Урок-викторина по теме «…Имя мне запомнилось – Коста!»

Разделы: Краеведение, Патриотическое воспитание

Ключевые слова: Коста Хетагуров


Цель: Знакомить детей с биографией и творчеством великого Коста; прививать детям навыки выразительного и осмысленного чтения стихотворений Коста; прививать любовь к творчеству Коста, гордость за то, что они являются земляками Коста.

Звучат слова:

"Весь мир - мой храм,
Любовь - моя святыня,
Вселенная - отечество мое".

- Кто знает, чьи это слова?

Учитель. Сегодня наш урок посвящён выдающемуся поэту, просветителю, художнику и патриоту, чьё имя уже на протяжении полутора веков составляет важную часть не только осетинской национальной, но и российской отечественной культуры.

Высокогорное селение Нар…

Оно расположено на скалистом выступе и, когда по утрам рассеивается туман, напоминает корабль посреди вековых нагромождений хребтов, горных расщелин и теснин. Нар окружен белоснежными вершинами и альпийскими лугами, кажется очарованию природы его нет границ. Здесь явился на свет славный сын осетинского народа Коста Хетагуров.

Рано потеряв мать, он не знал детства, рос без родительской ласки. Добрая соседка Чендзе взяла Коста к себе и стала ему второй матерью. Их каменная хижина - сакля стояла на крутом берегу горной речки, кругом возвышались черные скалы, по склонам гор рос дремучий лес. Тучи опускались прямо на плоские крыши аула. Зимой ущелья заносило снегом, и ни пройти, ни проехать было по дорогам. Вечерами у дымного очага мать рассказывала детям сказки о добрых богатырях-нартах. И зима уже не казалась такой бесконечной, вся семья с надеждой ждала весну…

Учитель. Отрывок из поэмы читает Келехсаева Алана «Чи дæ?»

Дзарасова Ида «Осень».

Учитель. Добрым мальчиком рос Коста, охотно помогал в домашних делах. С наступлением весны ходил в школу. Он любил учиться, хорошо рисовал. Часто, когда не было бумаги, рисовал углем на доске. Смолоду Коста начал сочинять стихи о суровых и прекрасных горах, о трудной жизни соседей-бедняков, об их бедах и надеждах. На всю жизнь он остался защитником бедных и угнетенных. Во имя счастливого будущего своего народа и всего человечества поэт неустанно прославлял идеи свободы, братства и равенства народов.

Сиротин Вадим «Лæгау»

Тхостов Хасан «Æрра фыййау»

Он не мог родиться и не внести с собой в жизнь золотые россыпи мудрых слов. Горцы потеряли бы дар речи, не будь стоголосой «осетинской лиры». Без нее пастушья свирель сиротливо умолкла бы. В сакле бедняка никогда не заглянуло бы жаркое солнце.

Над Наром солнце катит жарким шаром
Улыбкой ясной согревая нас
В ауле горном,
В этом доме старом
Давно уж в очаге огонь погас.
Коста глаголом властвует над миром
И словно солнце светит нам давно -
В сердцах зажег костры «Ирон фæндыр»-ом.
И им в веках угаснуть не дано.

Стихотворения

Коноваленко Элеонора «Зима»
Гуцева Люция «Весна»
Закаев Батраз «Лето»

Учитель. Он был добрым и щедрым, этот изумительный человек. В песню надо вложить сердце, чтобы она стала крылатой. И поэт не пожалел своего сердца. «Страдать за других невозможно, если ты не изведал страданья», - говорил Коста.

Созданные Коста поэтические образы были исполнены огромной нравственной силы. Герои его произведений, взятые поэтом из жизни, выражали жизненную правду, равнодушным к которой не мог оставаться ни один честный человек. Особенно трагичным был созданный поэтом образ мужественной осетинки вдовы, успокаивающей голодных детей обещаниями накормить бобами, которые будто бы варятся в котле.

Стихотворение "Мать сирот"

Учитель. Необычайно многообразно творческое наследие Коста Хетагурова. Отрицая мир насилия, поэт неутомимо славил труд, слагал песни в честь женщины-матери. Много стихотворений им было написано для детей. Коста любил детей отцовской любовью, и говорил: «Нигде мне так не весело, как с ними, ни за кого я так не страдаю, как за них…» И поэтому не случайно, что в его творчестве так много задушевных произведений для ребят.

«Скъолайы лæппу» (Хахлова А., Дудаев Г.,)

Учител. Имя Коста вошло в ряд самых высоких имен человечества. Осетинский народ может гордиться тем, что в сокровищнице многоцветной культуры России будут играть краски и цвета, вызванные к жизни таким художником, как Коста Хетагуров.

Учитель. Создатель осетинской национальной художественной литературы, Коста стал одним из главных ее героев. Образ поэта привлекал и поныне привлекает всех последующих осетинских литераторов.

Я была девчонкой-первоклассницей,
И казалось мне - какая разница,
Чье стихотворенье в этой книжке,
Вот прочту и побегу к мальчишкам:
Мне суровость их мужская нравилась.
Ну и я от слез почти избавилась.
Я читала. Проплывали строки о вдове,
О бедности глубокой, о котле с похлебкой из камней,
О голодных детях рядом с ней.
Я читала. И душа ребячья
Удержаться не могла от плача.
Мне тогда, ах, как хотелось страстно
Теплым хлебом саклю их украсить…
Помню, вас, мои друзья - мальчишки,
Променяла я тогда на книжки.
Сколько лет прошло! Но неспроста!
Имя мне запомнилось - Коста!

Учитель. Действительно, сколько лет прошло, но имя Коста живет. И сегодня мы опять возвращаемся уж который раз к тому, что трогает нас до глубины души, что заставляет восхищаться поэтическим словом произведений Коста! Кто он Коста? И поэт-лирик, и художник, и драматург, и поэт-песенник, и прозаик, и баснописец.

Учитель. А теперь ответим на вопросы викторины.

  1. Где родился Коста Хетагуров?
  2. Когда он родился?
  3. Кто его отец? Кем он работал?
  4. Как звали мать Коста?
  5. Кто его воспитал после смерти матери?
  6. Когда он начал рисовать?
  7. Зачем поехал Коста в Петербург?
  8. Почему он не закончил учебу в Академии художеств?
  9. Как называется сборник стихов Коста Хетагурова?
  10. Какие стихотворения он написал для детей?
  11. Откуда эти строки:

Цæйут æфсымæртау раттæм нæ къухтæ
Абон кæрæдзимæ, Иры лæппутæ!
(Балцы зарæг)
Уазал у зымæг æдде,
Махау дын хæдзар нæй! (Цъиу æмæ сывæллæттæ)
Тæхуды, тæхуды,
Кæмæн ис дæ цард! (Дзывылдар)
Цæттæ дæ хызын дар,
Тагъд де скъоламæ уай! (Лæгау)
Магусайæн - цæф,
Цырд лæппуйæн - кæф. (Кæмæн цы…)
Æз фæхуысдзынæн изæрмæ
Уыцы бæмбæгыл… (Æрра фыййау)

12. Назовите картины Коста.

Учитель. Ребята! Завершить наш сегодняшний урок, посвященный Коста, хотелось бы словами нашего знаменитого земляка Васо Абаева: «Англичане говорят: у нас есть Шекспир, немцы говорят: у нас есть Гете, русские говорят: у нас есть Пушкин, а мы, осетины, говорим: у нас есть Коста. Махæн та ис Къоста».

Библиографический список

  1. Осетинская лира (Ирон фандыр) Владикавказ, 1994.
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Хетагуров,_Коста_Леванович.
  3. Коста Хетагуров. Полное собрание сочинений. Издательство: "Менеджер" (1999).