Библиотечный урок "Путешествие в Книгоград" (ознакомительная экскурсия для учащихся начальных классов)

Разделы: Организация школьной библиотеки


Цели:

  • Дать учащимся начальных классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ) - "библиотека", "книжный фонд", "читальный зал", "абонемент", "каталоги", "энциклопедии".
  • Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
  • Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг - попросить подобрать себе книгу.
  • В воспитательных целях повторить и ознакомить детей с "Правилами поведения в библиотеке".
  • Закрепить материал урока в игровой форме.

Оборудование: презентация

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята!

Я думаю, вы не против того, чтобы отправиться в увлекательное путешествие и познакомиться с жителями и устройством города Книгоград.

Есть такой город на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Город этот бывает большой или маленький, но всегда удивительный, называется он "библиотекой".

В библиотеке тишина
Совсем иная, чем повсюду.
Мне кажется порой она
В себе утаивает чудо.
В ней слышен зов далеких стран,
В ней скрыты тайны океанов.
Вот, слышишь, - Немо-капитан
О чем-то спорит с Д*Артаньяном.
Послушный зову твоему,
Здесь Дон Кихот на помощь мчится,
Ответ на сотни почему
На книжных прячется страницах.

"Библио" по-гречески - книга, а "тека" - хранилище. А знаете, сколько лет существуют в мире библиотеки? Почти 5 тысяч лет!

Слайд 1,2

Вся история развития человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это не совсем спокойная история! За них сражались, их сжигали, теряли, находили, спасали от вражеского нашествия, как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка.

Слайд 3

А знаете ли вы, что слово "Книга" происходит от церковно-славянского "КЪНИГЫ", что означает буквы или письмо.

В разные времена помещения для книг имели самые различные названия. В Египте при раскопках археологи над входом в одно помещение обнаружили надпись "Аптека для души". Этот вход вел в библиотеку. По мнению древних египтян, книгу можно сравнить с лекарством, только не от гриппа и ангины, - это лекарство делает сильным ум человека, облагораживает его душу.

Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте - написанные на папирусе, в Междуречье - выцарапанные на глиняных табличках. В Индии - составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае - свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.

Слайд 4

Итак, библиотека - это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом.

В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал.

Слайд 5

У слова "абонемент" много значений. Если хотите знать все значения, загляните в словарь. В библиотеке же оно означает место, где выдают книги на дом.

На несколько дней книга твоя, можно рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку - ведь она нужна другим ребятам. А если не успели прочитать? Не беда, придите в библиотеку, и попросите продлить срок чтения книги. В библиотеке есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература - энциклопедии, словари.

Слайд 6

Энциклопедии и словари заслуженно называют спутниками цивилизации. Они помогают не только правильно писать слова, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из разных областей знания, науки, техники, литературы и искусства, развивают культуру речи. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале. А еще в читальном зале можно написать доклад, посмотреть книжную выставку, узнать много интересного из газет и журналов для детей.

Слайд 7,8

"В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры, -
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать: -
Фантазировать, мечтать,
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге - чудеса!
И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна".
Так что такое читальный зал? (ответы учащихся).

А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. Но все равно найти нужную книгу бывает трудно. И здесь на помощь нам приходят указатели - каталоги.

Слайд 9

Они есть в каждой библиотеке. Это специальные ящики, где хранятся карточки. На карточках написаны название книги и фамилия автора. А в углу карточки располагается знак - сокращенный адрес книги на полке. Библиотекарь посмотрит на шифр и сразу узнает на какой полке искать книгу. Такой же шифр есть и на каждой библиотечной книге.

Видов и типов каталогов очень много. Их количество зависит от величины книжного фонда и тематической направленности фонда данной библиотеки. Самые распространенные алфавитный и систематический каталоги. Алфавитный каталог - перечень составлен в алфавитном порядке (по фамилиям авторов или названиям книг). Систематический каталог помогает получить информацию о книгах по конкретной теме. В нашей библиотеке есть электронный каталог, сведения о книгах записываются в памяти компьютера.

Книги - как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что? - БЕРЕЧЬ!

Я - книга. Я - товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда опрятен,
Оберегай меня от пятен.
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь.
Ой, уронил меня ты на пол.
Ай, супом ты меня заляпал.
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не годится.
Опять загнул мои листы?
Опять со мной небрежен ты.
Мой переплет не выгибай,
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождик грянет на беду.
Запомни: я твой лучший друг.
Но только не для грязных рук!

Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

Слайд 10

Правило № 1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.

Правило № 2. Книги надо возвращать вовремя. Ведь их ждут другие читателя. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

Правило № 3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.

Правило № 4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.

Правило № 5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.

А теперь, ребята, к нам в гости пришел библиовенок, и он хочет проверить, что вы запомнили из нашей экскурсии, и задать вам несколько вопросов. (ученик переодетый в костюм библиовенка проводит викторину).

Отгадайте загадки:

Тридцать три сестрички сели на странички.
Сели рядком - не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ.
(Буквы)

Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
станешь вчетверо умней.
(Книга)

Первую книжку,
Где буквы ты изучаешь.
Как ты её называешь?
(Букварь)

У стены большой и важный,
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф)

У сосны и елки листочки - иголки,
А на каких листочках растут слова да строчки?
(На книжных)

С подругами и сестрами
Она приходит к нам.
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам.
(Газета)

Библиотекарь проводит беседу с учащимися:

  • Есть ли у тебя домашняя библиотека?
  • Сколько в ней примерно книг?
  • Стоят ли они по темам, по алфавиту?
  • Можете ли вы сами подобрать книгу в домашней библиотеке?

В заключении библиотекарь просит желающих самостоятельно подобрать книгу на дом.

Литература:

  1. Праздник книги и чтения: Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией/ Российская государственная детская библиотека. - М.: Школьная библиотека, 2005.
  2. Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: Материалы в помощь проведения занятий с младшими школьниками. Вып. 1. / Рос. Акад. образования ГНПБ им. К.Д.Ушинского. - М., 1997.
  3. Сухих И.Г Литературные викторины в начальной школе - М.: Айрис-пресс, 2005.
  4. Илдаркина Е.В. Библиотечные уроки. Вып 1: обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11 кл /Сост. Е.В. Илдаркина.-2-е изд., М.: Глобус, Волгоград: Панорама,2007.