План-конспект занятия по сольфеджио "Разноцветный звукоряд"

Разделы: Музыка, Работа с родителями, Дополнительное образование

Ключевые слова: сольфеджио


В течение полугодия учащиеся знакомятся с нотами первой октавы по системе «Цветные ноты», где каждой ноте музыкального звукоряд соответствует определённый цвет радуги. Например, до - красный, ре - оранжевый, ми - жёлтый и т.д. Такая система активно используется в работе с дошкольниками многими педагогами в разных странах мира. Благодаря этому подходу у детей активизируются различные виды памяти и ассоциативное мышление, а запоминание учебного материала происходит быстрее и эффективнее. Ещё один плюс данной системы - это возможность музицирования на элементарных звуковысотных инструментах (цветные металлофоны, цветные колокольчики, перкуссионные трубки и т.д.) уже на первых уроках.

Тема: Ноты первой октавы.

Предмет: Сольфеджио.

Возраст: 5-6 лет.

Цель: Организовать деятельность учащихся по повторения и закреплению знаний нот первой октавы.

Задачи:

  1. Повторить ноты первой октавы
  2. Повторить основные музыкальные термины и знаки
  3. Развивать навык чтения с листа
  4. Развивать навыки координации и чувства метроритма
  5. Развивать коммуникативные способности
  6. Развивать навыки ансамблевого музицирования
  7. Развивать творческое начало учащихся

Оборудование: электронная доска, музыкальные инструменты - цветные колокольчики, музыкальная лесенка, разноцветные магниты.

1 этап

Учитель: Семь цветов у радуги. У музыки семь нот. Звуки с радугой смешай и цвета мне называй.

Учитель показывает на экране электронной доски изображение музыкальной радуги.

Дети: До - красный, Ре - оранжевый, Ми - жёлтый, Фа - зелёный, Соль - голубой, Ля - синий, Си - фиолетовый.

Учитель: А где живут ноты?

Дети: На нотном стане.

Учитель: Сколько линеек на нотном стане? Как правильно сосчитать эти линейки?

Дети: Пять линеек, которые считаем снизу вверх.

Учитель: Давайте вспомним песню «Где живут ноты?» и посадим каждую ноту на своё место на нотном стане.

Дети поют песню про каждую ноту отдельно, по очереди выходят к доске и выкладывают звукоряд с помощью цветных магнитов. Затем находят ноты на клавиатуре фортепиано и также отмечают их с помощью цветных магнитов.

Учитель: Как здорово вы выполнили задание. Все звуки выстроились в ряд в разноцветный звукоряд. Но в моей игре «Весёлое сольфеджио» все звуки перемешались. Помогите правильно назвать каждую ноту!

Работа с электронной доской. Интерактивная игра «Весёлое сольфеджио». Суть игры угадать ноту на нотном стане, найти её слоговое название и нажать правильную кнопку. Если ответ верный, появляется следующий слайд.

2 этап

Учитель: Отличная работа! Вы прекрасно справились с интеллектуальной разминкой. А теперь предлагаю оживить наш звукоряд! Споем гамму До мажор различными ритмическими рисунками.

На экране электронной доски карточки с разными вариантами ритмических рисунков. Необходимо назвать эти длительность, прочитать ритм ритмослогами, прохлопать ритм, затем спеть гамму в заданном ритме.

3 этап

Учитель: Вот пришёл к нам в гости Ёж, с собой песенку принёс. Давайте послушаем!

Учитель держит в руке игрушку и поёт песню про Ежа.

Учитель: Понравилась песенка? Давайте разучим её.

Ноты песни «Ёж» появляются на экране электронной доски.

Задания:

  1. Спеть песню со словами вместе с учителем.
  2. Прохлопать ритмический рисунок.
  3. Спеть песню нотами.
  4. Показать мелодию песни на ступенной лестнице.
  5. Сыграть мелодию на цветных колокольчиках.

4 этап

Учитель: Нот на свете ровно семь и они известны всем! До, ре, ми, фа, соль, ля, си - все ноты в гости пригласи!

Учитель играет вступление к песне Металлиди Ж. «Песенка про ноты».

Учитель: Ребята, вы догадались, что это за песня?

Дети: Да! Это «Песенка про ноты».

Дети берут музыкальные инструменты. Например, девочки треугольники, мальчики бубны. Первый куплет поют девочки и играют остинатный (повторяющийся) ритм, второй куплет поют мальчики, в припеве ноты поют все вместе или играют гамму на цветном металлофоне.

Учитель: Песни мы пели, по нотам играли, все инструменты дружно звучали. Но завершилась наша игра. Музыкальную точку ставить пора!

Список литературы

  1. Абелян Л. «Забавное сольфеджио». М. 1982.
  2. Бергер Н. «Как научить играть песенку за 10 минут». Спб., 2014.
  3. Захарова И.. Моржина Е. «Игровая педагогика». М. 2019.
  4. «Из цвета в звук» сборник методических материалов. О. 2022.
  5. Кононова Н. «Музыкальные дидактические игры для дошкольников». М, 1982.
  6. Корнеева И. «Карусель животных»ю С. 2009.
  7. «Орф Шульверк Базовые тексты». Спб. 2019.
  8. Тютюнникова Т. «Песенки - бусинки». М. 2010.
  9. Хейзинга Й. «Человек играющий». М. 2022.