Литература
-
"Птица счастья" в якутских народных сказках. Мастерская творческого письма "Птица счастья завтрашнего дня…" 2008
Вашему вниманию предлагается статья, в которой вы познакомитесь с особенностями якутских сказок и проектом "Птица счастья".
-
Литературно-музыкальная композиция "Великий перелом" 2008
В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой...
-
Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках литературы 2008
Статья представляет обобщенный опыт работы по организации учебно-исследовательской деятельности на уроках литературы. Предлагается система заданий, способствующих развитию надпредметных умений и навыков, типы и темы исследовательских работ. Обосновывается целесообразность исследовательской деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса.
-
Зима в стихотворениях русских поэтов 2008
Интеллектуальные и духовные способности учащихся развиваются постепенно в процессе обучения. Уроки работы с лирическим произведением – одна из возможностей научить школьника самостоятельно мыслить, наблюдать, анализировать, обобщать. Осторожный и вдумчивый анализ текста рождает более глубокое его понимание и сопереживание.
-
Урок литературы в 5-м классе по рассказу Ю.Сотника "Гадюка" на тему "Сочувствие надо иметь" (по программе Г.С. Меркина и др.) 2008
Предствленная работа развивает умение наблюдать над художественным словом, показывает роль речевых характеристик в раскрытии характеров героев, роль детали, средств выразительности. Формирует умение анализировать прозаическое произведение, вести диалог, формировать основную мысль произведения, развивать умение рассуждать, развивать исследовательские способности (умение сравнивать). Привлекает внимание учащихся к вопросам, связанным с появлением сочувствия, уважения к другим людям.
-
Литературно-экологический праздник "По страницам Красной книги Красноярского края" 2008
Проблема охраны природы очень актуальна в наши дни. В прошлом веке люди всерьез стали беспокоиться о сохранении природы. Не обошла эта беда и наш край. Красная книга содержит сведения о редких и исчезающих видах животных и растений в Красноярском крае. Литературно-экологический праздник "По страницам Красной книги Красноярского края" - это призыв к будущим поколениям сохранить уникальную природу и животный мир нашего края.
-
Интегрированный урок, 10-й класс, английский язык + русская словесность 2008
Залог успешности работы с учениками на интегрированном уроке - четкая скоординированность целей обучения двум школьным предметам, выработка единых методических подходов к обучению. Выбирая тот или иной прием или форму работы с детьми, учитель должен учитывать два аспекта - научное обоснование метода и психолого-возрастные особенности учеников. Предлагаем разработку интегрированного урока по русской словесности и английскому языку. Основным направлением организации лингворечевой деятельности учащихся на таком уроке является работа с готовым текстом и конструирование собственного.
-
Интегрированный урок, 5-й класс, русская словесность + музыка + ИЗО 2008
Учащиеся, слушая музыку, работая с картинами художников, анализируя художественный текст, приходят к выводу, что у каждой из этих областей свои средства создания образа. Но некоторые из них могут являться средством создания образов не только в одной из них (например, ритм, интонация). Учащиеся должны усвоить на таком уроке, что образ является формой чувственно-образного восприятия мира, поэтому для исследования был выбран один объект - метель.
-
Методическая разработка урока-игры по литературе "Крестики-нолики" по произведению В.Ю. Драгунского "Девочка на шаре" 2008
Основная идея - это игра в игре. Она представляет собой подлинную игру в "Крестики-нолики". Развивает интерес к творческому поиску оригинальных решений, быстроту реакции и сообразительность. В игре важна как сама конкурсная система с четким, понятным заданием, так и все возрастающий интерес к игре, азарт борьбы, которая побуждает детей думать, действовать, применять свои знания на практике. Основная идея конкурсов: от способности каждого зависит успех всей команды.
-
Урок-семинар по роману Н.Г. Чернышевского "Будущее светло и прекрасно…" 2008
Заключительный урок по роману Н.Г. Чернышевского "Что делать?" помогает учащимся по-новому увидеть личность писателя, выразить собственное видение будущего, осмыслить личную причастность к нему. Название урока "Будущее светло и прекрасно..." побуждает искать ответы на наиболее сложные вопросы, стоящие перед теми, кто стоит на пороге самостоятельной жизни.
-
Урок — защита творческого проекта 2008
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе. Хотелось бы, чтобы информационные технологии, которые изучаются на уроках информатики, были востребованы и на уроках по другим учебным дисциплинам. Поэтому цель данного проекта - применение информационных технологий в изучении литературы.
-
Сценарий урока литературы в 11-м классе по теме "Тропа Федора Абрамова и его героев" (по повести "Пелагея") 2008
Урок знакомит учащихся с биографией Ф.Абрамова, повестью "Пелагея"; учит сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявляет идейный смысл повести, авторское отношение к героям; пополняет словарный запас учащихся словами "деревенская" проза, братина.
-
Приемы педагогической техники на уроках русского языка и литературы 2008
Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. У кого же учиться, как не у мастеров слова - писателей и поэтов.
-
Урок-экскурсия "Формулы вокруг нас" 2008
Урок-игра развивает у учащихся математические способности, имеет практическое применение. Ученики, посетив родной город, увидели повсюду применение тех формул, которые изучили на уроке. Знание формул поможет им ориентироваться в окружающей среде. Безопасность движения – одна из основных задач в школе.
-
Урок по литературе, 7-й класс. "Детский фольклор" 2008
Урок знакомит учащихся с жанрами детского фольклора, развивает творческие способности, расширяет кругозор, воспитывает интерес к изучению творческого наследия русского народа.
-
Исследовательская работа по литературе: "Пушкин и Сибирь" 2008
Цель работы: проследить связь Пушкина с Сибирью и его влияние на развитие сибирской литературы; выявить, были ли у Пушкина "сибирские корни"; в каких произведениях поэта отражена тема Сибири; очертить круг писателей, живущих в Сибири и поддерживающих связь с Пушкиным, каково было влияние Пушкина на них? Работа может быть интересна преподавателям литературы, учащимся школ, студентам.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Природа Алтая в стихах Николая Рубцова: свет, цвет, звук, запах" 2008
Урок посвящен пейзажной "алтайской" лирике Н. Рубцова. Выделяя её "составляющие": свет, запахи и т.д., приходим к пониманию природы как ЖИВОГО, изменяющегося организма, живущего в тесной связи с человеком - её неотъемлемой частью.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Культурное наследие Д.С. Лихачева. Письма о добром и прекрасном. О добре и зле" 2008
Предлагаемый материал содержит информацию о Д.С. Лихачеве, углубляет представление шестиклассников о понятиях "добро", "забота", стимулирует у детей нравственные мотивы поведения на примере выдающихся личностей, их жизни и деятельности.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в "петербургских углах" 2008
Представлен конспет урока литературы в 10-м классе по теме "Теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в "петербургских углах"".
-
Урок литературы с использованием технологии встречных усилий и ИКТ по теме "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…" (Ф.И. Тютчев) 2008
Педагоги, преподающие литературу в старших классах, думаю, сталкивались с проблемой вводных лекций. Как преподнести ученикам события в личной и творческой жизни писателей, чтобы за датами, названиями сборников они увидели, почувствовали человека, с его радостями и бедами, надеждами и разочарованиями, взлетами и падениями? Чтобы исключить формальный подход к изучению биографий писателей, использую на таких уроках технологию встречных усилий и ИКТ. Уроки-презентации позволяют расширить рамки знакомства с судьбой, творчеством писателей, способствуют созданию целостного образа художника слова, мотивируют учащихся на творческую деятельность.
-
Конспект урока литературы по повести Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо" на тему "Судьба. У каждой собаки – своя судьба" 2008
Представлен конспект урока литературы в 8-м классе по теме: "Судьба. У каждой собаки - своя судьба...". По повести Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо".
-
Литературно-музыкальная композиция "Узнай меня по…" 2008
Литературно-музыкальная композиция "Узнавай меня по..." помогает ощутить женскую таинственность, очарование. Композиция в себя литературные произведения разных времен. В композиции участвуют старшеклассники.
-
Открытый урок в 6-м классе по творчеству А.С. Пушкина 2008
Пушкин – добрый спутник нашей жизни. Кажется, знаешь его наизусть с детских лет, со школы, и все же каждый раз раскрывая как бы наудачу привычную, издавна любимую книгу, находишь в ней что-то новое, неизведанное, как бы сверкнувшее впервые.
-
Разработка урока по литературе в 11-м классе по теме "Нравственные проблемы в рассказе В.Г. Распутина "В ту же землю"" 2008
Одно из главных направлений в преподавании литературы - это развитие личности ученика, способного задумываться над проблемами художественного произведения. Прочитав рассказ В.Г. Распутина "В ту же землю", учащиеся с особой остротой понимают, к чему могут привести потеря памяти, равнодушие, утрата вековых традиций.
-
Урок по теме "От жадности и скупости к деградации личности". Скупой рыцарь из одноименной трагедии А.С. Пушкина и Плюшкин из поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2008
Скупой рыцарь, из одноименной трагедии А.С. Пушкина и Плюшкин, из поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души". Что объединяет их?
-
"Кот в мировой литературе", (5-й класс) 2008
Представлен конспект занятия для 5-го класса: "Кот в мировой литературе".
-
Литературная игра по пьесе Александра Вампилова "Утиная охота", 7-й класс 2008
Представлен конспект литературной игры по пьесе А.Вампилова "Утиная охота", 7-й класс (преподавание литературы). В процессе игры, любой учебный материал, усваивается более качественно. Большой интерес вызывает у учеников игровые уроки. Игра дает возможность воссоздать ту атмосферу, где ребята смогут представить себе героев литературного произведения.
-
Урок по рассказу А.П. Чехова "Смерть чиновника" 2008
На представленном уроке продолжается работа по творчеству А.П. Чехова.
-
Урок по литературе в 11-м классе "Жил артист, жил поэт, жил певец среди нас…" (о жизни и творчестве Вл. Высоцкого) 2008
Совсем недавно, 25 января исполнилось бы 70 лет со дня рождения Владимира Высоцкого. Этот урок - не дань моде, а дань памяти. Памяти о человеке, поэте, который воплотил в себе боль и совесть своего времени. Целью этого урока является знакомство с жизнью и творчеством Вл. Высоцкого через воспоминания людей, которые жили рядом с ним, знали и любили его. Через воспоминания различных людей, близких и не очень, хорошо знавших Вл. Высоцкого, восхищавшихся его песнями, учащиеся должны понять: Каким он был?
-
О лирическом начале в рассказе И.А. Бунина "Танька" 2008
Исследователи считают, что первые опыты в прозе И.А. Бунина были несовершенны, но всё же уже ощущалась особая манера писателя, к новациям раннего Бунина обычно относят и лиризацию прозы. По мнению литературоведов, вершиной раннего творчества Бунина является рассказ "Антоновские яблоки". На наш взгляд, лирическое начало присутствует уже в рассказе "Танька". Статья может быть интересна преподавателям литературы.