Овощи и фрукты

Разделы: Начальная школа


Общедидактическая цель занятия: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Тип занятия: урок изучения нового материала и его первичное закрепление.

Триединая дидактическая цель занятия:

  • Познавательный аспект (обучающие задачи):
    – создавать условия для усвоения детьми понятий: «овощи, фрукты», «сад, огород»;
    – формировать представление о витаминах и их пользе для организма;
  • Развивающий аспект (развивающие задачи):
    – формировать умение работать с текстом учебника и рабочей тетради, различать объекты, умение классифицировать их, анализировать;
  • Воспитательный аспект:
    – создавать условия для становления учащихся как субъекта (учащиеся ставят цели, контролируют свою деятельность и оценивают свой результат);
    – совершенствовать межличностное общение на уроке;
    – воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

  • индивидуальные карточки;
  • карточки для работы в парах;
  • картинки с изображением овощей, фруктов Приложение 5;
  • учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь на печатной основе.

Ход урока

Ι. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

ΙΙ. Актуализация знаний

Вспомните, какое значение имеют растения в жизни человека? Для чего он их выращивает? (Растения кормят человека, одевают, лечат, дают много полезных вещей, украшают его жизнь). (Слайд 2 Презентация)

– На какие группы можно разделить все растения? (Первая классификация: деревья,

кустарники, травянистые растения. Вторая классификация: дикорастущие и культурные растения). (Слайд 3)

ΙΙΙ. Мотивация

Дети, у меня сегодня для вас есть сюрприз. Вы его сможете получить в конце урока, если активно будете работать на занятии, внимательно слушать учителя и своих одноклассников, стараться выполнять правильно все задания

ΙV. Тема урока. Целеполагание

Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки, чтобы определить тему урока. (Слайд 4)

  • Уродилась я на славу,
    Голова бела, кудрява.
    Кто любит щи –
    Меня в них ищи (Капуста)

  • Жёлтый, круглый, ты откуда?
    – Прямо с солнечного юга.
    Сам на солнышко похож,
    Можешь съесть меня, но только
    Раздели сперва на дольки.
    Как меня ты назовёшь? (Апельсин)

  • Само с кулачок,
    Красный, жёлтый бочок.
    Тронешь пальцем – гладко,
    А откусишь – сладко (Яблоко)

  • На сучках висят шары,
    Посинели от жары (Слива)

– Рассмотрите внимательно картинки. Не перечисляя объекты, назовите, что здесь изображено (Овощи и фрукты). (Слайд 5)

– Кто сможет сформулировать тему урока?

– А как вы думаете, для чего нам нужно изучать эту тему?

– Каждый из вас подумает и постарается поставить перед собой задачу:

  • Что хотелось бы узнать? (Что такое овощи и фрукты)
  • Чему научиться? (Научиться различать их)
  • Почему человек должен употреблять в пищу овощи и фрукты?

Обобщение. Тема урока: Овощи и фрукты. (Слайд 6)

Цель: Ответить на вопросы:

– что такое овощи и фрукты, чем они различаются?

– почему человеку нужно употреблять разнообразные овощи и фрукты?

V. Изучение нового материала

1. Найдите среди данных предметов лишний. Объясните свой выбор.

Как различить, где овощи, а где фрукты? (Слайд 7)

Обобщение:

  • Фрукты – плоды деревьев, которые выращивают в саду. (Слайд 8)
  • Овощи – растения, которые выращивают в огороде. (Слайд 9)

2. Я предлагаю выполнить задание на карточках по вариантам (Приложение 1). Прочитайте задание, назовите цель работы. (Определить, где «овощ, а где фрукт»)

Проверка выполненной работы. Один ученик зачитывает названия овощей, другой – названия фруктов.

– Какие овощи вы знаете?

– Какие фрукты вы знаете?

(При ответах обращать внимание на то, чтобы не было повторов)

Вывод:

  • Овощи – это ...
  • Фрукты – это …

VΙ. Физкультминутка

  • «Что едят в сыром виде?». (Учитель называет овощ, а дети выполняют упражнение. Хлопок в ладоши – едят овощ в сыром виде, притоп – не едят)
    Огурец, морковь, свёкла, картофель, кабачок, баклажан, лук, репа, патиссон, томат, редис, капуста, петрушка.
  • Маша шла, шла, шла,
    Земляничку нашла,
    Поклонилась, наклонилась
    Ай! Какая вкусная!
    (Дети выполняют движения)

3. А кто скажет, земляника – это что? (Ягода). (Слайд 10)

Ягоды – это что? (Ягоды – это сочные, сладкие плоды кустарников и травянистых растений)

Ягода эта, оказывается, может быть дикая и садовая. Человек её тоже выращивает в саду.

4. Уточним понятия «сад» и «огород»

Правильное значение этих слов мы можем найти в толковом словаре, где сказано:

  • Сад – это участок земли, засаженный деревьями, кустарниками, цветами (травянистыми растениями). (Слайд 11)
  • Огород – это земельный участок под овощами, обычно вблизи дома. (Слайд 12)

– Что общего есть между садом и огородом?

– В чём различие?

5. Самостоятельное выполнение задания 1 в тетрадях, стр. 51

Проверка: Какие плоды созревают на деревьях (на кустарниках, на травянистых растениях)?

6. Самостоятельное выполнение задания 3 в тетрадях на стр. 51 по рядам с последующей проверкой:

1 ряд: что растёт на первой грядке

2 ряд: что растёт на второй грядке

3 ряд: что растёт на третьей грядке

На Руси исстари говорили: «В овоще силы велики». На территории нашей страны выращивают около 70 видов овощей. (Слайд 13)

7. Игра «Разложи овощи и фрукты по корзинам». (Дети берут картинку с изображением предмета, называют его и кладут в соответствующую корзинку, это всё вывешивается на доску)

8. Постараемся ответить на второй вопрос:

– Почему человек должен употреблять разнообразные овощи и фрукты?

  • В них много витаминов и других полезных веществ, необходимых для жизни человека
  • В разных овощах и фруктах содержатся разные витамины

9. Работа с учебником, стр. 66

– Сравним наше мнение с выводом на страницах нашего учебника (Дети зачитывают информацию)

– Какие витамины вы знаете? (Выслушиваются ответы детей)

Витаминов много, мы с вами познакомимся лишь с некоторыми из них. Рассмотрите изображения на второй карточке (Приложение 2).

Сформулируйте цель работы (Для чего нужны витамины? Где они содержатся?)

– Для чего нужны человеку витамины «А», «В», «С»? (Детям предлагается материал с информацией о каждом витамине, а затем они отвечают на вопрос: что узнали?)

1 ряд: готовит сообщение про витамин «А». (Слайд 14)

2 ряд: готовит сообщение про витамин «В». (Слайд 15)

3 ряд: готовит сообщение про витамин «С». (Слайд 16)

– Почему нужно кушать разнообразные овощи и фрукты?

Вывод: В разных овощах и фруктах содержатся разные витамины, необходимые организму человека. (Слайд 17)

VΙΙ. Закрепление знаний

Задание 3. (Приложение 3). Рассмотрите задание на карточке. Сформулируйте цель работы. (Найти пары слов. К слову из первого столбика подобрать соответствующее слово из второго и соединить). Самопроверка.

Задание 4. (Приложение 4). Прочитать задание, выполнить.

VΙΙΙ. Итог урока

Делаем выводы: Что такое овощи и фрукты? Чем они отличаются? Почему нужно употреблять в пищу разные овощи и фрукты?

– Какую тему мы с вами сегодня на уроке изучали?

– Какая была цель?

Вывод:

  • Овощи – это …
  • Фрукты – это …

Почему человек должен употреблять разные овощи и фрукты? (обратить внимание на соблюдение санитарно-гигиенических требований)

ΙХ. Домашнее задание

Рабочая тетрадь, стр. 52 – 53, 1- 2 (раскрасить), 3 – 4, написать (Выполнить по одному заданию из каждого номера, по выбору)

Х. Рефлексия

На последней карточке закрасьте земляничку.

– Я доволен своей работой. Достиг поставленной цели. (Красным цветом)

– Я не полностью доволен своей работой. Мне не удалось достичь в полной объёме цели урока. (Жёлтым цветом).

– Я недоволен своей работой. Мне было не интересно на уроке. (Зелёным цветом).

Сюрприз? Кто догадался, какой сюрприз ждёт вас? Как вы определили? (Показать детям коробку в которой находятся фрукты, а затем их угостить).