Библиотечный каталог как информационно-поисковая система

Разделы: Организация школьной библиотеки


Цели:

  1. Закрепление знаний о каталоге, полученных на предыдущих уроках.
  2. Выявление общих и различных черт при поиске информации в карточном и электронном каталогах.

Задачи:

  1. Показать возможности библиотеки в удовлетворении тематических запросов;
  2. Активизировать на практике полученные знания.

Оборудование:

  • таблицы ББК;
  • карточные каталоги, картотеки;
  • электронный каталог;

плакаты:

  • Схема библиографического описания книги;
  • Алгоритм поиска в систематическом каталоге;
  • Печатный каталог серии “ЖЗЛ” (каталог в виде книги).

Новые термины: информационно-поисковая система, информационный поиск, информационный запрос, информационно-поисковый язык, тезаурус, релевантность.

I. Вступительное слово библиотекаря и вопросы для повторения

(Сначала детям предлагается определить ключевое слово в теме урока. Дети называют слово: каталог).

Сегодняшний урок посвятим каталогу, о котором образно говорят, что это мозг и память библиотеки. Урок потребует от вас вспомнить многое из того, о чем мы с вами говорили на прошлых занятиях: о системе каталогов и картотек как об одном из компонентов справочно-информационного аппарата библиотеки; об аналитико-синтетической переработке информации, естественном и формализованном языках и другом. Предлагаю рассказать все, что вы помните о каталоге.

Во-первых, что такое каталог? - Перечень книг, имеющихся в библиотеке.

И прежде чем дальше вспоминать, посмотрим, как толкуют или определяют этот термин толковые словари, какова этимология слова, какие синонимы у него есть…

Ученик, работавший со словарями:

Слово “каталог” (опись, список, перечень, реестр…) имеет древнегреческое происхождение, поэтому можно предположить, что впервые каталоги стали использоваться очень давно. Уже в древнем мире библиотеки были столь обширны, что служители не могли запомнить все хранившиеся там папирусные свитки и глиняные таблички - число их достигало многих тысяч. На помощь пришли описи библиотек, которые, постепенно совершенствуясь и развиваясь, превратились в современные карточные каталоги. На самом деле первые каталоги появились значительно раньше, в могущественном государстве Ассирия. При царе Ашшурбанипале была создана богатейшая библиотека с тысячами глиняных табличек с письменами. В Ниневийской библиотеке был создан каталог из глиняных плиток, на которых указывалось название произведения, комната и полка, где оно хранилось. Наверно, каталог Ниневийской библиотеки больше походил на кирпич, чем на теперешний каталог, но их роднит то, что у них одинаковое назначение…

Библиотекарь продолжает опрос:

Каково назначение каталога? - Ориентация в библиотечном фонде.

Из чего он состоит? - Из библиотечных карточек с описанием книг.

Какие каталоги вы знаете? - Алфавитный, систематический…

Чем они отличаются друг от друга? - По способу расстановки карточек.

На самом деле отличий может быть гораздо больше, так как существует множество самых разных каталогов: по видам документов (каталог нотных изданий, каталог изоизданий, каталог названий художественных произведений), по теме представленных изданий (предметный каталог, краеведческий каталог).

Но еще не все каталоги названы. Было сказано, что основа каталога - каталожная карточка. А может быть каталог без карточек? Я имею в виду материальную карточку, которую можно взять в руки, потрогать, перебрать в ящике, перевернуть ее, чтобы посмотреть экземплярность документа… - Да, может быть. (Дети знают, что в школьной библиотеке ведется электронный каталог, и называют его).

Карточные каталоги мы называем традиционными, они есть в любой библиотеке, и все к ним привыкли. Электронный каталог - нетрадиционный каталог. Он может быть пока не в каждой библиотеке.

Но и это еще не все каталоги. По форме различают опять же карточный каталог и печатный каталог, издающийся в виде книги. Примеры: вы видели книжное издание “Каталог серии “Жизнь замечательных людей”, который отражает все книги этой серии, изданные в течение нескольких десятилетий, или “Каталог библиотеки А.С.Пушкина в квартире на Набережной Мойки, 12”. Кроме того, могут издаваться печатные каталоги крупнейших государственных библиотек, не полностью, конечно, но какие-то разделы. Предлагаю поразмышлять на досуге над вопросами, каковы недостатки печатных каталогов, если сравнивать их с карточными, и есть ли у них достоинства, ведь для чего-то их издают?

Не так давно мы говорили о многообразии форм документов. Исторически сложилось так, что сначала одномерные (линейные) документы были представлены в форме свитка, затем картотеки и, наконец, кодекса (книги).

К каким из этих трех форм можно отнести карточный, электронный и книжный (печатный) каталог? - (Свиток - это электронный каталог, вертикальная и горизонтальная прокрутка содержимого окна дает нам право сравнивать их; картотека - это карточный каталог; а кодекс - это книга, то есть печатный каталог).

II. Объяснение нового материала

Но мы рассматриваем тему - каталог как информационно-поисковая система (ИПС). Словосочетание вполне понятное: система, предоставляющая информацию и позволяющая производить поиск этой самой информации. Под ИПС будем подразумевать оба каталога - карточный и электронный. Сегодня мы попробуем представить библиотечный каталог как мини-ИПС, сравним ее с электронной информационно-поисковой системой, определим преимущества и недостатки обеих систем, закрепим навыки в составлении библиографического описания, поупражняемся в поиске нужной информации в разных поисковых системах.

Каталог хранит сведения о каждом издании, поступившем в библиотеку. Эти сведения зафиксированы на каталожной карточке. Перед вами увеличенная каталожная карточка.

Как называется эта запись? - (Библиографическое, или каталожное описание. Это основа библиографической записи, набор главных данных о документе: автор, заглавие, выходные данные, количественная характеристика).

(Далее двум ученикам дается задание: один составляет библиографическое описание на доске, другой вводит документ в электронный каталог).

Вопрос к остальным ученикам: Зачем нужно знать библиографическое описание?

(- знание библиографического описания позволяет читать библиографические записи, т.е. определять по ним нужные книги;

- заказывать книги в библиотеке или в книжных магазинах;

- самостоятельно описывать документы и составлять для себя списки литературы и личные картотеки;

- вести самостоятельно библиографический поиск).

Но вот карточки готовы, описания составлены. Далее нужно их расставить в каталоге в определенной последовательности. В зависимости от того, как мы их расставим, образуются алфавитный или систематический каталог. А в электронном каталоге требуется расстановка? - Нет, однажды мы в него документ ввели, и система заработала. Мы соединили отдельные элементы (в нашем случае это каталожные карточки) в систему (каталог). Такое соединение образует связь. Поскольку система у нас информационная, то доминирующей в ней будет информационная связь.

Дадим определение информационно-поисковой системы.

Без каких элементов не может быть ее как таковой? - (Без информационного массива, соответствующим образом организованного).

А какой должен быть язык? - (При обработке и вводе документа в систему, мы должны преобразовать естественный язык в формализованный, цифровой язык).

Также должны быть специально разработанные правила описания документов, правила поиска документов в данной системе…

Итак, ИПС - это система, предназначенная для хранения и поиска информации и представляющая собой совокупность информационно-поискового массива, информационно-поискового языка, правил описания документов, правил поиска документов, соответствующих запросу, технических средств хранения и поиска информации.

А теперь рассмотрим некоторые понятия и процессы поиска информации. Во-первых, что такое поиск?

Информационный поиск - это поиск документов, сведений о них или фактов, соответствующих информационному запросу.

Можно дать более простое определение:

Информационный поиск - это процесс извлечения документов из массива.

Поиск в неорганизованном массиве называется случайным. Существует математическая теория случайного поиска, которую используют на практике в такой области как криминалистическая кибернетика. Но мы имеем дело с книжным фондом, а библиотечный книжный фонд - это всегда организованный массив. Следовательно, поиск здесь не случайный, а детерминированный, то есть зависит от того, как расположены объекты поиска относительно друг друга.

Если нам нужно найти какой-то документ, то мы выражаем свою потребность в виде информационного запроса - полуформализованного выражения информационной потребности.

А что это значит - формализовать выражение? - (Избавить его от многозначности, синонимии, омонимии, разночтений, недосказанности, двусмысленности).

Другими словами нам нужно выразить содержание документа или запроса на язык информационной системы или информационно-поисковый язык (ИПЯ).

ИПЯ - это формализованный (искусственный) язык, предназначенный для выражения содержания документов и запросов для последующего поиска.

Представим такую ситуацию. Вы почувствовали, что стали как будто хуже видеть. Хотите положение исправить, а если зрение не запущено, то это вполне возможно. Вы ищете книгу с комплексом упражнений для глаз при близорукости. “Комплекс упражнений для глаз при близорукости” - это ваша информационная потребность. Потребность имеет неформализованный тезаурус (словарь). В информационном запросе мы его частично сократили и частично формализовали. Какими ключевыми словами можно выразить ваш запрос? -

Глазные болезни. - Зрение. - Гигиена.

Здесь мы уже имеем дело с частично сокращенным и полностью формализованным тезаурусом. По-другому весь этот процесс называется индексированием. Координатное индексирование осуществляется путем записи ключевых слов.

Нормативный словарь ключевых слов, предназначенный для координатного индексирования документов и информационных запросов, называется информационно-поисковым тезаурусом.

В систематическом каталоге таким тезаурусом служит алфавитно-предметный указатель к каталогу. А в электронном каталоге тезаурус - это тот список ключевых слов, который мы заносим в ПК, когда составляем библиографическое описание документа.

III. Практическая часть

А теперь перейдем непосредственно к поиску. Поисковый образ запроса у нас есть - это “Зрение”. Требуется сопоставить его с библиографическим описанием предложенных системой документов.

(Две группы учеников совершают поиск: одна - в алфавитно-предметном указателе к систематическому каталогу ищет карточку “Зрение - гигиена” - 51.204, затем продолжает поиск в каталоге; другая группа ищет в электронном каталоге по ключевому слову “зрение”.

Пока они ищут, библиотекарь обращает внимание остальных учеников на плакат “Алгоритм поиска в систематическом каталоге”).

Поиск завершен. Обсуждаем результаты поиска. Отбираем релевантные, то есть соответствующие запросу, документы. Электронный каталог выдал следующие издания:

- Харисова Л.А. Ислам и духовно-нравственное воспитание.

- Демирчоглян Г. Тренируйте зрение.

- Винтовкина И. Девочке-подростку (Детям о здоровье).

- Подберезкин А. Русский путь.

- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.

По систематическому каталогу ученик нашел одну книгу:

- Демирчоглян Г. Тренируйте зрение.

Обсуждаем результаты поиска.

Кто быстрее нашел нужную информацию?

А чья информация обширнее, может быть, подробнее?

Почему компьютер выдает больше информации, чем систематический каталог?

Какому поиску отдадите предпочтение и почему?

Есть ли недостатки в проведении автоматизированного поиска?

(Ученики делают выводы по уроку, они отмечают, что компьютер выдает информацию быстро и в большом количестве. Но среди предложенных ПК документов попадается и бесполезная информация, например, документы с ключевым словом “мировоззрение”, к теме нашего поиска отношение не имеющие. В карточном каталоге поиск производится дольше, информации меньше, но она соответствует запросу).

IV. Заключение

Нужно помнить, что даже если в библиотеке ведется не пять, а только два каталога, для каждого из них заводим каталожную карточку, т.е. одну книгу описываем как минимум дважды. В электронный же каталог вводим документ только один раз, отмечаем на нем все необходимые признаки, пусть их будет сотни. Но по каждому из этих признаков можно вести поиск. Если в карточном каталоге можно вести одноаспектный поиск, т.е. поиск по одному только признаку (только по автору или только по какой-то теме), то электронный каталог - это многоаспектная система. Мы один раз вводим документ в компьютер и многократно потом его используем, то есть совершаем поиск по многим признакам: автору, названию, ключевым словам, названию серии, т.д. Отпадает необходимость вести несколько карточных каталогов, если есть электронный каталог. А если продолжаем вести параллельную работу, то лишь потому, что к слову “техника” пристало определение “ненадежная”.

Так или иначе, к какому бы каталогу мы ни обратились - карточному, электронному, книжному, - только они могут раскрыть содержание фонда полно и указать на более ценную литературу и помочь в выборе книг. Не будем забывать, что каталоги содействуют пробуждению новых интересов и запросов, расширяют ваше представление о системе знаний, привлекают ваше внимание к более широкому по содержанию кругу литературы, тем самым содействуя самообразованию.

V. Домашнее задание

Проведите самостоятельный поиск информации в систематическом и электронном каталогах по темам:

- применение лазера в промышленности;

- задачи-парадоксы и софизмы.

Сравните ход ручного и автоматизированного поисков и проанализируйте результаты.

Список литературы

  1. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура \Г.Г.Воробьев. - М.: Мол. гвардия, 1988. - 303 с.
  2. Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина. Библиотека и юный читатель \ ГБЛ. - М.: Книжная палата, 1987. - 256 с.
  3. Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина. Наша библиотека. - М.: Книга, 1964. - 122 с.
  4. Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина. Систематический каталог: Практич. пособие \ ГБЛ. - М.: Книжная палата, 1990. - 181 с.
  5. Государственная республиканская детская библиотека РСФСР. Библиотечно-библиографические знания - школьникам: Практич. пособие. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Книжная палата, 1989. - 216 с.
  6. Кинг Э. Как пользоваться библиотекой \Э.Кинг. - Челябинск, 1997.
  7. Моргенштерн И.Г. Занимательная библиография \И.Г.Моргенштерн, Б.Т.Уткин. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Книжная палата, 1987. - 255 с., ил.
  8. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-методич. пособие \Н.И.Гендина, Н.И.Козлова, И.Л.Скипер, Г.А.Стародубова; Под ред. Н.И.Гендиной. - М.: Школьн. б-ка, 2003. - 183 с. - (Профессиональн. б-чка школьн. библиотекаря).