Литература
-
Литературная игра для старшеклассников по произведениям И.С. Тургенева 2005
Литературная игра - это эффективная форма контроля знаний и умений учащихся. Школьников привлекает творческий характер заданий, неформальная обстановка. Данная форма урока позволяет систематизировать знания учащихся, сформировать умение работать в творческой группе, вызвать интерес к изучаемому предмету. Данная литературная игра может быть организована в 10 классе как итог изучения темы "Творчество И.С.Тургенева". Проведению игры предшествует серьезная подготовительная работа, так как учащиеся должны вспомнить то, что изучили в 5-9 классах ("Муму", "Ася", "Первая любовь").
-
Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе по теме: "Имен таинственная власть" 2005
Данная форма проведения урока может быть итогом по крупному разделу темы или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели. Учащиеся знакомятся с миром древнерусских христианских имен, именами-трансформерами, с их историей, своеобразием, значением; развивать умение работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, выступать перед аудиторией; развивать интерес к особым "словам-именам".
-
Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Дети в романе. Урок в 10-м классе 2005
Основные цели урока - познакомить учащихся с изображением детей на страницах романа, через судьбы детей в романе показать преступность общества, покидающего в беде детей воспитывать в учащихся чуткость и сострадание к чужой беде; отрабатывать навык работы с художественным текстом; развивать монологическую речь учащихся; учить делать выводы по своей микротеме.
-
Памяти Андрея Баранова… Урок литературы в 11-м классе о жизни и творчестве композитора, музыканта, барда Андрея Баранова 2005
На уроке учащиеся знакомятся с личностью и творчеством А. Баранова, использут музыкальные инструменты, в том числе, национальные.
-
Урок-концерт в 5 классе по теме: "В гостях у дедушки Крылова" 2005
Основные цели урока - развивать и совершенствовать навыки и умения выразительного чтения, инсценирования, анализа игры "артистов"; обобщить знания учащихся по теме "Басня"; вызвать интерес к басням, желание читать их.
-
Биоадекватная методика преподавания на уроках литературы в 10-м классе 2005
Биоадекватная методика преподавания учебных дисциплин представляет собой совокупность скоординированных действий учителя и ученика, целью которых является мотивация и активизация целостных динамичных мыслеформ по учебной дисциплине и навыков инструментальной работы с ними. При этом используется системная организация физиологических, интеллектуальных, психических функций учащихся. В данной статье обобщен опыт работы автора в использовании б/а методики на уроках литературы.
-
Урок-презентация книги "Подснежник" 2005
Представлена стенограмма открытого урока-презентации книги "Подснежник".
-
Конспект урока литературы в 11 классе на тему: "Любовная лирика Есенина" 2005
Разработка урока, направленного на показ динамики развития любовной лирики Есенина, совершенствование навыков выразительного чтения, воспитание интереса к произведениям русской литературы, любовь ко всему земному
-
Урок литературы в 6 классе по теме: «"Анализ произведения М. Пришвина "Кладовая солнца"» 2005
Цель урока: на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев, анализировать поступки детей, их поведение в природе; повторить теорию литературы (портрет, эпитет, олицетворение); развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.
-
Взаимоотношения человека и природы в философском понимании В.П. Астафьева 2005
Разрыв тесной связи человека с природой, в результате которого происходит нравственное оскудение людей и увеличение природных катаклизмов, - одна из основных тем в творчестве В. П. Астафьева. Еще раз взглянув на эту проблему не только с точки зрения человека, но и с точки зрения природы, обобщив философские взгляды автора, определим место человека в этом мире.
-
Разработка урока детской литературы по теме "Удивительные приключения в книгах В.В. Бианки" 2005
Урок по учебной дисциплине "Детская литература" содержит элементы интеграции с предметами "Выразительное чтение" и "Методика преподавания чтения" и предназначен для студентов отделения начальных классов средних специальных учебных заведений.
-
Сценарий поэтической гостиной по творчеству Н. Гумилева 2005
Сценарий поэтической гостиной, посвященной творчеству поэта "серебряного века" Николая Гумилева расширяет знания учеников об этом периоде развития русской культуры, побуждает обратиться к творчеству поэта и его современников, делает их непосредственными участниками внеурочной литературной деятельности школы. Сочетание разных видов искусств оформляет биографические и мемуарные материалы о поэте. Судьба поэтов рубежа XIX и XX становится ближе, понятнее.
-
Воспитание нравственных качеств учащихся путем интеграции учебной и внеучебной работы 2005
Воспитание - это питание человека всеми достижениями человеческой культуры. Воспитание - второй важнейший после обучения элемент. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка. Для развития человека требуется организация двух взаимосвязанных процессов - обучения и воспитания. На взаимосвязи этих двух процессов построена работа с классом.
-
Конспект урока "Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы 2005
Некоторые темы позволяют использовать цвет не только как вспомогательное средство, но и как основу урока, с помощью которого достигается его цели. Так, предлагаемый конспект урока-размышления "Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П.Чехова "Ионыч" строится на основе комментированного чтения и ассоциативного рисования.
-
Интегрированный урок: литература + ИЗО. "Портрет Пушкина" 2005
Данный урок литературы и ИЗО в 6 классе проводится как урок развития речи (2 часа). Урок разработан для класса, где есть группа детей, выделенных для компенсирующего обучения, поэтому для них предусмотрена работа на карточках. Работа в группах позволяет "слабым" ученикам учиться у "сильных" составлять и редактировать предложения. Итогом их работы стали сочинения, написанные на черновиках и прочитанные всему классу для того, чтобы остальные увидели результат.
-
Живопись и музыка на уроках русской классической литературы в IX—XI классах 2005
Изучение русской литературы в связи с произведениями других видов искусств обогащает духовный мир человека, расширяет кругозор, воспитывает чувство прекрасного. Мной разработаны уроки, где рассматриваются вопросы взаимосвязи литературы, музыки, живописи в русском искусстве. Развитие навыков самостоятельного общения с книгой, выступлений ученика перед аудиторией - задача моей работы. Выделение главной мысли, умение выразить её последовательно и красиво - еще одна цель работы; поэтому мы постоянно обращаем внимание на составление простого и сложного планов по теме.
-
Урок-путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена 2005
Урок-путешествие можно провести после изучения раздела "Сказки" в 5-м классе. Ребята глубже знакомятся с творчеством Г.Х. Андерсена, выявляется их читательский интерес, творческие способности, умение логически мыслить. Необычная форма урока делает его занимательным, способствует формированию навыков групповой работы.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "А счастье было…"(по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") 2005
Урок литературы в 9-м классе был проведен как обобщающий, итоговый. Мне как учителю было важно, чтобы дети поняли, что это не история о несчастной любви и не рассказ о судьбе дворянина-аристократа 20-ых годов XIX века. Проблематика романа гораздо шире - философия потребления мира человеком, которая, в конечном итоге, делает его самого несчастным. При таком прочтении романа поступки героев Лермонтова, Достоевского, Толстого буду г учащимся более понятны. Евгений Онегин не будет воспринят как герой только своей эпохи. В России всегда было превосходство духовного над материальным. Литературные герои будут страдать, пока не осознают это.
-
Анна Ахматова. Жизнь и творчество. Поэма "Реквием" 2005
Предлагается сценарий-конспект открытого урока, проведенного в 11-м классе и посвященного жизни и творчеству Анны Андреевны Ахматовой. Использовались компьютер и мультимедийный проектор. Урок сопровождался презентацией PowerPoint, включающей 25 слайдов с портретами и фотографиями, документальными материалами, текстами писем и стихов, музыкой Моцарта, Бетховена, подлинным голосом А.Ахматовой. На уроке учащиеся отвечали на вопросы теста и олимпиады по творчеству А.Ахматовой. Файл презентации выложен на сайте автора www.literator.noka.ru.
-
Евангельская символика в поэме А.Блока "Двенадцать" 2005
Основная проблема поэмы религиозно-нравственная. В ней идёт речь о спасении души на фоне стихии народного бунта "с Богом или против Бога". Блок уступил свой голос "глухонемой душе двенадцати безликих людей, в темноте вьюжной ночи вершащих своё дело распада и в глубине тёмного сердца тоскующих о Христе, которого они распинают". Знак креста, мотив крови, символ белых роз в венке Христа и другие евангельские "намёки" создают напряжение между стихийным началом народной жизни в смутное время и сакральными истинами, утверждёнными в вечности.
-
Изучение повести Н.В.Гоголя "Портрет" в 8-м классе 2005
В курсе изучения литературы по учебной хрестоматии "В мире литературы" под ред. А. Г. Кутузова одним из наименее рассмотренных в методическом отношении является материал повести Н.В. Гоголя "Портрет". Самой сложной проблемой урока литературы была и остается организация деятельности учащихся, максимально приближенная к тексту.
-
Система работы по развитию речи учащихся 2005
Ученики не любят писать сочинения, не умеют анализировать прочитанное. Как им помочь? Если у преподавателя словесности есть своя четкая система работы, то дети будут знать, что от них требуют, и как это делать.
-
Заключительный урок по литературе в 10-м классе по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Форма урока — дебаты по формату Карла Поппера "Страдания нужны человеку" 2005
Заключительный урок по философскому роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", который мы проводим в форме дебатов. Перед нами две команды: команда утверждения и команда отрицания. Они подготовили свои аргументы для подтверждения выдвинутых тезисов. Ваша задача - объективно оценить выступления участников команд, выявить победителя с той позиции - чьи доказательства будут наиболее убедительными (даже если выдвинутая позиция расходится с вашими убеждениями).
-
Уроки зарубежной литературы "Параболы Уильяма Голдинга". Урок-презентация повести-притчи лауреата Нобелевской премии У. Голдинга "Повелитель мух" 2005
Феномен творчества У. Голдинга - верность одной теме: исследование противоречивой натуры человека, способной к добру и злу. Повесть "Повелитель мух" - "трагический" урок, предупреждение всем нам. Это книга о зле, что может проснуться в человеке, а также о том, что человек и только человек может обуздать пробуждающееся зло. "У.Голдинг - писатель-параболист. Его параболы (притчи-иносказания) - ветви густого... дерева" мировой иносказательной литературы. Актуальность повести объясняется тем, что, читая У. Голдинга, человек бессознательно обучается и выбирает вечные ценности: добро, любовь, терпимость (толерантность), так необходимые нашему времени.
-
Маяковский продолжается… Стихотворение В.Маяковского "Послушайте!". Восприятие, истолкование, оценка 2005
Образ звезды в мировой культуре - символ вечной духовности. Поэт всматривается в звездное небо... Пришла пора и ему "зажигать звезды". Кавказ - источник вдохновения многих... И Маяковский здесь начинался. Стихотворение "Послушайте!" - это 30 пронзительных строк о человеке, которому нужно, "чтоб каждый вечер ... загоралась хоть одна звезда". Лирический герой и Бог-демократ с "жилистой рукой" поняли друг друга. Эпилог - ликующее утверждение звездного мира в жизни человека. В этом раннем стихотворении уже просматриваются все то, что сделает поэзию Маяковского сугубо индивидуальной.
-
Турнир знатоков кулинарных блюд (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") 2005
Данное мероприятие проводилось в 9-м классе после изучения романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Цель занятия - привитие интереса к творчеству поэта посредством художественной детали, расширение кругозора учащихся.
-
Интегрированный урок литературы и английского языка в 5-м классе. Книга М. Твена "Приключения Тома Сойера" 2005
Урок рассчитан на 2 часа и предполагает на основе домашнего чтения анализ текста повести на уроке (групповые задания), аудирование небольших текстов, диалоги и инсценировки на английском языке, а также совместную творческую работу учителей литературы и английского языка.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Две бездны"(философская лирика Ф.И. Тютчева) 2005
Обращение к творчеству Федора Ивановича Тютчева помогает решить задачу глубокого проникновения в душу человеческую, задачу обращения к вечным вопросам. Величайшие страницы творчества этого поэта воспитывают истинный художественный вкус. При изучении его творчества внимание обращается не только на особенности содержания его стихов, но и на смыслообразующие элементы их художественной формы.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Повесть о Петре и Февронии Муромских" 2005
Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, очищая ее, делая жизнь свою более наполненной, познаем смысл в ней, а значит, и находим свой истинный стержень в жизни.
-
Рождественские посиделки 2005
Урок-праздник формирует интерес к истории страны, культуры, духовной жизни народа; развивает познавательный, эмоциональный опыт школьников, воспитывает общую культуру, культуру досуга. Сценарий праздника составлен при творческом взаимодействии учителя и учеников на основе литературных и фольклорных источников. Каждый учащийся играет свою роль. На уроке звучит духовная музыка И. Баха, Ф. Шуберта, П. Чайковского.