крещение Руси».

Принцип включённости может реализовываться на нескольких этапах урока.

На мотивационно-целевом этапе предлагается создание проблемной ситуации. Обучающиеся должны столкнуться с ситуацией интеллектуального затруднения, при котором у них не хватит имеющихся знаний, чтобы объяснить неизвестный факт. Так, на данном этапе урока обучающимся были представлены два изображения князя Владимира. На первом изображении князь Владимир представлен жестоким и резким язычником. На втором - после принятия христианства князь Владимир изображён одухотворённым и спокойным. Обучающимся необходимо предположить, почему один и тот же человек в разные времена своей жизни выглядит по-разному? Возникает затруднение, которое позволяет включить класс в учебную деятельность, активизируя мыслительные процессы.

Так же принцип включённости может быть реализован на этапе изучения нового материала. Создание мини-групп для работы с документом «Из «Повести Временных лет» позволит методом коллективной работы составить вопросы к документу и задать их своим одноклассникам из других мини-групп. Таким образом, мыслительная активность обучающихся возрастает, следовательно, мотивация к изучению нового материала увеличивается.

Принцип сохранения включает в себя структурированность материала, упорядочивание хронологии событий, продумывание учебных задач.

Важно помнить про системность знания. Большое количество несвязанных дат, терминов, событий приводит к снижению интереса к предмету. Процесс «обрушения» информации на ученика ведёт к явно неусвоенному знанию. Учитель должен структурно понимать свой предмет, в системе рассматривать любые понятия и события. Разработанный план урока - важный элемент в методическом аспекте учителя.

Даты и понятия необходимо визуализировать. Для работы с текстом предложено использовать способ графического отображения материала. Схема «Фишбоун» позволила отработать такое умение как установление причинно-следственных связей. Данный метод поможет систематизировать материал о причинах принятия христианства на Руси и следствиях данного процесса. Принцип применения важен для понимания значения знания в учебном процессе. Знание как фактор развития личности. Следовательно, механическое заучивание материала должно уйти в прошлое.

Практическому применению знания может способствовать проектная деятельность. На данном уроке в качестве домашнего задания можно предложить обучающимся создать групповые проекты. Темы проектов предлагаются следующие: «Образ князя Владимира в былинах», «Личность князя Владимира до и после принятия христианства», «Повесть Временных Лет - источник по Крещению Руси».

Принцип преодоления включает в себя осознание результатов своей работы, определение причины своего успеха или неуспеха. Таким способом осознания является рефлексия [4, С.22].

Важно стремиться к тому, чтобы не учитель формулировал вопросы, а ученики ставили перед собой нужные вопросы и обучались анализировать и структурировать свою деятельность. Но данное умение необходимо формировать постепенно.

На этапе домашнего задания данный принцип может быть реализован в планировании проектной деятельности. В 6 классе ещё допускается формулирование вопросов учителем. Можно предложить обучающимся ответить на ряд вопросов для понимания своей деятельности, для нахождения и исправления ошибок в процессе создания проекта.

  1. Какой у нашей группы план действия?
  2. Какие шаги мы должны предпринять?
  3. Какие у нас проблемы?
  4. Какая информация нам нужна?
  5. Получилось ли у нас создать проект?
  6. Что нам помогало и мешало в процессе создания проекта?

Ответы на данные вопросы помогут обучающимся оценить те способы, которые были использованы в создании проекта.

Умение учителя заметить потребности обучающихся, распознать проблемы когнитивных процессов является одним из главных умений педагога в педагогической деятельности. Незнание причин возникшей проблемы и неспособность помочь обучающемуся ведёт к неграмотному взаимодействию с учениками.

Применение указанных принципов эффективного преподавания позволяют выстраивать уроки на основе проблематизации, диалогизации, проживания деятельности, мотивационной обеспеченности процесса обучения.

Список литературы

  1. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993.- 134с.
  2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.,1983.- 96с.
  3. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогическое сочинение. В 6-ти т. Сост. С.Ф.Егоров. - Т.5. - М.: Педагогика, 1990.- 528с.
  4. Фисенко Т.И. Подарите ребёнку успех // Современная школа: пути развития, 2018., №3.-26с.
  5. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. - Архангельск, 1990. - с. 382.