Как подобрать ключик к воспитаннику – чему учит педагога книга Бориса Изюмского «Алые погоны»

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание, Профессия — педагог

Ключевые слова: Борис Изюмский «Алые погоны»


"Для кого даже честь - пустяк,
для того и всё прочее ничтожно".
Аристотель

Книгу Бориса Изюмского «Алые погоны», изданную еще в 1948 году (в дальнейшем произведение трансформировалось в тетралогию с временным промежутком повествования судьбы юных суворовцев с военных 40-х по 70-е годы), я прочитала уже в достаточно зрелом возрасте, уже будучи воспитателем военного училища. Начав читать, не могла оторваться, не смотря на обилие советской коммунистической идеологии того времени, но это и понятно - книга написана изумительным «легким слогом» о взаимоотношениях педагогов и суворовцев, их быте, стремлениях, педагогических открытий в такой достаточно закрытой среде, воспитании лучших качеств в юном человеке.

Хочу отметить, что с этой книгой и фильмом, снятым Ленфильмом в 1954 году по повести «Алые погоны», - «Честь товарища», а также многосерийным фильмом «Алые погоны», увидевшего свет в 1980-м году киностудией А.Довженко, следует в обязательном порядке ознакомить как юных воспитанников суворовских, кадетских, нахимовских училищ, так и воспитателей. Проблемные вопросы, отображенные в произведении, имеют актуальность и по сей день, как для воспитанников, так и для педагогов - Борис Изюмский сам 7 лет офицером-педагогом отслужил в Новочеркасском суворовском училище с 1944 года.

Непосредственная близость к воспитанникам, добросовестное отношение к работе дали возможность писателю показать не столь пропаганду того времени - как воспитать правильного военного - сколько разнообразие человеческих юных душ, желания воспитанников стать лучше, поиски педагогами правильного решения донести до воспитанников, а некоторые - опаленные подранки войны, что поступки могут иметь последствия, и что выбор очень важен для любого человека. Писатель Изюмский сумел показать борьбу за каждого трудного подростка, борьбу за привитие высших ценностей человечества, настоящего товарищества, дружбы, а не писания казенных бумаг и пустой отчетности о формально проведенной работе.

В чертах воспитателя Середы, Боканова, педагога майора Веденкина мы можем ощутить автобиографические мотивы самого прозаика, его педогогические промахи и победы -ничего не скрыто от читателя, с интересом можно следить изменения в личности суворовца Каменюки (которого, склонного к воровству и другим проступкам, от бессилия хотел отчислить его воспитатель), основного героя произведения - Владимира Коваленко, а также ряда достаточно интересных персонажей - Илюши Кошелева, Павлик Авилкин, Максим Гурыба, Сенька Самсонов, Дадико Мамуашвили и многих других.

Книга подымает достаточно актуальные проблемы и сегодня - излишние крайности в воспитании личности. Это и чересчур заботливая опека малышей, и чересчур строгая «военщина» для 11-12-летних мальчиков, где нет места играм (игра воспитанников в «сражение под Сталинградом» в классе самоподготовки и осуждение награждения бумажными медалями старшими суворовцами младших) и ранимость подростков, побеги из училища суворовцев, нерадивые бездушные педагоги…

Ознакомлением с творчеством Б. Изюмского будет очень полезным как для воспитанников военных училищ, так и для самих воспитателей, порой в некоторых персонажах мы узнаем самих себя, особенно в начале пути. Учитывая, что писатель был профессиональным историком, можно использовать в воспитательной работе ознакомление обучающихся и с его иными произведениями, посвященными истории нашей Родины, что способствует патриотическому воспитанию личности, повышению кругозора, получению новых навыков и знаний в ходе подготовки различных форм мероприятий, посвященных его творчеству.

Известный всему миру космонавт №2 Герман Титов как-то писал своему другу: «Если будет у вас кино «Честь товарища», посмотри обязательно. Вот это сила! Конечно, я не хочу сказать, что мне нравится тот род войск, куда эти ребята хотят идти учиться. Но жизнь, товарищество показаны с исключительной силой».

И самой главным при ознакомлении с «Алыми погонами» в первую очередь для педагога является понимание им важности добросовестного отношения к своей деятельности, внимательности к каждому воспитаннику, а также того, что роль воспитателя очень важна в процессе становления юной личности от времени поступления до получения аттестата зрелости. Капитан Боканов признается: «Я больше всего боялся увидеть здесь казармы и оловянных солдатиков, лишенных детства». А увидел, как оттаивают ребячьи души, благодаря доброте, вниманию и родительской заботе воспитателей.

Книга определила жизненный путь многих юных читателей.

Вот один из примеров:

Свои "Алые погоны" я прочитал, учась в начальных классах. И с того времени не расстаюсь с ней. Уже став суворовцем, сделал запись в конце книги: "Эта книга ещё больше навеяла на меня желание поступить в суворовское училище. Теперь я учусь в этом училище и рад, что выбрал именно такой путь. 3 января 1967 года" Так почему же я не расстаюсь с ней всю жизнь?

Часть ответа на этот вопрос - в вышеприведённой цитате. А ещё - просто эта книга очень дорога мне. Она способствовала формированию цели, избранию жизненного пути, по которому, как полагаю, мне довелось пройти весьма достойно…"

Автор этих слов, Юрий Рудиков, создал тематический интересный сайт, для суворовцев, нахимовцев, кадет, спецшкольников, юнг, а также для тех, кто их учил и воспитывал (учит и воспитывает). На сайте размещена версия первого издания книги, выпущенного в 1948 году в "Ростиздате" (Ростовском областном книжном издательстве).

Юрий Рудиков собрал и выстроил данные по этапам создания, переработки и публикаций книги. Найти этот сайт и ознакомиться с ним вы можете, пройдя по ссылке https://kkcby.narod.ru/index.html

Список литературы

  1. Граев, С. [Повесть Бориса Изюмского…] / С.Граев // Вечерний Ростов.- 1970.- 11 июля.
  2. Джичоева, Е.Г. Два лика времени: очерк жизни и творчества Б.В.Изюмского / Елена Джичоева - Ростов-на-Дону: Ростовское кн. изд-во, 1988.-174 с.
  3. Джичоева, Е. Память остается / Елена Джичоева // Вечерний Ростов.- 1985.- 9 марта.
  4. Дон литературный : писатели России, Шолоховский край, XIX-XXI вв. : [энциклопедия / авт. проекта, гл. ред. и сост. Георгий Губанов]. - Ростов-на-Дону : [б. и.], 2006. - 511 с.
  5. Кондратьев, Б. Из глубины веков / Б.Кондратьев // Вечерний Ростов.-1974.-25 янв.
  6. Крюков, М. Пусть не оборвется нить / М.Крюков // Правда.-1987.- 2 июля.
  7. Тартынский, Л. Автор «Алых погон» был заядлым книжником /Л. Тартынский // Вечерний Ростов.- 2010.- 7 апр. - С. 2
  8. Тихомирова, В. Писатель, воин, педагог…/ Валерия Тихомирова // Молот.- 2000.- 7 марта.
  9. Тихомирова, В. Умное сердце/ Валерия Тихомирова // Молот.-2005.-4 марта.- С. 12.
  10. Котовсков, Вл. Наши земляки. Литературные заметки о писателях-земляках [Текст] / Вл.Котовсков. - Рос тов н/Д: ООО «Ростиздат», 2008. - 320 с.
  11. Писатели Дона: Библиографический указатель. [Текст] - Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1986. - 416 с

Интернет источники:

  1. Сайт Юрия Рудика http://kkcby.narod.ru/index.html