Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • "В Петербурге, самом отвлеченном и умышленном городе на всём земном шаре" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", 10-й класс) 2005

    Автор: Зуева Ольга Александровна

    Изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» уместнее начать с изучения темы Петербурга и его влияния на судьбы героев. При разработке урока акцент делался прежде всего на связь образа Петербурга с образом Петербурга его предшественников, на эволюцию этого образа в русской литературе. Одной из основных целей урока было показать учащимся особенности города «униженных и оскорбленных», средства его изображения, сходство и отличие образа Петербурга Достоевского с образом Петербурга в произведениях 1810-60-х годов. При этом одновременно учащиеся подводятся к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром.

  • Урок-викторина "Литература плюс…"(по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") 2005

    Автор: Казакова Ирина Николаевна

    В занимательной форме повторяется и закрепляется повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка".Зная заранее о грядущей игре-викторине, учащиеся просто не могут не прочитать внимательно это произведение.

  • Групповая форма организации работы учащихся при изучении повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" в 9-м классе 2005

    Автор: Сергеева Лидия Александровна

    В предлагаемом материале автор делится опытом изучения традиционного для школьной программы произведения - повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с опорой на самостоятельную работу учеников с текстом. В основе урока - групповая форма организации труда учащихся. Работа в группах эффективна: она способствует развитию навыков самостоятельной работы с книгой, она демократична, воспитывает коллективизм, формирует общественное мнение, готовит к работе в старших классах, к студенчеству.

  • Урок-представление "Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!"(По творчеству Д. Хармса) 2005

    Автор: Гаврилова Татьяна Ивановна

    На уроке в игровой форме дети знакомятся с творчеством Д. Хармса: стихами, сказками, рассказами. Через театральное представление они узнают героев необычного детского писателя.

  • Смутное время, отраженное в исторической трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов" 2005

    Автор: Гензель Галина Васильевна

    Интегрированное внеклассное мероприятие (литература и история) по теме "Смутное время, отраженное в исторической трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов". С элементами театрализации для учащихся 7 класса.

  • Урок-концерт по комедии Н. Гоголя "Ревизор" 2005

    Автор: Ларионова Татьяна Вячеславовна

    Внеклассное мероприятие по комедии Н.Гоголя "Ревизор" для учащихся 8-х классов в форме урока-концерта.

  • А.М. Ремизов. Сказка серебряного века. "Посолонь"("Красочки") 2005

    Автор: Людкевич Наталья Николаевна

    Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа) по теме "Возвращённые имена". Материал содержит интересные сведения, позволяющие детям познакомиться с творчеством малоизвестного русского писателя А.М. Ремизова. Разнообразные методы и приёмы урока помогают изучить тему увлекательно и доступно. Делается упор на анализ текста, на познание главной драгоценности книги - её языка.


  • Литературный вечер, посвященный памяти В.С. Высоцкого: "Он не вернулся из боя" 2005

    Автор: Терентьева Наталья Михайловна

    Литературный вечер, посвященный памяти В.С. Высоцкого, призван углубить знания учащихся о личности артиста и поэта, показать гражданственность и самобытность его поэзии.

  • Тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой "Реквием" 2005

    Автор: Виноградова Елена Викторовна

    Через анализ текста поэмы учащиеся подходят к пониманию индивидуальности поэтессы, воспитывается любовь к Родине, эмоциональная и интеллектуальная отзывчивость.

  • Тема урока: "Уметь любить человека" (по рассказу А.П. Платонова "Юшка") 2005

    Автор: Чайлорьян Светлана Викторовна

    На примере рассказа А.П. Платонова "Юшка" педагог знакомит детей с творчеством автора, размышляет о природе и любви к ближнему, о добре и зле.

  • Слово о математике 2005

    Автор: Ковтюх Марина Кимовна

    Урок посвящен первой русской женщине-математику - Софье Ковалевской.

  • Урок на тему: Д.Г. Байрон "Портрет на фоне истории и литературы" 2005

    Автор: Блохина Наталья Михайловна

    Разработка интегрированного урока, цели которого исследовать и дать оценку личности лорда Байрона, выяснив, какие обстоятельства влияют на поэтов и писателей; развивать навык публичного выступления с докладом, сообщением, обучать выразительному чтению стихов; воспитывать уважение к мировой истории и культуре, мужество и патриотизм.

  • Литературно-музыкальная композиция на тему: "Любимые женщины А.С. Пушкина" 2005

    Автор: Зограбян Лариса Геворковна

    Литературно-музыкальная композиция знакомит учащихся с основными этапами жизни великого поэта, его умением любить и восхищаться красотой. Данная разработка подходит для любого внеклассного мероприятия: музыкально-поэтического вечера, литературной гостинной и т.д.

  • Урок литературы в 6-м классе по теме: «"Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "На севере диком…"» 2005

    Автор: Дикун Татьяна Анатольевна

    Урок строится по технологии "Обучение в сотрудничестве". В начале урока класс делится на группы по 4 человека. Задание распределяется по группам и выполняется по "вертушке". Выполнение объясняется каждым и контролируется группой. Оценивается точность, полнота ответа, владение литературоведческими терминами, их понимание и умение найти в тексте лирического произведения примеры. В конце урока проводится рефлексия.


  • Анималистические сюжеты в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 2005

    Автор: Братцева Людмила Александровна

    Человек, которому посчастливилось много раз перечитывать "Войну и мир", может находить в этой книге новые грани, новые смыслы, новое звучание известных эпизодов. Учащиеся средней школы чаще всего читают книгу один раз, самые дотошные - летом, до изучения её в классе, а затем лишь "просматривают", "читают по диагонали". Как же сделать так, чтобы эпизоды этого грандиозного произведения не слились в сплошной поток "картин войны" или "мирных сцен"? Обратимся к характеристике героев через образы животных. Мне кажется, такое обращение помогает ребятам воспринимать характеры живо, эмоционально, помогает запоминать такие эпизоды и такие детали, на которые при обычном чтении текста мало кто обращает внимание.

  • Стихи? Проза? Стихотворения в прозе. Мастерская по сопоставительному анализу стихотворений в прозе Ш. Бодлера и И.С. Тургенева для 10-го класса 2005

    Автор: Занько Лариса Владимировна

    Урок-мастерская - средство изменения опыта человека и системы его ценностей. В зависимости от личного опыта участник мастерской будет находить в её содержании своё, интерпретировать свой жизненный духовный опыт. Это форма обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и опыту через самостоятельное или коллективное открытие. Сопоставительный лингвистический анализ художественных текстов производится путём измерения лексической близости текстов, анализа лексико-семантической структуры, сравнения интонационно-синтаксических особенно-стей, звукописи. Участники мастерской создают собственные интерпретации.

  • "…Есть материнства женская работа…". Урок-размышление по повести В.Закруткина "Матерь человеческая" 2005

    Автор: Воркунова Ольга Михайловна

    Предлагается описание урока-размышления. Урок поможет сделать комплексный анализ текста, задуматься над такими проблемами, как война и материнство, война и детство, война и стремление к добру.

  • Портрет русской литературы второй половины XIX века 2005

    Автор: Косолапова Татьяна Константиновна

    Вводный урок способствует развитию познавательного интереса у учащихся, умению ориентироваться в информационных потоках и интегрировать полученные знания. Участники мастерской становятся в активную позицию проектировщиков собственной программы курса литературы 10-го класса.

  • Формирование литературоведческих понятий как одно из условий полноценного анализа художественного произведения. Тропы художественной речи. Эпитет. Урок в 5-м классе 2005

    Автор: Власова Валентина Ивановна

    Процесс восприятия художественного произведения должен способствовать творческому росту учащихся, стремлению к созиданию. Для этого необходимо внутреннее сопереживание. Для анализа художественного произведения требуется совокупность различных научных дисциплин и определенный уровень психологического развития школьника. Поэтому формирование литературоведческих понятий является одним из условий полноценного анализа художественного текста.

  • Современный читатель. Урок русской литературы в 11-м классе 2005

    Автор: Швецова Людмила Викторовна

    Обобщающий урок по творчеству поэтов Серебряного века, построенный в форме презента-ции поэтических сборников, составленных учащимися, позволяет не только систематизиро-вать знания о поэзии Серебряного века, но и раскрыть индивидуальность каждого ученика в восприятии поэтического текста близкого ему автора.

  • И.С. Тургенев. "Стихотворения в прозе". Модель изучения темы в 10-м классе 2005

    Автор: Вологжанина Валерия Владимировна

    Уроки по "Стихотворениям в прозе" И.С. Тургенева в десятом классе подводят итоги изучению творчества писателя. Одной из главных задач этих двух уроков была попытка проникновения в философские размышления писателя о жизни, а также опыт собственной творческой деятельности. На таком уроке-полилоге увлекательным становится сам процесс работы, который дает возможность каждому остаться наедине с текстом, сделать пусть маленькое, но СВОЁ открытие, удивиться самому и поделиться находкой с другими.


  • Гражданственность в лирике А.А. Ахматовой. Открытый урок по литературе в 11-м классе. Метод проектов 2005

    Автор: Захарова Тамара Валерьевна

    Этому уроку в системе уроков по творчеству А. Ахматовой отведена аналитическая роль с большой опережающей самостоятельной работой по чтению лирических произведений поэтессы. Групповая форма работы. Социологический опрос и анкетирование учащихся старших классов - причина обращения к исследованию. Доказывается гипотеза о гражданственности лирики поэтессы на протяжении всей жизни и творчества.

  • Открытое мероприятие. Масленица 2005

    Автор: Вольных Алла Анатольевна

    Выбирая тему своей работы, я опиралась на то, какие русские праздники почитали на Руси? Когда родились эти слова и эти суеверия, эта исконно русская вера в чудеса, ворожбу, приметы и знамения? Ответы эти мы находили, отправляясь с учениками в воистину чудесный и неизведанный мир наших далёких предков – в страну славянской языческой мифологии, страну загадочную, причудливую и такую родную. В празднике принимали участие все ребята школы. Были приглашены родители и жители микрорайона. В первом потоке зрители-участники – ученики начальных классов, во втором потоке зрители-участники – ученики старших классов. Они все справились с различными соревнованиями, заданиями. А также с домашним заданием (костюмы ряженых, подготовили пословицы, поговорки, загадки, песни, накрыли столы с угощением, провели конкурс “Самый вкусный блин”). А после организованно всей школой вышли во двор и торжественно сожгли чучело. Я думаю, что это мероприятие позволяет развивать личность и творческие способности учащихся через приобщение к ценностям и идеалам, накопленным многовековой историей русской культуры.

  • Формирование смысложизненных ориентиров у школьников при изучении творчества Ф.И. Тютчева 2005

    Автор: Думитраш Оксана Владимировна

    Духовное становление личности начинается в школьные годы. Поэтому уроки литературы как уроки нравственного прозрения необычайно значимы. И особая роль отводится поэтическому слову, ведь "в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией". Поэзией Ф.И.Тютчева, - говорим мы. Изучению творчества этого замечательного русского поэта программа отводит до обидного мало времени. А жаль... Тютчев заслуживает большего. Школьники перечитывают его стихи, испытывая радость общения с личностью оригинальной, особенной. И чувства, и воля, и ум, и слово этой личности волнуют, будят мысли, влекут к познанию себя и мира. Да, Тютчев, по меткому выражению И.С. Тургенева, "создал речи, которым не суждено умереть". Они помогают вырастить душу. А разве не в этом смысл нашей жизни?

  • Использование проектной технологии на уроках литературы 2005

    Автор: Сулейманова Наиля Мансуровна

    Современная школа требует от учителя новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса. В последние годы вырос интерес к проектной технологии в обучении. Опыт работы показывает, что данная технология приемлема и при проведении уроков литературы. Большой объем изучаемого материала по литературе, сокращение учебных часов, отсутствие интереса учащихся к чтению, низкая мотивация - все эти проблемы приводят к снижению качества обучения. Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и дает возможности для самореализации школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.п. Метод проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в собственной деятельности индивида в процессе коллективной, групповой деятельности.

  • Урок литературы по теме "Л.Петрушевская "Котенок Господа Бога": сказка или рассказ?"5-й класс 2005

    Автор: Хорькова Л. Ю.

    Этот урок - первое знакомство с творчеством Л.Петрушевской. Учащиеся анализируют прозаическое произведение, особое внимание уделяя его жанровому своеобразию. Предложена система вопросов, позволяющая выявить жанровые черты произведения, опираясь на собственные впечатления и наблюдения пятиклассников, способствующая формированию гуманистического мировоззрения.

  • Мастерская построения знаний по литературе "А сам-то господин Базаров, собственно, что такое?" 2005

    Автор: Зубарева Татьяна Геннадьевна

    Задача мастера на этом занятии - организовать самостоятельную работу обучающихся по систематизации имеющихся знаний и построению знаний новых; дать участникам мастерской возможность усомниться в уже известном (к моменту начала работы каждый "знаком" с Базаровым, каждый так или иначе отнёсся к нему), откорректировать, а может быть, и пересмотреть свои позицию по отношению к герою Тургенева.

  • Тема: «Пейзаж в повсти Гоголя "Тарас Бульба"» (урок развития речи) 2005

    Автор: Кайтаз Наталья Александровна

    Вашему вниманию предлагается урок развития речи, на котором отрабатываются навыки по умению ориентироваться в тексте, сравнивать эпизоды; дается объяснение таким понятиям, как цветопись, звукопись; образы: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные. Показана работа ребят в группах. Большое внимание уделяется изобразительным средствам языка. Воспитательной целью урока является работа над нравственными проблемами повести и её эстетической стороной.


  • Урок-размышление по теме "Слышать боль каждого"(В.П. Астафьев "Затеси") 2005

    Автор: Бутакова Инга Викторовна

    Урок, предлагаемый вашему вниманию, посвящён творчеству писателя-классика XX века В.П. Астафьева, представляет собой урок-размышление, позволяет не только знакомить учащихся 8-9 класса с современной русской литературой, но и воспитывать нравственную личность, способную видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивой на чужую боль, противостоять безнравственным поступкам человека. Данный урок можно провести в рамках уроков внеклассного чтения по современной русской литературе в 8 либо 9 классе

  • Урок по произведению И.С. Тургенева "Бирюк", 8 класс 2005

    Автор: Горбачева Лариса Геннадьевна

    Приобщение детей к литературе должно происходить на основе обучения внимательному отношению к слову. Основной приём – это медленное, вдумчивое чтение текста, постановка проблемных вопросов, которые бы открывали тайну художественной детали, её глубокий смысл. В центре внимания читателя при анализе художественного произведения всегда будет образ и способы его создания (портрет, пейзаж, интерьер, речь, поступки). Уровень интеллектуального развития ученика определяется, главным образом, степенью сформированности таких умений, как сравнивать явления, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выделять логически законченные части в прочитанном. Овладение знаниями в значительной мере связано с умением пользоваться различными источниками: дополнительной литературой, словарями и справочниками по литературе.