Особенности наставнического сопровождения молодого учителя-логопеда общеобразовательной школы (из опыта работы)

Разделы: Профессия — педагог


2023 год Указом Президента России Владимира Путина был объявлен Годом педагога и наставника. Миссией Года стало признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. В МАОУ СШ № 135 г.Красноярска возникла ситуация, благодаря которой мы, учителя-логопеды Татьяна Павловна Горкун и Светлана Владимировна Лузан, посчитали необходимым начать взаимодействие в рамках разработанной нами программой по наставничеству, рассчитанной на 3 года. Особенность ситуации заключались в необходимости сопровождения молодого учителя-логопеда более опытным, пришедшим работать в ОО.

Подготовка к разработке программы наставничества потребовала изучения теоретических основ этого явления. Мы взяли за основу определение, где наставничество было обосновано, как универсальная технология передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогощающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Далее, нам необходимо было определить свою целевую модель наставничества как систему условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программы наставничества. Наша целевая модель включила в себя ряд компонентов. Определилась форма наставничества - «учитель-учитель». В практике учителя-логопеда высшей категории Лузан С.В. была работа учителем-логопедом в школе, ДОУ, руководство районной ПМПК, работа в Краевом Центре ПМ и СП «Способный ребёнок». Учитель-логопед Горкун Т.П., недавно работающая по специальности, чувствовала определённые дефициты, хотя и являлась грамотным, творческим специалистом с неплохим практическим багажом. В школьном кабинете логопеда за предыдущий год работы Татьяна Павловна сумела сформировать достаточную методическую и документальную база, имелось большое количество наглядных пособий и игр, современное техническое оснащение.

Цель наставнического взаимодействия была определена, как повышение уровня профессионального потенциала специалиста, создание комфортной среды для развития и роста профессиональных компетентностей и реализации актуальных педагогических задач на высоком уровне.

В соответствии с выбранной целью наставничества нами были сформированы задачи нашего взаимодействия: ускорение процесса профессионального становления педагога; устранение профессиональных дефицитов; расширение возможностей по освоению и творческому использованию передового педагогического опыта; развитие интереса к методике построения и организации результативного учебного процесса; обретение уверенности в своих профессиональных возможностях, повышение уровня удовлетворённости своей работой.

Следующим нашим шагом было определение методов нашего взаимодействия:

  • консультирование;
  • информирование;
  • личный пример;
  • организация обсуждения, в процессе которого осуществляется оценка и осмысление опыта;
  • создание специальных ситуаций, расширяющих опыт наставляемого;
  • организация деятельности наставляемого, выступающей фактором его развития;
  • методы диагностико-развивающего и контролирующего оценивания;
  • методы актуализации индивидуальной мотивации.

Предполагаемыми результатами нашего взаимодействия должны были стать:

  • повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния наставляемого педагога;
  • развитие предметной, методической, психолого-педагогической и др. компетенций по проведению диагностики развития обучающегося, по оптимальному подбору диагностических методик, по адаптации готовых коррекционно-развивающих программ в соответствии с выделенной проблемой, гипотезой и целью диагностики;
  • использование разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения, современных образовательных технологий;
  • расширение возможностей по освоению и творческому использованию передового педагогического опыта, рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик;
  • положительная динамика и устойчивость результата коррекции и развития обучающихся.

Важнейшей частью нашей модели наставнического сопровождения стала программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов, рассчитанная на 3 года [см. Приложение 1]. В основу оценки профессионального развития наставляемого педагога мы взяли компетентностный подход.

Наше профессиональное взаимодействие мы начали в сентябре 2022 года. Первоочередное внимание мы уделяли развитию предметной компетенции. Первое направление, по которому молодому педагогу была оказана наставническая поддержка, было совершенствование логопедической диагностики в процессе проведения входного, текущего и итогового мониторинга. На основе современных диагностических материалов, соответствующих речевым нарушениям обучающихся ОО, нами были определены общие диагностические подходы и формы диагностических документов. Далее мы взаимодействовали при проведении речевого обследования обучающихся с различными нозологиями, работали над формированием логопедического заключения, определением направлений логопедического воздействия. Работа в этом направлении нами продолжается постоянно при проведении различных видов мониторинга речевого развития детей.

После определения диагностических подходов, проведения входного мониторинга речевого развития детей с ОВЗ и изучения документации, в рамках мини-консилиума нами оценивался прошлогодний опыт сопровождения детей, определялись подходы к адаптации готовых коррекционно-развивающих программ к конкретным условиям образовательного процесса с учетом психофизических особенностей обучающихся текущего года обучения. Ежегодно мы вместе определяем организационные походы к сопровождению детей в течение учебного года. При взаимодействии нами использовались методы консультирования, информирования, организации обсуждения, в процессе которого осуществлялась оценка и осмысление опыта. Образовательная компетенция молодого педагога получила поддержку при изучении содержания новых ФГОС ОВЗ. Мы определили необходимый круг новых разработанных адаптированных программ в соответствии с особенностями детей ОВЗ нашей школы.

В текущем учебном году мы вместе работаем над совершенствованием программного обеспечения логопедического сопровождения обучающихся в рамках новых ФГОС. Сейчас взаимодействуем в процессе текущего контроля за реализацией программ, оценки их эффективности, в доработке программ для достижения результата.

Мы активно взаимодействуем в процессе подготовки и проведения Психолого-педагогического консилиума ОО. В процессе подготовки документов консилиума мы активно обсуждаем их содержание и формулировку логопедических заключений. Оказывается методическая поддержка специалисту при определении содержания психолого-педагогического сопровождения, консультировании родителей и педагогов в процессе логопедического сопровождения обучающихся.

Взаимообогащение профессионального опыта в процессе проведения логопедических занятий проходило в процессе совершенствования содержания занятий. Наставник оказывал помощь в подборе форм, приемов, методов и средств обучения, современных образовательных технологий. Использовался личный пример как при показе отдельных методов и приёмов, так и демонстрации собственных методических разработок мероприятий, как, например, подвижной логопедической игры «Логостарты» (ноябрь 2022), открытых занятий. В ноябре 2023 года мы уже подготовили и провели «Логостарты» вместе, как открытое районное мероприятие. Из года в год вместе с повышением качества занятий Татьяна Павловна улучшает результаты коррекционно-развивающей работы с детьми.

В рамках районного декадника специалистов «Мы вместе» (декабрь 2022) мы провели цикл мастер-классов с демонстрацией речевых настольных игр из прежнего методического оснащения кабинета и новых, добавленных в последнее время. Это помогло глубже изучить и обогатить развивающую среду кабинета, расширить опыт использования приёмов и средств логопедического сопровождения. В декабре 2023 г. мы провели цикл открытых мероприятий в рамках «Недели логопеда». Благодаря этому молодой специалист получил возможность развития предметной, методической и рефлексивной компетенции по обобщению и распространению собственного педагогического опыта и мастерства.

Традицией нашего города стало ежегодное проведение логопедической олимпиады для детей с ОВЗ, посещающих занятия логопеда, которая называется «Буквознайкин». Она проводится в три этапа: школьный, муниципальный и городской. Школьный этап логопедической олимпиады мы два года готовим и проводим вместе. Разрабатываем содержание заданий для вторых и третьих классов, отрабатываем все организационные моменты. Участие детей в Олимпиаде предполагает выполнение интересных необычных заданий. Это разнообразит занятия, нравится детям и позволяет достичь более высоких результатов в их развитии. В школьной логопедической Олимпиаде обычно принимают участие все дети, посещающие занятия с логопедом. Она проводится в 2 этапа: отдельно вторые и третьи классы. Мы распределяем обязанности между педагогами, коллеги могут в любой момент заменить друг друга. Это интересное творческое взаимодействие. С заданиями обычно все дети справляются неплохо, все зарабатывают баллы, получают награды и благодарности. При этом у наставляемого развивается экспертная компетенция.

Далее мы вместе готовим победителей школьной олимпиады к районному этапу, на который вместе сопровождаем детей. В текущем учебном году нам пришлось не только участвовать, но и организовывать и проводить муниципальный этап логопедической Олимпиады на площадке нашей школы. Организация этого муниципального мероприятия получила хорошие отзывы участников. Это говорит о росте гражданской компетенции молодого педагога. Кроме этого, ученик Татьяны Павловны в составе команды третьих классов занял второе место в районной логопедической Олимпиаде «Буквознайкин».

Развитие рефлексивной и методической компетенции молодого учителя-логопеда, обретение уверенности в своих профессиональных возможностях проявляется в процессе презентации собственного профессионального опыта. Шагами в этом направлении для Татьяны Павловны являются выступления на заседаниях районного методического объединения. Весной 2023 года мы вместе подготовили и провели такое выступление. На нём мы представили наш продуктивный опыт взаимодействия и его результаты на фоне яркой презентации [см. Приложение 2]. В профессиональной копилке Татьяны Павловны есть участие в городском Брейн-ринге учителей-логопедов, где она выступала капитаном районной команды. Под руководством Татьяны Павловны команда заняла 2 место. В текущем учебном году мы занимаемся подготовкой нашей совместной публикации в СМИ. В 2024-2025 учебном году Татьяна Павловна планирует прохождение аттестации на более высокую профессиональную категорию.

В процессе взаимодействия у нас сложились прочные отношения профессиональной поддержки и взаимопомощи, а также тёплые дружеские отношения. Это помогает нам преодолевать трудности нашей непростой работы, добиваться неплохих результатов, быть уверенными в себе. Надеемся на продолжение нашего взаимодействия в будущем, расширения возможностей для педагогического творчества и достижения новых профессиональных вершин.

Список литературы и источников.

  1. М.В.Вакуленкова. Педагогическое наставничество в профессиональном развитии студентов педагогических вузов и молодых специалистов. https://www.rektor.ru/articles/pedagogicheskoe-nastavnichestvo.html
  2. Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. Распоряжение Министерства Просвещения РФ (№З-145, от 29.12.2019). Available at: http://docs.cntd.ru/document/564232795
  3. Региональный центр наставничества. Педагогическое наставничество. Понятие. Задачи. Субъекты наставничества. https://rcn24.kpk1.ru/mentorship/edu
  4. Учитель будущего. Педагогическое наставничество. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях, 2021 год. https://mp.uspu.ru/neformalnoe-obrazovanie/nastavnichestvo/
  5. https://nastavnik.apkpro.ru/