Различные приёмы обучения математике детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ОВЗ


При обучении математике детей с умеренной умственной отсталостью следует учитывать, что для овладения даже элементарными математическими понятиями параллельно идёт развитие таких процессов, как внимание, память, логическое мышление. Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся с ОВЗ очень слабо развиты.

Для обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал. Обучающиеся овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому в рамках реализации программы важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

При обучении необходимо предусмотреть систему таких заданий, которые, прежде всего, явились бы действенными, практически ценными и обеспечили бы им подготовку к трудовой деятельности.

Обучение организуется на практической наглядной основе. Уроки необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ обучающихся.

В содержание учебного курса включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Для успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ необходимо с первых же дней школьной жизни пробудить у них интерес к учебным занятиям, увлечь, направить их внимание на математику, активизировать познавательную деятельность. Для достижения этой цели я стараюсь использовать разнообразные методы и приёмы преподавания математики, применяю дидактический материал, наглядные пособия, игровые моменты, ИКТ.

Особенности развития детей с ОВЗ:

  • Низкий уровень развития восприятия.
  • Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.
  • Заметное преобладание наглядной памяти над словесной.
  • Снижена познавательная активность.
  • Выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
  • Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
  • Наблюдается низкая работоспособность.

Как же должен строить свою работу учитель?

- Каждый урок - продолжение предыдущего.

- Многократное повторение основного материала.

- Учёт низкой скорости чтения, счета и письма.

- Для лучшего запоминания чаще предлагать однотипные задания.

- Задания, идущие от простого к сложному.

- Постоянно поддерживать у ребенка уверенность в своих силах.

- Нужно дать некоторое время для обдумывания, если ответ не верный, попросить ответить через некоторое время.

- Не отвлекать во время выполнения задания, на какие-либо уточнения, дополнения.

- Использовать зрительные опоры, схемы, таблицы.

- Равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).

Урок должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала.

Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на уроке, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха.

Также хорошо помогает настроиться на работу мозговая гимнастика. Приведу несколько примеров упражнений.

«Шапка для размышлений»

Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь).

«Надеть шапку» - дети должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза. Это помогает им слышать резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют.

«Качание головой»

Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (улучшает мыслительную деятельность, чтение).

Для расслабления мышц шеи и плеч. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. После этого голос звучит более уверенно.

«Точки мозга»

Упражнение мозговой гимнастики «Точки мозга» (улучшает внимание, чтение).

Одну руку дети кладут на пупок, другой массируют точки, которые расположены сразу же под ключицей с правой и левой стороны груди. При выполнении движения они представляют, что на носу находится кисточка, и «рисуют» ею бабочку или восьмерку на потолке. Дети также могут водить глазами по стене в том месте, где стена пересекается с потолком.

«Ленивые восьмерки»

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.

Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он развивает интеллект учеников. Поэтому можно выделить одну из важнейших задач обучения школьников математике - формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Игры для устного счета: «Найди пропущенное число», «Вставь пропущенное число», «Солнышко», «Молчанка», эстафеты, мини-соревнования.

Приведу пример игры «Молчанка»: учитель, молча, указкой показывает число, знак действия и второе число, а ученик должен назвать число, которое является результатом данного действия. Эта игра очень нравится мне тем, что в классе воцаряется тишина. Ведь детям нужно сосредоточиться на задании, правильно вычислить и назвать ответ.

Учитель вызывает ученика и просит его в течение одной минуты назвать числа в порядке убывания. Следующий ученик должен за одну минуту называть числа в порядке возрастания.

Игры при изучении нумерации чисел.

Кто знает, пусть дальше считает.

Учитель называет числа 58, 59…итд. Ученик должен считать дальше (то же при обратном счете). 10, 20 - кто знает, пусть дальше десятками считает. 40, 50 - кто знает, пусть дальше сотнями считает (и обратно).

Какие числа пропущены? Дается ряд чисел:47, 48, 49, 52, 53, 55, 57, 59, 62.

Какие числа пропущены?

Назови соседей. Игра состоит в названии соседей предложенных учителем чисел. Например: «Назови соседей чисел 100, 80, 39. Какое число «живет» между 59 и 61, 93 и 41 и т.д.»

Занимательные коррекционно-развивающие задания.

Задания на развитие познавательной активности.

- Вес белого медведя 50 кг. Сколько килограммов весит 2 таких медведя?

- Розовый скворец съедает 200 г. саранчи в день. Сколько граммов саранчи уничтожат за 2 дня 1 скворец.

- При решении задачи о гречневой крупе сообщение ученика о гречневой каше.

Гречневая крупа - ценный продукт. Он содержит витамин В1 и железо. Гречневую кашу постоянно включают в меню школьника.

Эффективным приемом в учебной деятельности учащихся с умеренной умственной отсталостью могут быть различные памятки-инструкции, в которых записываю последовательность действий при решении задач, трудных случаев умножения и деления. Памятки учат детей правильно рассуждать и контролировать себя во время выполнения самостоятельных работ. Например, при решении задачи памятка может быть такой:

  1. Прочитай задачу несколько раз.
  2. Выясни о чём (о ком) говорится в задаче.
  3. Что об этом известно.
  4. Найди вопрос задачи.
  5. Составь схему или запиши краткую запись.
  6. Реши задачу.
  7. Напиши ответ.

Дети с большим интересом включаются в решение простых творческих задач:

  • игра "Магазин"
  • игра "Составь фигуру" (по шаблону выложить из геометрических фигур картинку);
  • игра "Накорми собачек"
  • "Соедини по точкам" (порядковый счет);
  • "Найди отличия"(игра на внимание):
  • "Найди недостающее число".
  • различные кроссворды, головоломки, ребусы, занимательные задачи, задачи-шутки и многое другое.

Работая с детьми с ОВЗ, я сделала для себя следующие выводы:

- Отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.

- Использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.

- Применять ИКТ-технологии.

- Проводить обязательно несколько физкультминуток.

- Вызывать интерес к изучаемой теме, чтобы учащиеся не только хорошо усвоили материал, но и надолго запомнили его.

- Чередовать виды деятельности через 7-10 мин.

- Разные формы изложения материала: словесный, наглядный, самостоятельная работа поддерживают интерес к урокам математики и предотвращают переутомление.

- Подбирать задания из повседневной жизни учащихся:

Например

  • Сколько стоит булка белого хлеба?
  • Назовите цену 1 литра молока
  • В каком возрасте получают паспорт?
  • и т.д.

Зрительная гимнастика на уроке.

Одной из коррекционных и здоровьесберегающих задач на уроке в классе, где обучаются дети с ОВЗ, является соблюдение режима учебной нагрузки, профилактика истощаемости нервной системы. Одним из средств, помогающих снять нервно-психическое напряжение ребенка, восстановить концентрацию внимания и восприятия является зрительная гимнастика.

Зрительная гимнастика - эффективная профилактическая мера усталости глаз.

Упражнения для развития остроты зрения

  • Исходное положение (и.п.) - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Задание укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.
  • И. п. - сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Задание способствует улучшению кровообращения век.

Обязательно наличие физминуток на уроках математики, хорошо, когда их можно связать с темой, которая рассматривается на уроке, это поможет переключить внимание детей на другой вид деятельности, даст возможность учащимся отдохнуть и в то же время сделает акцент на использовании того, что изучается на уроке.

Методы рефлексии.

Рефлексия деятельности.

Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни? Что нового вы узнали на уроке?

  • что я делаю?
  • зачем я делаю?
  • как я делаю?
  • что нового я узнал?
  • каким способом я это узнал?
  • чему я научился?

«Солнышко». На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку:

  • желтого цвета - мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации;
  • голубого цвета - занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

«Яблоня». На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов - красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню:

  • зелёные - я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение;
  • красные - не справился с заданием, у меня грустное настроение.

Таким образом, применение различных методов и приемов обучения на уроках математики повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс.