Учимся читать книгу (библиотечно-библиографический урок-совет для учащихся 4-го класса)

Разделы: Организация школьной библиотеки


Данный урок – один из заключительных этапов в системе библиотечно-библиографической грамотности обучающихся в начальном звене. Строится на чтении и обсуждении рассказа К.Паустовского “Барсучий нос”.

При переходе из начальной школы в среднее звено очень важна техника чтения, ведь перед детьми стоит сложная задача – освоение новых предметов, осуществление которой невозможно без навыков вдумчивого и осмысленного чтения. Уроки, посвященные этой теме, есть в программе старших классов, но там идет знакомство с видами литературы, сейчас же цель урока: показать учащимся значение вдумчивого, правильного чтения.

Задачи:

  • научить читать внимательно и осмысленно;
  • научить извлекать полезные и необходимые знания из всех структур книги (обложки, титульного листа, аннотации, предисловия);
  • научить пользоваться “Дневником чтения”.

Почему взято произведение именно этого автора?

– Произведения К.Паустовского благодатная почва для осмысленного чтения;

– Произведения писателя близки к такому направлению деятельности школы и библиотеки, как нравственное воспитание, одним из аспектов которого является воспитание бережного отношения к природе и любви к Родине. Отсюда вытекает еще одна задача: показать красоту и прелесть родной земли, в доступной форме донести до детей то, что видел и хотел передать своему читателю – писатель.

Ход урока

Ребята, пройдет совсем немного времени, и вы станете 5-классниками: начнете изучать очень интересные, новые, для вас, предметы: историю, географию, иностранный язык. А чтобы учились вы легко и с удовольствием, стали грамотными людьми и посредством чтения книг получили много полезных знаний, мы и поговорим сегодня о том, как нужно правильно читать.

На предыдущих уроках мы с вами:

  • внимательно рассматривали книжку и говорили о ее структуре, т.е. из чего состоит книга (обложка, книжный блок, титульный лист);
  • узнали, какие бывают книжки (книжки-картинки, раскладушки,
    малютки);
  • а еще раньше, в 1-м классе, учились бережно обращаться с книгой, помогать ее в трудную минуту, т.е. лечить книжку, если она заболеет.

На прошлом уроке вы познакомились с книгами, которые во многом отличаются от тех, которые вы привыкли читать. Мы говорили с вами о книгах, которые рассказывают о тайнах Вселенной и о том, как устроен мир, они ответят на многочисленные ваши “Почему?”. О каких книгах я говорю? (“Почемучкины книжки”).

А сегодня мы с вами поговорим о том, как нужно правильно читать книги, наш урок так и называется: “Учимся читать книги”.

Это только на первый взгляд, кажется, что читать книги легко и просто, на самом деле это самое настоящее творчество и труд, требующий определенных навыков и умений.

На что вы обращаете внимание, когда берете в руки книгу?

Ребята, а вы согласитесь со мной, если я скажу, что “Читать правильно, значит читать быстро”? (Нет).

Почему вы так считаете?

Правильно, ведь читая быстро, мы не сможем понять:

  • о чем написано в книге;
  • пережить чувства, которые переживают герои книги;
  • получить нужные и полезные знания.

А потому главным условием правильного чтения является внимание, т.е. когда мы читаем, должны быть очень внимательны. И еще: не нужно торопиться.

Именно так мы попытаемся прочитать рассказ Константина Георгиевича Паустовского “Барсучий нос”.

Вы уже знакомы с книгами этого писателя. Давайте вспомним, какие книги К.Г.Паустовского вы читали?

А хотелось ли бы вам узнать, каким удивительным человеком был автор этих книг?

Тогда слушайте.

“Я не знаю ничего более близкого мне,
чем наши простые русские люди,
и ничего более прекрасного,
чем наша земля”.
(К.Паустовский)

Константин Паустовский родился в Москве, кроме него в семье было еще трое детей – два брата и сестра. Отец его был неисправимым мечтателем и поэтому много ездил по стране. Мать всю себя отдавала воспитанию детей. В семье много пели, играли на рояле, очень любили театр.

Учился Костя в Киеве в классической гимназии, там были хорошие учителя литературы, русского языка и истории, поэтому учащиеся знали и любили литературу, очень много читали.

С ним учились ребята, которые стали очень знаменитыми людьми (Булгаков, Вертинский).

Здесь Костя начал писать стихи.

А когда учился в последнем классе гимназии, написал свой первый рассказ, который даже был напечатан в журнале “Огни” (1911 г.). И тогда Костя решил стать писателем. Хотя, прежде чем им стать, К.Г. переменил много профессий. Он был вожатым и кондуктором московского трамвая, рабочим на металлургических заводах в Донбассе, рыбаком, санитаром в старой армии во время 1-й мировой войны, служащим, учителем литературы, журналистом, воевал в красной Армии в Гражданскую войну и был военным корреспондентом в Великую Отечественную.

К.Г побывал во многих уголках нашей страны. “Почти каждая книга – это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга” – говорил он.

Особенно горячо любил он Мещеру – сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью. Здесь он подружился с удивительными людьми – писателями Фраерманом и А.Гайдаром. О Мещёре П. написал повесть “Мещёрская сторона” (1939 г.). В ней он говорит о скромной прелести русской природы, которую видит лишь человек, который любит ее и внимателен к ней. Паустовский верит, что человек, который любит природу – любит и свою родину. И он так описывает природу, что все, о чем читаешь, предстает перед глазами, и видятся чудные картины, и вы убедитесь в этом, когда мы будем читать с вами рассказ.

К повети “Мещёрская сторона” примыкает цикл рассказов для детей “Летние дни”, в которых говорится о происшествиях деревенского лета, забавные сценки из жизни животных:

  • это рыжий бездомный кот, прозванный “ворюгой”;
  • маленький барсук;
  • непослушный, но преданный людям, щенок Мурзик;
  • пеликан, удравший из зверинца и принятый дедом за черта;
  • сказочно прекрасная добыча рыболовов – золотой линь.

В старый дом, стоящий на краю села, повадился ходить бездомный рыжий кот, совершая свои пиратские набеги то на стол, накрытый для завтрака в саду, то в погреб, где хранились припасы. А однажды, на глазах у ошеломленных рыболовов, он утащил целый кукан со свежепойманной рыбой. Это было не воровство, а грабеж среди бела дня, и жители строго дома поклялись отомстить коту за его бандитские проделки... А вот что произошло дальше вы узнаете, прочитав рассказ “Кот-ворюга”.

Многие рассказы Паустовского похожи на сказку: “Заботливый цветок”, “Растрепанный воробей”, “Теплый хлеб”. Одна из лучших сказок – “Стальное колечко”.

Писал Паустовский книги и для старшего возраста.

А сейчас приготовьтесь слушать. Внимательно и не торопясь, мы читаем рассказ К.Г.Паустовского “Барсучий нос”. (У каждого ребенка текст, желающие (визуалы) могут следить во время чтения, а затем он понадобится для ответов на вопросы).

“Медленное чтение”. (После чтения небольшая пауза, дети вспоминают и осмысливают услышанное).

В какое время года происходит действие рассказа?

Осенью.

Об осени много говорится на первых страницах рассказа. Находим ее приметы: “ Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули... Доцветали кувшинки, и голубая вода казалась черной, как деготь... Стояла осень и солнце в туманах”. Через три абзаца встретится “ холод осенних рассветов”. И уже в конце рассказа мы услышим “утренние голоса птиц”, которые, оказывается, еще не улетели. Теперь мы можем с точностью определить, когда же происходят события.

1. Ребята, все вы бывали в осеннем лесу. Чем он отличается от леса других времен года: летнего, зимнего или весеннего?

Что кроме текста, мы можем встретить в книгах?

Иллюстрации именно они помогают нам лучше представить, о чем говорится в книге. (Посмотрите, как правильно пишется это слово).

Перед вами репродукции картин осенней природы. Какая из них ближе к природе описанной в рассказе “Барсучий нос”?

2. Зачем оказались на лесном озере взрослые и мальчик?

(Они пришли для того, чтобы ловить рыбу).

Только ли ловить рыбу? (Главное – послушать природу и поговорить с ней, насладиться красками и ароматами осеннего леса).

4. Какую рыбу ловили герои рассказа?

(Такую же пеструю, как лес по берегам: “... мы ловили разноцветных окуней, вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны”).

Затем автор заставляет читателя оторвать взгляд от озера и лодки и посмотреть вверх: “Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий, густой воздух”.

5. Кто является главным действующим лицом в рассказе?

6. Что это был за зверь?

(“... однажды вечером в траве у костра, начал сердито сопеть какой-то зверь... Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы далее ушей”).

Другое действующее лицо - мальчик.

Автор смотрит на мир глазами мальчика.

7. Чего больше в рассказе - смешного, грустного, а может, страшного?

8. Какие чувства он вызвал у вас?

(Подведение итогов)

Часть 2. Ребята, с первого класса вы привыкли к своему ученическому дневнику, в который вы записываете расписание уроков и домашние задания, учитель выставляет в него ваши отметки; на уроках природоведения вы познакомились с “Дневником наблюдений за природой”. Сегодня, я познакомлю вас с еще одним дневником. Но сначала ответьте мне на вопрос: как долго вы помните о прочитанных книгах? Так вот, для того, чтобы восстановить в памяти:

  • Какие книги вы уже прочитали;
  • Вспомнить, читали ли вы ту или иную книгу;
  • О чем говорилось в той или иной книге;
  • Кто ее главные герои/

Cуществует Дневник чтения, который вели многие известные люди.

Что представляет собой Дневник чтения? Это может быть обыкновенная тетрадь, просто нужно ее правильно разлиновать, и записывать в нее данные о прочитанных книгах.

Давайте попробуем заполнить первую строчку “Дневника” вместе.

Дата Автор Название Главные герои (действующие лица) Содержание (о чем говорится в книге) Мое мнение
12 мая 2006 г. К.Паустовский Барсучий нос Мальчик, Барсук, рыбаки На рыбалку пришли мальчик и взрослые, там они встретили барсучонка, который обжог свой нос Очень грустный рассказ, жалко барсучонка

Надеюсь, “Дневник чтения” станет вашим спутником и помощником в чтении книг.

Приложение 1

Оснащение урока

1. Планшет.

2. Выставка рисунков: “По страницам книг Паустовского”.

3. Карта России.

4. Выставка книг К.Г.Паустовского “О природе с любовью”.

5. Название урока на классной доске: “Учимся читать книгу”.

6. Портреты: Булгакова, Вертинского, Гайдара, Паустовского.

7. Репродукции И.Левитана и фотографии осенних пейзажей.

8. Таблички с терминами:

  • Автор
  • Название
  • Иллюстрация
  • Аннотация
  • Внимательно
  • Не торопясь
  • Дневник чтения

Эскизы

Планшет

Фото

Константин Георгиевич Паустовский
(1892–1968)

Классная доска

  • Учимся читать книгу
  • Цитата о книге

“Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать”. (Д.И.Писарев)

Цитата о Паустовском

“Я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля”. (К.Г.Паустовский)

(Репродукции Левитана и фотографии осеннего пейзажа.)