Профилактика употребления психоактивных веществ и других социально-негативных проявлений среди детей и подростков

Разделы: Социальная педагогика

Классы: 7, 8, 9

Ключевые слова: профилактика употребления психоактивных веществ, профилактика наркозависимости


Введение

В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств обучающихся. Сейчас в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребёнок - добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником.

Социально-экономическая и духовно-нравственная ситуация в России характеризуется нарастанием социального неблагополучия отдельных семей, падением их жизненного уровня, криминальной среды, ростом преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Появилась немало детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, материальное положение которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе.

В сложной социально-психологической ситуации оказываются и дети в семьях, находящихся на грани развода и там, где родители ведут асоциальный образ жизни. В результате нарушаются психологические связи между ребёнком и родителями, что приводит к уходу детей из семьи. Социальный состав семей также является значимым фактором риска негативного влияния на несовершеннолетних.

В гимназии ведётся систематическая работа по профилактике асоциального поведения (встречи с сотрудниками правоохранительных органов, беседы с социальным педагогом, педагогом - психологом, посещение семей, находящихся в группе риска, круглые столы, классные часы и т.д.).

Сегодня человечество переживает настоящий кризис: распространение среди подростков курения, пьянства, токсикомании и наркомании достигает критических масштабов. Ученые бьют тревогу - наша нация постепенно вымирает: растет детская смертность; увеличивается число детей, имеющих психические и неврологические отклонения, что в свою очередь способствует росту детской преступности.

Согласно определению, здоровье - это не только отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

Несомненно, в каждой школе проводится большая работа по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и их родителей с целью изменения ценностного отношения детей и подростков к табакокурению, алкоголю, наркотикам и формирования личной ответственности учащихся за свое поведение, привлечения подростков к решению актуальной проблемы российского общества, формирования активной гражданской позиции обучающихся.

Среди огромного многообразия мероприятий по профилактике асоциального поведения и формирования навыков здорового образа жизни в детской и молодежной среде, особое место отдается интерактивным формам работы: тренинги, дискуссии, эвристические беседы, ролевые игры, круглые столы. Профилактическая работа направлена на создание в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребёнка, где ему хорошо и интересно. Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования обучающихся. Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время.

При составлении профилактического мероприятия следует учитывать реалии современности. Опираясь на возрастные особенности детского и подросткового возрастов, связанные с ними педагогические задачи, а также обращаясь к обозначенной выше проблеме, рекомендуется подробнее рассмотреть как интерактивный метод формирования навыков здорового образа жизни современную технологию - квест.

Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. Обратимся к определению: квест (Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»). Итак, квест - это приключенческая игра, которая приводит из точки А в точку Б, путем решения поставленных задач.

Рекомендовано классным руководителям и учащимся 7-9 классов внеурочное мероприятие по профилактике асоциального поведения квест-игра.

Пояснительная записка

В данной методической разработке мы рассмотрим педагогический потенциал технологии квест-игры в формировании позитивных мотивов и способов ведения здорового образа жизни у учащихся.

Целесообразность использования квест-игры как интерактивного метода обоснована тем, что в работе с молодежью следует акцентировать внимание, в первую очередь, на активную форму работы, когда молодые участники выступают не зрителями и слушателями, а включаются в проведение мероприятия. Такая форма взаимодействия психологически привлекательна и комфортна для несовершеннолетних, что позволяет привлекать и заинтересовывать большую аудиторию подростков и детей.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что особую актуальность приобретает помощь учащимся в поисках позитивных мотивов и способов ведения здорового образа жизни.

Основной целью игры является профилактика асоциального поведения и формирования навыков здорового образа жизни в детской и молодёжной среде.

Цель: Помочь подростку осознать пагубность вредных привычек и их последствий; ответственность за правонарушения среди несовершеннолетних и значимость бережного отношения к своему здоровью.

Задачи:

  • Систематизировать и обобщить ранее полученные знания по здоровому образу жизни и спорту.
  • Предотвратить проявление негативных явлений: алкоголизма, курения, агрессивного поведения, злоупотребления психоактивными веществами.
  • Проинформировать детей о влиянии вредных привычек на организм человека.
  • Формировать у учащихся мотивации на ведение здорового образа жизни, воспитывать ответственность за свое здоровье, жизнь и здоровье своих близких.
  • Содействовать развитию коммуникативных качеств личности школьника.
  • Формировать умения работать как индивидуально, так и в группе.

План квест-игры:

  1. Подготовительный этап - (планируется до начала игры, подготавливаются станции).
  2. Организационный момент - 10 мин
  3. Введение - 5 мин
  4. Станции (этапы, вопросы, задания) - 35 мин
  5. Итоги - 10 мин

Продолжительность: 60 минут

Участники: квест-игра по станциям предназначена для учащихся 7-9 классов, но не исключается участие учащихся другого возраста.

Место проведения: Организационный этап проводится в актовом зале. Звучит классическая, современная музыка. На стендах выставка работ (рисунков и плакатов) «Мы за!», посредине зала экран для показа фильма о здоровом образе жизни. Предполагается, что Ведущим является педагог. Станции здоровья организуются в кабинетах школы.

Основная часть

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  1. Подготовка реквизита. В соответствии с предполагаемым количеством участников заготавливаются маршрутные листы (приложение 1), таблички на двери кабинетов с названиями станций, реквизит на станции (см. описание станций).
  2. Подготовка руководителей на станциях. Руководителями могут быть педагогические работники, получившие необходимую установку и консультацию организаторов мероприятия, нацеленные не столько на определение более сильной по уровню подготовки команды, сколько на расширение кругозора учащихся по ЗОЖ.
  3. Подготовка наградного фонда. Как в любой игре, где предполагается выявление победителя, при подведении итогов должен присутствовать и момент награждения. В качестве наград могут быть как медали по количеству участников с символической надписью «Мы - за ЗОЖ!!!», так и сладкие призы и дипломы.
  4. Формирование участников. Варианты: на основе класса, коллектива одной кружковой группы или во время общего сбора учащихся на мероприятие путем распределения по цветовой гамме (это могут быть заготовки из бумаги разного цвета - красный, зеленый, желтый, голубой, оранжевый, белый). Количество участников в игре не должно превышать количества станций и составляет 6 человек. Если желающих участвовать в игре намного больше, возможно участие группами по 6 человек. В таком случае будут учитываться баллы группы в целом.

Перед основной игрой проводится отбор участников. В соответствии с полученной на руки маршрутной картой участники по очереди посещают станции Здоровья, где руководители станций задают участникам задания, оценивают их выполнение и выставляют заработанные баллы в маршрутный лист. На последней станции участники встречаются все вместе, где распределяются роли в соответствии с заработанными баллами по итогу предыдущих станций. На последней станции разбирается игровая ситуация всеми участниками. Далее по итогам заработанных баллов проходит награждение, побеждает участник, набравший наибольшее количество баллов.

ВВЕДЕНИЕ В ИГРУ

Организатор игры: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в этом зале.

Все мы с вами знаем, что здоровье - это самая главная ценность человеческой жизни. И чтобы быть здоровыми, необходимо вести здоровый образ жизни, соблюдать правильный режим дня, питания и закаливания, любить спорт, не иметь вредных привычек, не болеть, а если уж случится немного приболеть, суметь быстро вылечиться самому и помочь другим.

Участникам необходимо в соответствие с маршрутными листами пройти Станции : «Здоровье», «Профилактическая», «Скорая помощь», «Режим дня», «Спортивная» и заключительная общая станция «Театральная».

На каждой из них участников будут ожидать станционные руководители с заданиями, соответствующими тематике станции. В маршрутные листы станционные руководители будут вносить заработанные вами на станциях баллы. Имейте в виду, что участник, быстрее всех справившийся с заданиями, получит дополнительный балл, а участникам, нарушавшим дисциплину во время путешествия по станциям, баллы будут сниматься.

В добрый путь! Хорошего вам путешествия и новых необходимых для дальнейшей жизни знаний!

Для ребят, которые не вошли в число участников или ждут очереди для выхода своей группы, мы покажем познавательный художественный фильм о здоровом образе жизни.

ХОД ИГРЫ

Организатор игры: В современном мире у молодого поколения есть множество возможностей для своего духовного и физического развития.

Но случается так, что подросток не всегда проводит свободное время с пользой для себя, а бывает, что проводит его и во вред самому себе.

«Асоциальные проявления или вредные привычки» актуальная тема на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток осознает, к каким тяжёлым и трудно исправимым последствиям ведут вредные привычки.

Мы не хотим так жить. Задумайтесь над этой проблемой и выберите правильный путь в жизни.

Сегодня я предлагаю вам пройти пять испытаний. На каждой станции вы будете отвечать на вопросы, выполнять задания и зарабатывать баллы. В конце подведем итоги и посмотрим, какая команда наиболее эрудирована в вопросах здорового образа жизни.

Сейчас я хочу предложить вам отправимся в путешествие-игру: разделиться на команды по цвету и выбрать ваших капитанов: (Выбирают капитанов, команды получают маршрутные листы и отправляются по станциям).

Участникам необходимо в соответствие с маршрутными листами пройти Станции: «В плену у вредных привычек», «Спортивная», «Правильное питание», «Скажи мне, кто твой друг…», «Корабль моей жизни» и заключительная общая станция «Театральная».

На каждой из них участников будут ожидать станционные руководители с заданиями, соответствующими тематике станции. В маршрутные листы станционные руководители будут вносить заработанные вами на станциях баллы. Имейте в виду, что участник, быстрее всех справившийся с заданиями, получит дополнительный балл, а участникам, нарушавшим дисциплину во время путешествия по станциям, баллы будут сниматься.

В добрый путь! Хорошего вам путешествия и новых необходимых для дальнейшей жизни знаний!

Для ребят, которые не вошли в число участников или ждут очереди для выхода своей группы, мы покажем познавательный видеоролик о здоровом образе жизни.

ВОПРОСЫ И ИНСЦЕНИРОВКА НА СТАНЦИЯХ

1. Станция «В плену у вредных привычек»

Учитель химии (Эксперимент). Для эксперимента учитель разбивает в плошку куриное яйцо и говорит, что структура нашего мозга напоминает структуру белка. Затем ведущий достает этиловый спирт и говорит, что спирт входит в состав всех алкогольных напитков. Ведущий наливает спирт в яйцо и демонстрирует участникам, как белок начинает вариться. Тоже самое происходит с нашим мозгом, когда мы употребляем алкоголь. То он начинает вариться, разрушаться, чем больше алкоголя, тем больше разрушений.
После проведения эксперимента ведущий делает вывод, что алкоголь опасен для здоровья.

Ответьте на вопросы:

1. В Ницце юноши устроили состязание на выносливость к табаку. Молодого человека, выкурившего табака больше, чем другие ждал специальный приз. Но победитель не получил его. Почему? Он умер, т.к. выкурил 60 сигарет.

2. Чем грозит курение молодому растущему организму? Ведёт к остановке роста, исхуданию и гибели клеток.

3. Сколько вредных веществ содержится в табачном дыме? Свыше 4000.

4.У кого наибольшая зависимость от табака? У тех, кто начал курить до 20 лет.

5. Какие заболевания считаются наиболее связанными с зависимостью от курения? Рак легких.

6. Болезкь, о которой говорят: «Добровольное сумасшествие»? Алкоголизм

7. Какой вред наносит своему будущему ребёнку пьющая беременная женщина? Алкоголь может привести к появлению физических уродств и вызвать нарушения психики ребёнка.

8. Подросток может стать алкоголиком от употребления пива? Да

9. На сколько лет сокращает свою жизнь человек, употребляющий алкоголь? На 10-20 лет.

10. Почему опасно даже разовое употребление наркотика? Возникает психологическая зависимость.

11. Как влияет употребление наркотиков на работу сердца? Замедляет его работу.

12. Кто страдает в первую очередь от того, что подросток - наркоман и почему? Семья, родители (идет на все ради денег).

2. Станция «Спортивная»

Учитель физической культуры:

- А вы знаете, почему спорт полезен для здоровья?

  1. Почему стоит заниматься спортом? (Спорт благотворно влияет на организм человека).
  2. Какие водные виды спорта вы знаете? (Плавание, водное поло, гребля)
  3. Популярен ли спорт среди молодежи? (Дети высказывают свое мнение)
  4. В каком зимнем виде спорта Россия является лидером? (Фигурное катание, хоккей)
  5. В каком году проводились летние олимпийские игры в Москве? (1980)
  6. Что вы знаете о work out насколько он доступен для молодежи? (Дети высказывают своё мнение)
  7. Какие вы знаете виды спорта, связанные с катанием на коньках? (фигурное катание, хоккей, конькобежный спорт, шорт-трек)
  8. В каком признанном виде спорта необходимо сидеть на стуле и размышлять? (Шахматы, шашки)
  9. В каком году проводилась зимние олимпийские игры в России? (2014)
  10. Какого цвета олимпийские кольца? (Красный, желтый, зеленый, синий, черный)

3. Станция «Правильное питание»

Учитель технологии: - Смотрите, у преподавателей, похоже, обеденный перерыв (мини-сценка о еде - чипсы, лапша ролтон, пепси кола), можно задействовать педагогов.

- А почему эти продукты вредны для нашего здоровья?

1. Как называется сушеный абрикос без косточки? (Курага)

2. Основной источник витаминов - это… (Овощи и фрукты)

3. Кашу не испортишь... (Маслом)

4. Один из самых крупных овощей (Тыква)

5. Какой овощ очень полезен для зрения? (Морковь)

6. Для чего детям необходимо молоко? (Для роста)

7. Какое название ещё имеет помидор? (Томат)

8. Первая еда родившегося ребенка (Молоко)

9. Какой витамин получает человек, загорая на солнышке? (Витамин Д)

10. Какой витамин называется «витамином роста»? (Витамин А)

4. Станция «Скажи мне, кто твой друг…»

Социальный педагог: - Ребята, посмотрите, вам не кажется эта ситуация знакомой? (мини-сценка о друзьях).

- А какая пословица может проиллюстрировать данную ситуацию?

Я думаю, что вы согласитесь с этой пословицей «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Не секрет, что компания оказывает на человека определенное влияние. А вы знаете:

1. Как называется часть общей культуры, системы ценностей, обычаев, традицией, присущие большой социальной группе. (Субкультура)

Данные объединения могут быть легальными и нелегальными, т.е. формальными и неформальными.

2. Как вы думаете, что значит формальные и неформальные молодежные объединения?

(Формальные - детские и молодежные организации, деятельность которых регулируется государством, законами и правовыми документами (уставом, положением, планом работы и т.д.) Виды: политические, правозащитные, спортивные, досуговые, экологические, религиозные. Неформальные - отличаются от других своими взглядами, принципами, убеждениями. Создают группы, имеют свой имидж, имеют свою символику и атрибуты, обязательно есть лидер.)

3. По характеру социальной направленности неформальные группы можно классифицировать следующим образом: просоциальные, асоциальные.
Антисоциальные. Что значит каждое из этих понятий?

  • просоциальные (социально положительные);
  • асоциальные (стоящие в стороне от основных социальных проблем);
  • антисоциальные (социально отрицательные).

4. Какие вы знаете неформальные молодежные объединения? (Рокеры, байкеры, эмо, скинхеды, панки, фрики, толкиенисты и др.)

5. Одно из неформальных объединений- байкеры. А что означает это слово? Байкеры (англ. biker, от bike motorbike motorbicycle "мотоцикл") - любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни.

6. Где зародилось байкерское движение? (США)

7. Какой субкультуре принадлежит лозунг: "Все мы разные, все мы равные!» (панк)

8. Панк - это не только стиль музыки и внешний вид, но и определенные идеи бунтарского содержания. Каковы отличительные черты панков? (Панки - внешне неприглядны. Обращают на себя внимание прически: гребень, чуб, ирокез. Одежда панков: кожаный пиджак на голое тело, одежда из холщовой ткани. Серьги на лице и в ушах. Их отличает грубый жаргон, непристойное поведение.)

9. Есть молодежные группировки, говорить о которых больно и стыдно. Есть молодые люди, которые и сегодня кричат: "Хайль Гитлер", носят свастику, ненавидят людей других национальностей и используют вполне фашистские методы. Как называется такая субкультура? (Скинхэды)

10. Как еще называют скинхэдов? (Бритоголовые)

5. Станция «Корабль моей жизни»

Педагог-психолог: (дети рисуют на заготовках корабль своей жизни), здесь же анализируют,осмысляют.

Если жизнь изобразить при помощи плоскости координат по основным направлениям, без которых жизнедеятельность человека невозможна, и соединить полученные показатели, то мы получим фигуру корабля. У каждого она будет своя. Интервал от 1 до 10.

Направления: здоровье, время, деятельность(учёба), социум (друзья,досуг,развлечения).

6. Станция «ФИНАЛЬНАЯ СЦЕНКА»

Ученица 1. Ну почему мне так не везёт?! Вот, тройку сегодня по алгебре получила! Мама опять расстроится. А я ведь плохо к контрольной подготовилась, потому что поздно вчера из музыкальной школы пришла. Мы уже месяц к концерту готовимся. (воодушевленно) На международный фестиваль поедем! (Со злостью) Да надоело мне всё! Только и вижу-школа, дом, музыкалка. Вон девчонки каждый вечер гуляют. Компания, говорят, у них веселая. А меня уже и не замечают совсем, не хотят со мной общаться!

Лень: А ты брось всё, наплевать на эти уроки, музыкальную школу, домашние обязанности. Иди на диванчике поваляйся, музыку послушай.

Социальные сети: А лучше, заходи в интернет, найди нужный сайт. Там, знаешь, сколько «добрых» и «отзывчивых» людей. Вмиг все твои проблемы помогут решить.

Курение: И покурить сходи. Говорят, курение хорошо стресс снимает. Да не бойся, не заметит твоя мама ничего. Ты же у нас хорошая девочка. Про тебя плохо никто и не подумает.

Алкоголь: Надо тебе купить баночку «анти стресса». Выпей и иди к своим подружкам. Они тебя сразу тогда в свою компанию примут.

Злость: Нет, ты к своим бывшим подружкам не ходи! Ты себе новую компанию найдешь, лучше! А этим отомсти. Договорись с Петькой, пусть он тебе поможет, подкараулите их после школы и как следует надаёте им, чтоб уважали и боялись тебя.

Цинизм: И не забудь все это на камеру снять, как они у тебя в ногах будут валяться и прощения просить. Потом в интернет выложишь. Знаешь, сколько лайков получишь?!

Невежество: Да ничего тебе за это не будет, ты же несовершеннолетняя. А даже, если и будет! Ну и что?! С новыми «уважаемыми людьми» познакомишься. Тебя не только в школе, во всем районе уважать начнут.

Тянут Полину в разные стороны. Она вырывается

Ученица 1. Нет! я так жить не хочу! Я выбираю - жизнь!

Учитель: Ребята, если вы тоже являетесь ярыми сторонниками здорового образа жизни. Если вы уверены, что вы никогда не окажетесь в плену у вредных привычек, прикрепите на наше дерево жизни цветок. А если наше мероприятие заставило вас задуматься над тем, какой образ жизни вы ведете. И, возможно, у вас появилось желание что-то изменить в нем, прикрепите листок.

(Дети прикрепляют цветы и листочки на «древо жизни», оставляют отзывы о мероприятии).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Совет руководителей станций и организаторов мероприятия на основании результатов прохождения станций участниками, выставленными в маршрутных листах, оглашает итоги игры.

Производится награждение победителей.

Организатор игры: Наше путешествие подошло к концу. Надеемся, что вы, ребята, еще не раз захотите поиграть в такую игру.

Здоровье - неоценимое счастье в жизни каждого человека. Всем нам присуще желание быть здоровыми и крепкими, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшнее мероприятие не прошло для вас даром, вы многое поняли и можете дружно сказать: «Мы за здоровый образ жизни»!

Заключение

Анализируя результаты на полученные в ходе использования квест-игры, мы можем говорить о повышении заинтересованности учащихся в данной деятельности. Так как стандартные формы профилактики вызывают предвзятое отношение у подростков. Благодаря использованию новой формы, у участников была возможность принять на себя разные роли для того чтобы лучше разобраться в ситуации. В процессе квеста приходилось выполнять задания, разрешать ситуации, совершать выбор, планировать. Помимо проживания собственного опыта каждый имеет возможность видеть и анализировать опыт других, что расширяет личный социально-психологический багаж. Дети активно принимали участие в квесте, играя с интересом и удовольствием. В основном все с легкостью проходили все станции, но возникали и трудности. Работа в формате квест-игры даст возможность участникам эффективнее определить причины и опасность для человека такого явления, как "зависимость", более осмысленно понять, для чего необходимо поддерживать активный образ жизни и быть в хорошей физической форме, правильно питаться и соблюдать режим дня. Анализируя итоги проведенного мероприятия, мы можем утверждать, что квест как интерактивный метод весьма успешен, так как позволяет вовлечь и заинтересовать учащихся. Успешность реализации квест-игры предполагает его дальнейшее использовании в программе профилактики образовательныхучреждений.

Приложение

Список используемой литературы

  1. Миновская О.В. Организация экстремальных культурно-досуговых мероприятий для учащихся в условиях города // Социальная педагогика в социальных практиках: Сборник материалов Международного симпозиума / научн. ред. А.В.Мудрик, Т.Т.Щелина. - М.: БУКИ ВЕДИ, 2013. - 212 с. 5.
  2. Зуйкова А.К. Здоровый образ жизни подростков: нерешенные проблемы // Здоровье и образование в XXI веке. - 2012. Т.14 (Вып. № 4).
  3. Столярова Д.И. Методическая разработка по профилактике аддикций//2016. г.Кировск.
  4. Данакин Н.С. Совершенствование управления формированием здорового образа жизни учащейся молодежи: монография рец.: В.В. Бахарев, В.Ф. Томилин; БГТУ им. В.Г. Шухова, НИИ, Белгород, БГТУ им. В.Г. Шухова, 2011
  5. Ерхова Н.В., Климович В.Ю. День здоровья. Профилактика употребления ПАВ. Центр Планетариум. Москва. 2007г.;
  6. Еременко Н.И., Профилактика вредных привычек. Москва. Глобус. 2007г.;

Информационная основа - сайты в Интернете

  1. http://zachashkoi.ru/stil/do-i-posle-kak-meniautsia-ludi-posle-otkaza-ot-alkogolia.html
  2. http://ugreylifebistro.ru/krasota_i_zdorove/52949-бросила+курить+и+появились+прыщи+на+лице.html
  3. http://www.pure-t.ru/2017/03/14/20-вдохновляющих-людей-которые-устали-б/
  4. http://secrets-world.com/photo/187-narkomany-do-i-posle.html
  5. http://www.psychologies.ru/forum/search/?q=сергацкий%20г.%20и.%20Изнанка%20любви...

Список используемых источников

[1]. Смирнов А.Т., Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. 2001.

[2]. Ерхова Н.В., Климович В.Ю. День здоровья. Профилактика употребления ПАВ. Центр Планетариум. Москва. 2007.

[3]. Еременко Н.И., Профилактика вредных привычек. Москва. Глобус. 2007.

[4]. Латчук В.Н., Смирнов С.К., Рабочая тетрадь для учителя: Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс.

[5]. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагин А.Т., Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся средней школы. Казань. 2002.

[6]. Бодина Е., Ащеулова К., Педагогические ситуации. Москва. 2002.

Информационная основа - сайты в Интернете

[1].http://rudocs.exdat.com/docs/index508178.html?page=2.

[2].http://www.zor-da.ru/muz/metodichsekie-materialy/.

[3].http://medkirov.ru/site/LSPC95581.

[4].http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/stsenarii-klassnogo-chasa-za-[5].zdorovyi-obraz-zhizni.

[6].http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-dlja-starsheklasnikov-i-studentov-koledzha.