Редьярд Джозеф Киплинг "Рикки-Тикки-Тави". 4-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель:

  • продолжить знакомство с творчеством Р. Киплинга; работа над сказкой "Рикки-Тикки-Тави";
  • учить осмысленному чтению;
  • развивать навык беглого и внимательного чтения, навыки устной речи, творческие способности детей;
  • ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;
  • воспитание личности со свободным и независимым мышлением.

Оборудование: компьютерная презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный этап.

Работа со слайдом № 1.

- В начале нашего урока я бы хотела, чтобы вы вспомнили одну замечательную пословицу: Чтение - вот лучшее :

- Закончите фразу.

- А кого мы называем хорошим, серьезным читателем? (Человека, который хорошо читает, понимает прочитанное, знает и любит книги и умеет их самостоятельно выбирать).

2. Проверка домашнего задания.

- Что вы читали дома к сегодняшнему уроку?

- С помощью "Пирамиды-отзыва" мы узнаем, внимательные ли вы читатели.

Работа с "Пирамидой-отзывом" (см. слайд № 2).

Пример готовой работы:

1 слово - о девочке

2 - хороший конец

3 - трактир в деревне Монфермейль

4 - тяжелая жизнь Козетты у Тенардье

5 - Козетта - сирота; незнакомец - добрый; господа Тенардье - жадные и злые, их дочери - равнодушные

6 - жалость, страх, обиду, гнев, злость, радость

7 - история со счастливым концом для главной героини

8 - реклама или рекомендация книги

В помощь учащимся предлагается текст "Дописать предложения" (слайд № 3):

  • Эта книга интересна тем, что:
  • В книге мне понравилось то, что:
  • Книга В. Гюго заставляет задуматься о :
  • Обязательно прочитайте книгу о Козетте, потому что:

Коллективное составление пирамиды-отзыва; рекламу или рекомендацию книги читают на выбор 2 - 3 ученика.

3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями великих писателей о детях и для детей.

Слайд № 4 - тема урока: Редьярд Киплинг "Рикки-Тикки-Тави".

- Какое произведение Р. Киплинга мы читали в третьем классе? (Маугли)

- Познакомимся поближе с автором замечательных историй, сказок для детей и взрослых, писателем и поэтом Редьярдом Киплингом.

Слайды №№ 5 - 11.

- Наша задача - узнать, какая великая тайна и красота таятся в сказке Р. Киплинга "Рикки-Тикки-Тави".

4. Усвоение новых знаний.

Первичное восприятие текста сказки.

а) Чтение первой части по учебнику, с. 110 - 112. Чтение по "цепочке" по абзацам.

б) Анализ прочитанного.

- Кого мы можем назвать главным героем сказки? Почему?

Слайд № 12 - фотография мангуста.

- Похож ли мангуст у Киплинга на настоящего?

Работа с иллюстрацией учебника, с. 111.

5. Физминутка.

- Выполним несколько упражнений, станем такими же ловкими, как Рикки-Тикки-Тави.

6. Продолжение знакомства с текстом сказки.

Анализ первичного восприятия первой части сказки.

- Найдите те важные слова, которые характеризуют главного героя - мангуста и запишите их в тетрадь.

Работа на 2 минуты. Обсуждение.

- Какое качество характера, на ваш взгляд, самое главное из всех названных?

- Найдите и закончите предложение: "Нет на свете ничего труднее:".

- Как вы думаете, зависит ли от этой черты характера мангуста дальнейшее продолжение сказки?

7. Чтение второй части сказки по учебнику, с. 112 - 114

- Прочитайте вторую часть сказки про себя и определите, какие новые герои появляются в сказке.

Слайд № 12 - фотография кобры.

Чтение второй части сказки по отдельным смысловым отрывкам и по ролям.

Фут - 0,3 метра (от англ. "фут" - ступня)

Беседа после чтения, выборочное чтение.

- Прочитайте, как выглядит Наг.

- Есть ли что-то одинаковое в характерах этих героев?

Обобщение.

- Представьте, что вы - Рикки-Тикки. Что бы вы стали делать дальше?

8. Чтение третьей части сказки - комбинированно, учителем и учащимися.

Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста.

- Какое событие произошло дальше?

- Вернемся к описанию мангуста в ваших тетрадях. Какие качества вы бы добавили?

Обобщение.

Чтение последней части сказки учителем.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Смогли ли мы узнать, какая тайна и красота прячутся в сказке?

Слайд № 13.

Домашнее задание: прочитать сказку; подготовиться к письменной проверке прочитанного.