Формирование читательской грамотности у младших школьников через внеурочную деятельность. (на примере изучения сказки С.Прокофьевой «Ученик волшебника»

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: читательская грамотность


Формирование читательской грамотности в начальных классах является одним из важных показателей качества образования и функциональной грамотности.

Продуктивной формой организации деятельности по формированию читательских компетенций является подготовка и участие в олимпиадах по литературному чтению. В ходе подготовки к олимпиаде происходит углубленное изучение учебного материала и составляются задания повышенного уровня сложности. В процессе подготовки учитель проверяет знания литературных произведений, умение осознанно читать, умения анализировать их и использовать в жизни информацию из текста. Главной особенностью данного вида внеурочной деятельности является формирование способности за ограниченное время найти пути решения предложенных задач и выбрать из них наиболее оптимальный̆. Эти умения подтверждают сформированность предметных, метапредметных компетенций.

При подготовке младших школьников к олимпиаде важно учитывать возрастные, обще-учебные и психологические особенности.

При подготовке к олимпиаде учитель строит группу вопросов и заданий различного уровня сложности, формирующих разнообразные умения.

Предлагаю некоторые эффективные приемы работы по изучению произведения С. «Ученик волшебника». Материалы можно использовать как для подготовки к олимпиадам, так и для внеклассных занятий по литературному чтению.

Вопросы по содержанию теста

Глава 1

Опишите дом и квартиру, в котором жил Алеша. Откуда взял Алеша Волшебную энциклопедию? Что подарил Секрет Тайнович на прощание Алеше? Кем становился обладатель этого подарка?

Глава 2

О чем нахвастал Вася Вертушинкин вчера вечером? Каких животных привозили в зоопарк? Кому решил обратиться за помощью Вася?

Глава 3

Каких животных не любил Владимир Владимирович? Почему джинна посадили в голубой термос? Почему джинн не мог самостоятельной выбраться из термоса? Каким заклинанием Алеша выпускал джинна из термоса? Обратно? Опишите процесс выхода джинна из термоса. Какая привычка в речи была у Алеши? И как он отвечал?

Глава 4

Какие беседы вели по утрам птички под окном? Какой чай любил Алеша? Как Алеша превратил нарисованного кота в настоящего?

Глава 5

Как вел себя кот Васька после ухода волшебника Алеши? Каковы были последствия после того, как кот Васька вылизал банку сгущенного молока? О чем он философствовал? Как кот Васька знакомился с Волшебной Энциклопедией? Что заинтересовало кота Ваську?

Глава 6

Отчего волновался Владимир Владимирович? А что его мучило? Почему слона звали Галилеем? Почему он волновался больше всех? Почему Лев произносил только последние слова фразы?

Глава 7

Почему кот Васька выдал себя за волшебника Алешу? Как джинн превратился в мышь? В какое нелепое положение попал Вася?

Глава 8

Как Васька познакомился с кошкой Муркой? Чем всегда клялся кот Васька? О чем стал переживать Вася, когда он встретился с Катей и Сашкой Междупрочим? Почему волшебник Алеша не встретился с ребятами с котом Васькой?

Глава 9

Как волшебник Алеша догадался, что кот Васька использовал Волшебную Энциклопедию? Почему джинн простудился? По мнению волшебника Алеши, куда делась дверь?

Глава 10

Почему старушка дала адрес сестры Тонечки? Во что старушка была одета? Как отреагировали Лев, две черные бархатные пантеры, слон, крокодил на детей в зоопарке? О чем доложил кот Васька после разговора с животными? Чем закончился провал Васи?

Глава 11

Почему кот Васька заколдовал зверей? В чем особенность этих мышей? Где стали искать спасение разноцветные мыши? Почему Анатолий Иванович «остановился как громом пораженный»?

Глава 12

Какого числа должны были показывать новых животных? Почему Владимир Владимирович упал в обморок? В чем выражалось бесстрашие Владимира Владимировича? О чем беседовали мыши, сидя на животе Владимира Владимировича? Почему Алеша не поверил в волшебство?

Глава 13

Почему Вася и кот Васька не хотели идти домой? Как Вася понял, что кот Васька не волшебник?

Глава 14

Почему джинн не любил ездить на такси? Опишите состояние Анатолия, когда он вошел к директору зоопарка. Какие сопоставления стал делать волшебник Алеша? Кого обнаружил в термосе Алеша? Каким способом решили найти кота Ваську?

Глава 15

О чем философствовал кот Васька в куче сухих листьев? Что приснилось Ваське? Как хотел решить проблему с голодом? Как спасся бульдог-мышь?

Глава 16

Как произошло осознание серьезности ситуации Васей?

Глава 17

Опишите погоню за Васькой. Зачем кот Васька превратил фанерный ящик в мышь? Каковы были последствия? В каком состоянии кот Васька оторвался от погони?

Глава 18

Почему кот Васька превратил себя в мышь?

Глава 19

О чем рассуждала Мурка, сидя на старых бревнах? Почему кот Васька был напуган поведением Мурки? Назовите причину того, что Мурка «от неожиданности открыла рот - второй раз за этот необыкновенный день». Как случились обратные превращения? Почему кот Васька был счастлив? Как звери попали снова в зверинец?

Работа над запоминанием заклинаний. Найди ошибки в заклинаниях

- Джинн, яви свою верность
И верни сначала термос! (вернись обратно)

- это много или мало?
Ты не плед, не подушка, (одеяло)
Ты не птица, ты не зверь,
Ты отныне просто огонь! (дверь)

- Не робей и смущайся,
Превращай - не превращайся! (превращайся, превращайся)
От усов и до хвоста!
С полосатого кота! (настоящего)

- Великан или малыш,
Ты молчишь или рычишь, (рычишь, молчишь)
Ты стоишь или кричишь, (бежишь)
Превращайся сразу в мышь!

- Великан или малыш,
Превращенный мною в мышь,
Лампи вопли, дым трубой, (Тампи, хвост)
Стань обратно сам собой!

- Все, что вижу на бумаге, -
Покорись огню и лампе! (влаге)
За бумагу не держись,
Оживи и полети! (закружись)

Викторина

- Кто стал учеником волшебника Алеши?

- В какую сказку решил отправиться учитель волшебника Алеши Секрет Тайнович, чтобы отоспаться на славу?

- Какое новое место жительства предложил джинну волшебник Алеша?

- Что протер локтями и коленками до дыр джинн?

- Что стало ветхим от древности?

- Какое животное оживил с детского рисунка Алеша?

- В кого превратил джинна кот Васька?

- Как волшебник Алеша лечил джинна, когда тот простыл?

- Какие цветы росли на балконе у Алеши?

- Опишите квартиру Алеши

- В каком доме жил Алеша?

- Что происходило при нажатии на дверной звонок квартиры волшебника?

- Куда отправился учитель волшебника Алеши?

- Какого числа должен был открыться зоопарк?

Кроссворд

По горизонтали:

2. Он считал, что его мысли должны понимать все и произносил только последние слова фразы.
4. Профессия Анатолия Ивановича.
6. Имя учителя волшебника Алексея.
7. Отличительная часть тела, по которому искали кота Ваську.
8. Имя слона.
9. Кличка нарисованного кота.
11. Сосуд, в котором раньше жил джинн.
13. Носила серый платок, похожий на паутину.
14. Место работы Владимира Владимировича.
16. Любила сидеть на бревнах.
17. Книга, которая манила кота Ваську.

По вертикали:

1. Предмет, который кот Васька самым первым был превращен в мышь.
3. Имя волшебника.
4. Предмет, который открывал любую дверь.
5. Фамилия Васи.
10. У него было прозвище Междупрочим.
12. Предмет, превращенный в мышь котом Васькой из-за нестерпимого голода.
14. При помощи него происходили превращения.
15. Они были черные и бархатные.

Ребусы

Ответьте на вопросы

- В каком жанре написано произведение?

- Определите главную мысль сказки «Ученик волшебника».

- Чему учит сказка «Ученик волшебника»?

- Напишите отзыв на сказку «Ученик волшебника».

- Соберите пословицы к произведению. Укажите стрелками.

Хвастать не косить,

а мышей видит.

Легко хвалиться,

требует знаний.

Баловство до добра

не доводит.

Кошка спит,

спина не болит.

Всякое мастерство

легко и свалиться.

Как звали:
- милиционера
- директора зоопарка
- девушку, которая подбирала брошенных котов
- медсестру
- жену милиционера
- учителя волшебника

При выполнении предложенных заданий дети должны научиться сопоставлять, сравнивать, думать, объяснять, мыслить пошагово, выстраивать стратегию решения задач.