Поговорим о стрессе

Разделы: Администрирование школы


Слайд 2. См. Приложение 1

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
                                                А.С. Пушкин

Давайте перенесемся в далекую золотую осень. Совсем недавно закончились летние каникулы, наступил новый учебный год. Школа, дети, родители, проверка домашних заданий, а еще и в личную жизнь надо успеть вернуться… Все завертелось, понеслось… И вполне возможно, уже в начале учебного года педагоги задают (ЩЕЛЧОК) себе вопрос: “Почему я чувствую такую усталость, будто и отпуска-то не было?” Знакомо?

СЛАЙД 3 Постоянная изнурительная усталость вызвана не заболеванием, не педагогической неорганизованностью и даже не шумными подростками. Чаще всего причина её именно в том, что (ЩЕЛЧОК) педагог перетрудился, (ЩЕЛЧОК) переволновался, (ЩЕЛЧОК) перестарался, да и (ЩЕЛЧОК) “недоотдыхал” в выходные, “недорадовался”, то есть находился в стрессе.

Первые физические признаки стресса разнообразны. Порой они воспринимаются косвенно – нам кажется, что это просто недомогание, и мы не осознаём, что во всём виноват стресс.

СЛАЙД 4 А что же такое стресс? Стресс – это прежде всего нарушение покоя, возникающее внутри нас напряжение, как реакция на определённую ситуацию или деятельность, неважно, внешнюю или внутреннюю. (ЩЕЛЧОК) Стресс есть в жизни любого человека. (ЩЕЛЧОК) Он может быть приятным, например, повышение квалификационного разряда и, естественно, зарплаты, что вызывает чувство радости, (ЩЕЛЧОК) а может стресс быть неприятным и приносить страдания.

СЛАЙД 5 Ритм жизни современного педагога “рваный”, несбалансированный. (ЩЕЛЧОК) Утро (будильник, дети) – стресс, (ЩЕЛЧОК) дождь, а вы без зонта – стресс, (ЩЕЛЧОК) завуч (директор) пришёл на урок – стресс, (ЩЕЛЧОК) класс подросткового возраста – стресс, (ЩЕЛЧОК) районная контрольная – стресс, (ЩЕЛЧОК) покушать некогда – стресс, (ЩЕЛЧОК) хочется кричать, (ЩЕЛЧОК) а вы сдержались – стресс, стресс.

СЛАЙД 6 Любой стресс вызывает автоматическую реакцию всего организма, хотя мы в определённой степени в состоянии эту реакцию контролировать. (ЩЕЛЧОК) Стресс изменяет состояние мимических мышц лица: улыбка становится похожей на гримасу, появляются морщинки у лба, брови сдвигаются, уголки рта опускаются и так далее. (ЩЕЛЧОК) Тело также способно реагировать на стресс: плечи напряжены, мы сутулимся, как бы пытаясь защитить себя, руки и ноги скрещиваются. СЛАЙД 7 Хотя можно научиться сознательно контролировать свои движения и мимику, однако в состоянии стресса мы поступаем неосознанно и многие параметры могут выдать наше нервное состояние.: (ЩЕЛЧОК) некоторые вертят в руках ручку, (ЩЕЛЧОК) теребят носовой платок, (ЩЕЛЧОК) грызут или ковыряют ногти, (ЩЕЛЧОК) избегают взгляда собеседника и т.д. (ЩЕЛЧОК) Все эти, а также многие другие признаки – часть физического проявления стресса.

СЛАЙД 8 Многие болезни педагогов (головные боли, боли в горле, спине, ногах и пр.) связаны с накопленным напряжением и проистекают, не удивляйтесь, от сдерживания эмоций (это не значит, что, например, надо орать на учеников и бить их прутом). Если эмоция не отреагирована, у неё нет другого выхода, кроме как проявить себя в одной из функций организма. Так, если нет выхода накопившемуся напряжению в теле, оно продолжает накапливаться до тех пор, пока не находит выхода в виде болей (голова, спина или спазмы желудка). Мышцы, поражённые стрессом, сокращаются и остаются в этом состоянии. Через некоторое время в них развивается спазм, и они утрачивают способность расслабляться. (ЩЕЛЧОК) Представьте себе, что вы долго несёте что-то тяжёлое, рука немеет, вы останавливаетесь и трясёте её – можно нести дальше. Если этого не сделать, рука просто атрофируется. А вот “трясти” желудок, сердце, как руку, невозможно. Как же быть? Как помочь себе?

СЛАЙД 9 Отвлечёмся немного и представим себе нашего далёкого предка – первобытного человека, мирно сидящего в тени дерева со своей семьёй. (ЩЕЛЧОК) Никаких тебе забот, никаких тебе проблем – наслаждайся жизнью и спокойствием, да и только! (ЩЕЛЧОК) Правда, впрок надо заготовить пропитание, но это можно сделать и завтра. (ЩЕЛЧОК) И вдруг он слышит какие-то звуки, напоминающие рёв зверя. Сначала вдали, а потом всё ближе и ближе. (ЩЕЛЧОК) Он не на шутку испугался, насторожился, схватил палку (или камень). Участилось дыхание, все мышцы напряглись – человек приготовился к схватке. Вот уже зверь приближается – это медведь, большой и грозный. (ЩЕЛЧОК) И тут в его душе начинается борьба. (ЩЕЛЧОК) С одной стороны, страх перед разъярённым зверем. (ЩЕЛЧОК) С другой – желание иметь уже сегодня, не откладывая на завтра, необходимый запас еды. Что ему делать? (ЩЕЛЧОК) Броситься на медведя первым?.. Ударить его?.. (ЩЕЛЧОК) Убежать?.. Медведь тем временем приближается. (ЩЕЛЧОК) Психическое возбуждение первобытного человека возрастает. (ЩЕЛЧОК) И если бы рядом с ним оказался современный врач, то он сказал бы: “Дружище, тебе же страшно, очень страшно! Так у тебя ведь стресс!”

У нашего предка две возможности: вступить в схватку или убежать... И тогда психическое и физическое напряжение спадёт, человек расслабится, успокоятся психика и тело. Иными словами, в организме человека произойдёт разрядка.

(ЩЕЛЧОК) К сожалению, сегодня педагог ни убежать с работы, ни подраться с “доставшим” его учеником не может. А стресс – он живой, не разрядив его, мы надолго оставляем его в своём теле, накапливая неотреагированное, ненужное нам напряжение...Что же делать?

СЛАЙД 10 Стресс похож на дерево: (ЩЕЛЧОК) корни – это причины стресса, (ЩЕЛЧОК) ствол – наши реакции (напряжения), (ЩЕЛЧОК) крона (плоды) – симптомы стресса (болезни). Так на что мы с вами можем влиять – на корни, ствол или крону?

СЛАЙД 11 Начните с симптоматики: что вызывает наибольший дискомфорт? (ЩЕЛЧОК) Конкретизируйте проблемы и проблемки. СЛАЙД Не нравится директор школы? Почему? (ЩЕЛЧОК) Что я могу сделать?

Проведём простое исследование. Вспомните самую неприятную стрессовую ситуацию в школе. СЛАЙД 12 А теперь заполните таблицу.

(ЩЕЛЧОК) Что вы записали в реальности (первый столбик): он орал или она так безобразно себя вела, или его поведение непредсказуемо, или я такая бестолковая, или... Так вот всё это рассказ о реальности, (ЩЕЛЧОК) а в реальности происходило следующее: он говорил громко, размахивал руками; она вошла и не поздоровалась; он на уроке корчил рожицы и т.д. (ЩЕЛЧОК) А вот всё остальное, ваши интерпретации – это либо ваше восприятие ситуации (рассказ), либо эмоции.

(ЩЕЛЧОК) Итак, стресс – это наши личные ощущения, восприятия, эмоции, интерпретации. Стресс порождается нами же, нашей реакцией на ситуации. СЛАЙД 13 Мне не позвонил любимый – для меня стресс, а для вас? Нет? Да потому что мы по-разному относимся к этой ситуации.

Абстрактного стресса не существует, он всегда привязан к какой-то проблеме. Так в нашей же власти изменить отношение к этой ситуации, испытывать или не испытывать стресс. (ЩЕЛЧОК) Устаёте – отдохните или будете дальше вкалывать? Ваш выбор!

(ЩЕЛЧОК) Ещё одно очень вредное свойство есть особенно у педагогов: “Чего люди скажут?!” А вам не всё равно? Это ваша усталость, ваш стресс. (ЩЕЛЧОК) Помогите себе сами (мы не говорим об эгоизме и безнравственности – всё в меру). (ЩЕЛЧОК) Вы – это самое ценное, что есть у вас в этой жизни.

СЛАЙД 14 Если вы склонны к стрессу, то на перемене напишите несколько раз фразу: “Я испытываю стресс, потому что ...” Пишите любой бред, всё, что придёт в голову. Ваше подсознание выдаст нужную информацию. А с причиной уже можно будет работать (вспомните о корнях).

СЛАЙД 15 Помните - испытывая стресс, мы теряем огромное количество энергии. Чтобы восстановить её, необходимо помнить о восьми природных источниках:

(ЩЕЛЧОК) .пища (но с удовольствием), (ЩЕЛЧОК) .вода (хотя бы глоток), СЛАЙД 16 физическая форма (хотя бы несколько физических упражнений), СЛАЙД 17 общение с природой (подышите свежим воздухом),

СЛАЙД 18. сон (столько сколько хочется и еще немножко), СЛАЙД 19. личные приятные отношения (любите и будьте любимыми), СЛАЙД 20. юмор (смейтесь чаще).

СЛАЙД 21 Балансируйте свой стресс – всё это источники необходимой энергии!

Самое главное – мы в ответе за все, что происходит с нами, за наши мысли, за наши взаимоотношения с людьми. Мы можем влиять на это. Не надо быть жертвой, это легче, чем искать новые способы жить счастливо. СЛАЙД 22 Поверьте, что в жизни много волшебства, надо только захотеть жить так, как вы хотите. СЛАЙД 23 Удачи Вам!

Используемая литература

  1. http://www.abc-people.com/typework/psychology/stress1.htm Киселева Юлия Александровна - Стресс и его особенности
  2. http://www.beka.ru Как снять стресс?
  3. http://psyfactor.org/lib/stress2.htm Анна Жилина. Что такое стресс и как с ним бороться?
  4. http://www.maharishi-tm.ru Как снять стресс.
  5. http://www.mostwanted.pp.ua/ Евгений Мохначев Как Снять Стресс Прямо Сейчас?
  6. Соловцова Е. Уйдем от стресса // Народное образование.- 2004.- №6,- С.240
  7. Шкуренкова Л.В. Здоровьесберегающие технологии: здоровье учителя // Иностранные языки в школе,- 2008.- №8.- с.23
  8. Иллюстративный материал для презентации:
  9. 5000 забавных рисунков [Электронный ресурс].- 2003
  10. http://www.bla-bla-bla.ru/man/?s=5143&id=7
  11. http://www.bblmedia.com/sports/01.html
  12. http://www.woman.ru/psycho/medley6/article/48735
  13. http://www.stresso.ru/galery.php?gal=relax1&cn=2
  14. http://eng.adelanta.info/news/england4/index2007/10/01/358.html
  15. http://www.ngmu.ru/novosti/rasshir/03/20091215/stress.html
  16. http://www.rusrek.com/en/newspaper/article/4163/zhenshhiny_perezhivajut_dolshe/
  17. http://www.runewsweek.ru/article/27299/
  18. http://semya.potrebitel.ru/data/8/49/11.shtml
  19. http://naumoffna.narod.ru/thexfiles-1.html
  20. http://danslatetedep-fbertrand.typepad.fr/les_aventures_decalees_du/2007/12/index.html