Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Повторить, расширить и обобщить знания по теме;
  • Развивать навыки владения изобразительно-выразительными средствами;
  • Научить решать тестовые задания по теме с наименьшей затратой времени.

Оборудование:

Ход урока

I. Добрый день. Тема нашего урока “Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ”. Слайд №1.

Задача сегодняшнего урока состоит в том, чтобы подготовиться к выполнению особого задания, связанного с анализом выразительности русской речи. Это задание направлено на проверку лингвистической компетенции. Для того чтобы выполнить такой анализ, нужно овладеть целым комплексом знаний и умений.

II. Повторение и углубление ранее изученного материала.

Слайд №2 (работа по схеме).

Средства художественной выразительности

Тропы Фигуры речи
Троп (от греч. слова, обозначающего поворот оборот, образ) – это употребление слов, фраз в переносном смысле. Фигура (от лат. слова оборот речи, внешний вид, очертание). Такие синтаксические построения используются для выразительности текста.
Эпитет.  
Сравнение. Антитеза.
Метафора. Инверсия.
Олицетворение. Градация.
Гипербола. Анафора.
Литота. Эпифора.
Перифраза. Оксюморон.
Метонимия. Синтаксический параллелизм.
Синекдоха. Парцелляция.
Ирония. Лексический повтор.
  Эллипсис.
  Бессоюзие. Многосоюзие.
  Риторические фигуры:
  Обращение.
  Восклицание.
  Вопрос.
  Умолчание.

1. Работа по схеме:

  • Какие средства художественной выразительности вам известны?
  • Что такое тропы? Назовите их.
  • Какие стилистические фигуры, или фигуры речи, вам известны? Назовите их.

(В древности фигуры речи называли “узорами красноречия”. Фигур речи насчитывается не один десяток, но все они сходны в том, что представляют собой отступление от обыденной формы, изощренное сочетание слов).

2. Работа по памяткам.

Тропы, фигуры речи. (Памятки раздаются каждому ученику).

Взаимоопрос. (В течение 3 минут учащиеся задают вопросы по определению фигур речи и тропов. Что такое метафора, сравнение, олицетворение, анафора, синтаксический параллелизм, антитеза, оксюморон?)

III. Тренировочные упражнения на закрепление.

Слайд №3.

1. Какой троп используется в тексте?

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.

(С.Есенин)

  1. Ирония;
  2. Литота;
  3. Метафора;
  4. Метонимия.

Слайд №4.

2. Какой троп используется в тексте?

Люблю я пышное природы увяданье…

(А. Пушкин)

  1. Метафора;
  2. Олицетворение;
  3. Эпитет;
  4. Оксюморон.

Слайд №5.

3. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: “Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла.” (С.Есенин)

  1. Гипербола;
  2. Градация;
  3. Риторическое восклицание;
  4. Сравнение.

Слайд №6.

4. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: “В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн.” (А. Пушкин)

  1. Антитеза;
  2. Многосоюзие;
  3. Перифраза;
  4. Метафора.

Слайд №7.

5. Укажите, какое из средств выразительности используются в отрывке: “Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами” (М.Горький)

  1. Метафора;
  2. Олицетворение;
  3. Сравнение;
  4. Градация.

Ответы к заданию : 1)3; 2)2; 3)2; 4)2; 5)2.

IV. Найдите соответствие.

Слайд №8.

1. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере.

1. Его зарыли в шар земной, а он был лишь солдат. (С.Орлов) А. Вопросно-ответное единство.
2. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.С. Пушкин) Б. Гипербола.
3. Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал? В.Многосоюзие.
4. Ягненочком кудрявым месяц гуляет в голубой траве. (С. Есенин) Г. Риторический вопрос.
  Д. Сравнение.

Слайд №9.

Ответы: 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-Д.

Слайд №10.

2. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере:

1. Вывели лошадей, не понравились они мне. (И.С.Тургенев) А. Градация.
2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин) Б. Инверсия.
3. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжкой – та бежать. (К.И. Чуковский) В. Оксюморон.
4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? (С.Есенин) Г. Риторическое обращение.
  Д. Синтаксический параллелизм.

Слайд №11.

Ответы: 1-Б, 2-А, 3-Д, 4-Г.

Слайд №12.

3. Определите, какое средство выразительности использовано в каждом примере?

1. Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по дорогам. (К.Г.Паустовский) А. Историзмы.
2. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже из юношей изящных фамилий было у него (Петра I ) теперь триста человек. (А.Н.Толстой) Б. Лексический повтор.
3. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит! (М.Ю. Лермонтов) В. Олицетворение.
4. Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А.Фет) Г. Фразеологизм.
  Д. Эпитет.

Слайд № 13.

Ответы: 1-В, 2-А, 3-Б, 4-Д.

V. Работа с текстом.

(Текст с заданиями раздается учащимся).

1. Чтение текста.

(1) Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою, и от него зависит лишь в какой-то степени управлять ею, а не плыть куда понесет. (2) Если бы мне дано было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати, помогают обостренней видеть мир и глубже чувствовать доброту. (3) И лишь одно спросил бы у своей судьбы – оставить со мной маму. (4) Ее мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас, когда возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми, и нет уже в душе метания, наступает то усталое успокоение, которого терпеливо ждут матери, надеясь хотя бы в старости прислониться к дитю и умиротворить себя и его безбрежным добрым сердцем, всегда готовым к утешению, состраданию и ласке.

(5) Берегите матерей, люди! (6) Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может – говорит это вам человек, который имеет право на доверие – он пережил свою мать на сорок уже с лишним лет.

(В. Астафьев).

2. Выполнение заданий к тексту.

  • В каком предложении (ях) текста наиболее полна отражена основная мысль текста. Сформулируйте ее. (5-6) Берегите матерей! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может
  • Какой (ие) тип (ы) речи представлен (ы)в тексте.

- Рассуждение и описание;
- Рассуждение и повествование;
- Рассуждение;
- Повествование.

  • Укажите способ образования слова утешению (предложение 4)
  • Из предложения 3 выпишите частицы.
  • Из предложения 3 выпишите подчинительные словосочетание со связью согласование.
  • Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Текст В.Астафьева адресован молодым людям. Автор предлагает задуматься над мнением опытного, многое осмыслившего человека. Основную мысль текста автор выражает с помощью ______ (Берегите матерей, люди! Берегите!). Выразить собственную позицию автору помогают _______ (“человек выбирает жизнь”, “возраст как бы сравнивает меня со всеми пожившими людьми”). Описать собственную жизнь, а также отношение матери к своему ребенку автору удалось благодаря использованию _____ (предложения 2,4). Текст делается более понятным вследствие использования в нем ______ (“просить судьбу”, “доброе сердце”).

Список терминов:

  1. Метафоры;
  2. Сравнение;
  3. Эпитет;
  4. Ряды однородных членов;
  5. Риторические восклицания;
  6. Умолчание;
  7. Градация;
  8. Устойчивые выражения;
  9. Синтаксический параллелизм;
  10. Анафора.

Ответы: 5,1,4,8.

Рекомендации при выполнении последнего задания.

  1. Внимательно прочитайте текст и фрагмент рецензии.
  2. Имейте надежную теоретико-практическую базу. (Не только заучивайте слова-определения, но и помните их суть, специфику построения и роль в речи, научитесь их дифференцировать).
  3. Внимательно изучите предложенный список терминов.
  4. Выбор термина из ряда предложенных требует умения классифицировать понятия. (Синтаксическое, фонетическое, лексическое и др.)
  5. Такая группировка поможет более осмысленно соотнести текст рецензии и не ошибиться в выборе.
  6. Помните о времени, на это задание вам потребуется 7-8 минут.

VI. Компьютерная презентация. “Берегите матерей!”

VII. Домашнее задание.

  • Выучить определения стилистических фигур и тропов;
  • Подобрать примеры стилистических фигур и тропов (5 примеров);
  • Решение тесовых заданий из книги КИМов (вариант 1-3),задание В8.