Занятие "Основы выбора профессии". Профориентационная работа как одно из направлений деятельности социального педагога в системе дополнительного образования детей

Разделы: Социальная педагогика


Одним из возможных направлений деятельности социального педагога в условиях системы дополнительного образования детей является профориентационная работа с воспитанниками, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности подростка.

Содержание и формы деятельности в этом направлении:

  • Проведение индивидуальных и групповых консультаций по профориентации
  • Профдиагностика
  • Организация встреч с людьми разных профессий
  • Проведение занятий по основам выбора профессии
  • Организация взаимодействия с высшими и средними профессиональными учебными заведениями с целью определения дальнейшего образовательного пути воспитанника
  • Консультативная работа с воспитанниками, желающими в скором будущем стать сотрудниками Дворца.

Работа может быть построена и на предложении самим социальным педагогом своих «услуг» (объявление о проведении индивидуальных консультаций для всех желающих), и на «заказе» педагога, которому важно узнать, например, интересы своих воспитанников или уровень профессионального самоопределения (педагог обращается к социальному педагогу с просьбой провести занятие или групповую консультацию или профдиагностику).

В любой сфере трудовой деятельности важно целеполагание и соблюдение определенных принципов. Важно, чтобы работа педагога имела не только конкретный и хороший результат, но и была пронизана общечеловеческими ценностями и радостью общения с другим человеком. Поэтому мы попытались сформулировать следующие

принципы социально-педагогической деятельности:

  1. Доброжелательность и готовность помочь тому, кто к тебе обратился;
  2. Научность и достоверность информации;
  3. Доступность предлагаемой информации;
  4. Адресность;
  5. Индивидуальный подход;
  6. Современность и актуальность материалов;
  7. Сотрудничество с другими специалистами (педагоги, психологи и др.)

Важное - цель профориентации не определить, кем быть ребенку в будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:

  • Ознакомление с миром профессий
  • Изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности
  • Ознакомление с правилами выбора профессии
  • Мотивация размышлений о своем профессиональном будущем

В качестве примера приводим план-конспект одного из возможных вариантов группового занятия по основам выбора профессии:

Характеристика группы:

Ребята старшего школьного возраста (может быть 9,10,11 классы). В условиях учреждения дополнительного образования – это может быть разновозрастная группа старших подростков. Количество человек – от 10 до 25.

Цель:

Ознакомить с основами выбора профессии и заинтересовать в получении дополнительной информации по вопросам профессионального самоопределения.

Задачи:

1) Дать представление об основных понятиях профориентологии и разъяснить назначение профконсультации;
2) Познакомить с классификацией профессий Е.А. Климова и признаками профессионального труда;
3) Познакомить с правилами выбора профессии и типичными ошибками в профессиональном самоопределении;
4) Выяснить уровень профессионального самоопределения ребят.

Регламент – 45-50 минут.

План занятия:

  • Приветствие. Знакомство. Вводная часть.
  • Обсуждение основных понятий (профессия, профориентация, профессиональное самоопределение, оптант, профессиограмма, должность, специальность, вакансия, карьера).
  • Разъяснение формулы выбора профессии, рассказ об основных правилах выбора профессии и типичных ошибках.
  • Проведение профориентационной игры «Ассоциация».
  • Знакомство с классификацией профессий Е.А. Климова
  • Проведение дифференциально-диагностического опросника «Я предпочту».
  • Подведение итогов занятия.

Необходимое материально-техническое обеспечение:

Помещение со стульями (столы не обязательны), доска или стенд для размещения наглядных материалов. Хорошо, если есть возможность расположиться на полу (ковер или ковровое покрытие). Необходимо заранее подготовить ручки, маркеры, бейджики, листы бумаги, бланки опросника и т.д. - в соответствии с количеством участников, наглядные материалы.

Содержание:

1. Приветствие. Знакомство. Вводная часть.

Социальный педагог приветствует ребят, представляется. В ситуации, когда группа ребят не знакома педагогу, он предлагает каждому подписать свое имя и надеть бейджик на все время занятия, чтобы было удобно и легко обращаться к человеку. (Бейджики, листочки бумаги, маркеры должны быть подготовлены заранее). Далее педагог объявляет тему занятия и дает краткое описание того, что ждет ребят на занятии, и главное, каковы его цель и задачи. Здесь главное – с помощью наводящих вопросов педагога подвести ребят к самостоятельному формулированию этой цели. Например, можно спросить: «Что вы ждете от занятия «Основы выбора профессии» (при чем можно задать вопрос всем, а можно адресовать конкретному ребенку, обратившись к нему по имени), или вопрос: «Есть ли те, кто еще не определился в своем профессиональном будущем?», или: «Кто-нибудь из Вас сталкивался с трудностями в своем самоопределении? Например, родители говорят одно, а Вы хотите совсем другое, или вы бы очень хотели стать тем-то, но не знаете, имеете ли Вы к этому способности и талант». Или другого рода вопросы, отвечая на которые, ребята в итоге вместе с социальным педагогом озвучивают цель этого занятия, для чего оно проводится, что оно может дать полезного ребятам.

2. Обсуждение основных понятий (профессия, профориентация, профессиональное самоопределение, оптант, профессиограмма, должность, специальность, квалификация, вакансия, карьера, система образования в РФ).

Социальный педагог размещает на доске или стенде одно понятие (Каждое понятие отпечатано крупным шрифтом на листе какого-нибудь цвета формата А4). См. Приложение1. Ребятам предлагается высказать свое понимание, представление о сущности этого явления. Опять же, используя формулировки ребят, педагог подводит к четкому определению данного понятия.

Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации.

Профориентация – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на выбор и освоение профессии в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности рынка труда.

Цель профориентации – подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

Система профессиональной ориентации – деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества в целом.

Профессиональное самоопределение – система установок личности (когнитивных, оценочных, мотивационных) по отношению к конкретной профессиональной деятельности и самореализации в ней.

Оптант - человек, выбирающий профессию.

Профессиограмма – описание профессии, где отражены ее требования к человеку (система количественно измеримых медико-биологических, психофизиологических и социально-психологических свойств и качеств, необходимых для успешного овладения профессией).

В качестве примера можно привести профессиограмму косметолога (См. Приложение2)

Должность – служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения.

Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии.

После того, как разобрали три понятия: профессия, должность и специальность, предлагается выполнить следующее задание, а затем, ребятам привести свои примеры.

Найдите профессию, должность и специальность:

  1. Продавец – продавец продовольственных товаров – заведующий отделом.
  2. Слесарь-сборщик – бригадир – слесарь.
  3. Летчик – пилот – командир вертолета.
  4. Методист по воспитательной работе – педагог – заведующий методическим отделом.
  5. Инженер – инженер-синоптик – заведующий отделом.

Специализация – 1) сосредоточение деятельности на относительно узких, специальных направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции; 2) приобретение специальных знаний в определенной области (часть специальности); 3) разделение труда по его отдельным формам, видам.

Квалификация – 1) уровень подготовленности индивида к профессиональной деятельности; 2) наличие у работника знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалификация работников отражается в их тарификации.

Вакансия – свободное место, незанятая должность

Карьера – 1) осознанный трудовой путь человека; 2) продвижение по служебной лестнице – успешное продвижение вперед в общественной, служебной, научной, профессиональной или иной деятельности.

Образовательные уровни в РФ: 1) Основное общее, 2) среднее (полное) общее, 3) начальное профессиональное образование, 4) среднее, 5)высшее профессиональное образование и 6) послевузовское профессиональное образование

Начальное профессиональное образование – подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования (ПТУ И др.)

Среднее профессиональное образование подготовка специалистов среднего звена образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование – профессиональная подготовка и переподготовка специалистов на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ВУЗах)

Основное общее, среднее (полное) образование, дополнительное образование занимается допрофессиональной подготовкой, т.е. дает детям так называемые общетрудовые навыки, умения и важные для любого труда личные качества. Так, к области общетрудовых общепроизводственных навыков, умений относятся, например, планирование, организация своей работы (учебной деятельности), самоконтроль, вычисления и т.д. Строго говоря, часть из того, что делает учащийся в школе или при внеучебной активности, фактически содержит своеобразные (пусть упрощенные) модели того или иного труда.

3. Разъяснение формулы выбора профессии, рассказ об основных правилах выбора профессии и типичных ошибках.

Незнание мира профессии

Незнание себя

Незнание правил

выбора профессии

Устаревшие представления о характере и условиях труда в конкретной профессии. Предубеждения в отношении престижности профессии. Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии. Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии.

4. Проведение профориентационной игры «Ассоциация».

Цель: выявить истинное отношение ребят к разным профессиям и по возможности подкорректировать это отношение.

  1. Объясняются условия игры (инструкция): «Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает какую-нибудь профессию. Потом 3 человека войдут и попробуют ее отгадать с помощью ассоциативных вопросов, например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель используется?» и т.д. Можно спросить у учащихся, не играли ли они в игру «Ассоциация», когда вместо профессии загадывается человек.
    Опыт показывает, что не все ребята сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Можно взять для разбора профессию «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии скорее всего белый, запах — что-то связано со спиртом (лекарство слишком наводящий ответ), мебель — стеклянный шкаф или кушетка...
  2. Далее ведущий дает инструкцию отгадывающим: «Каждый из вас может задать по 2 таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течение 2—3 минут, продумайте свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке отгадать профессию».
  3. Три человека выходят из класса. Остальные быстро загадывают профессию, а ведущий предупреждает всех, что спросить могут каждого, поэтому надо быть готовым к правильным, но не наводящим ответам.
  4. Ведущий приглашает трех человек (отгадывающих), которые по очереди задают вопросы. Ведущий следит за динамикой игры.
  5. Когда все вопросы и ответы произнесены, ведущий предлагает в течение одной минуты продумать трем отгадывающим свои ответы.
  6. Отгадывающие называют свои варианты ответов. Эти ответы могут не совсем совпадать с угаданной профессией. Например, загадана профессия «военный летчик», а ответы такие: «космонавт», «милиционер», «автогонщик». Как видно, военный летчик и космонавт довольно близки. Право определить, отгадали ребята профессию или нет, должно быть предоставлено группе. Однако окончательно этот вопрос решается после обсуждения. Загаданная профессия, естественно, называется.

Обсуждение игры (проигрывание). Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если группа не согласна с ответом, можно попросить того, кто так ответил, дать объяснение. Нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер» и на вопрос «Какого цвета профессия?» был дан ответ: «черно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл.

При выявлении неудачных ответов ребятам предлагается тут же придумать ответы, более соответствующие загаданной профессии.

Участвовать в этом может и ведущий, корректируя таким образом представления о профессии.

У отгадывающих можно спросить также, какие ответы лучше всего помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение. После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл (возможен и ничейный результат).

Диагностические возможности игры. Игра позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям, и, поскольку характер этого отношения сильно влияет на выбор профессии, ведущий получает довольно важную информацию о группе в целом и об отдельных воспитанниках, так как за одно занятие в отдельной игре могут принять активное участие многие ребята.

Перспективы использования игры. В перспективе можно разработать специальный перечень ассоциативных вопросов, помогающих отгадывающим лучше подготовиться, а ведущему лучше организовывать игру и обсуждение в ситуации меньшей неопределенности. Можно также использовать в игре не одну, а две (соревнующиеся) группы отгадывающих. Можно загадывать не только профессии, а конкретные места работы, учебные заведения, образ типичных представителей тех или иных профессий (типичных работников).

5. Знакомство с классификацией профессий Е.А. Климова

См. Приложение3

Социальный педагог предлагает схему классификации, разъясняет ее. Предлагается ребятам самим привести примеры конкретных профессий. Ребята называют профессии, вместе с ними педагог определяет их место в данной классификации. Ребята сталкиваются с проблемой невозможности однозначного отнесения той или иной профессии только к одному типу, виду или классу. Идет обсуждение существования так называемых «смешанных» профессий. Например, профессию «библиотекарь» можно отнести и к сфере «человек-человек», и к сфере «человек - знаковая система».

6. Проведение дифференциально-диагностического опросника «Я предпочту».

Ребятам раздаются бланки опросника, дается инструкция. См. Приложение 4

В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.

Первую группу составляют профессии типа человек — природа, где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.

Основой второго типа являются отношения человек — техника, объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер.

Третью группу образуют профессии типа человек — человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности — сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.

Четвертую группу составляют профессии типа человек — знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статистики, экономисты.

Человек — художественный образ — основа пятого типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д.

Названные типы не могут быть строго ограничены, принимаются во внимание лишь преобладающие признаки, характерные для каждого из этих типов.

Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Однако следует оговорить, что результаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способности в данный момент.

7. Подведение итогов занятия.

Социальный педагог благодарит ребят за занятие, может спросить их впечатления, что было интересного и полезного за эти 45 минут.

Материалы, используемые при подготовке к занятию:

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1996
  2. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000. – 128с.: ил.
  3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. – М.: Генезис, 2000. – 80с.: ил.
  4. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004. – 48с. – (Психодиагностика)
  5. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива», 2000
  6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: «Просвещение», 1996
  7. Правовая азбука молодежи в вопросах и ответах (разработка Всероссийского научно-практического центра профориентации и психологической поддержки населения), 2000
  8. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов / Под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. – М.: «Просвещение», 2000
  9. Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003
  10. Энциклопедия для детей. Выбор профессии / Глав. ред. Е. Ананьева; отв. ред. В. Белоусова. – М.: Аванта+, 2003

В ходе занятия используются следующие наглядные материалы:

  • Основные понятия
  • Схема с классификации профессий Е.А. Климова
  • Профессиограмма косметолога
  • Формула выбора профессии