Умножение и деление чисел на основе знания таблицы умножения на 2 и на 3

Разделы: Начальная школа


Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • классная доска, учебники, раздаточный материал для учащихся,
  • презентация к уроку.

Цель урока:

  • Формирование умений выполнять умножение и деление чисел на основе знания таблицы умножения на 2 и на 3;
  • соотносить взаимообратные случаи умножения и деления чисел;
  • формирование навыков устного счета;
  • формирование умений решать текстовые задачи на умножение и деление;
  • наблюдение за числовыми закономерностями, использование их при вычислениях;
  • развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, интереса к математике.

Ход урока

1. Адаптационный этап.

– “Шапка для размышлений” (улучшает внимание, восприятие и речь).

“Наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза” .

– Актуализация знаний – “Примеры для соседа” (учащиеся обмениваются листочками, на которых записаны выражения для проверки знания таблицы

умножения , которые дети приготовили дома).

2. Основной этап.

– Работа над формированием умений учащихся использовать знание таблицы умножения.

– Сколько всего двоек в числах : 14, 8, 10, 6, 18, 4,16?

– Сколько троек в числах : 9,12, 15, 6, 30, 24?

Слайд 1. Приложение

В какой звездочке находится самое маленькое произведение? (В желтой.)

Записать произведения в порядке увеличения их значений (3х3, 2х5, 4х3, 2х7, 3х5, 2х8 ,6х3).

Слайд 2. (Записаны числа второго десятка)

Какие из этих чисел делятся и на 2 , и на 3? (12 и 18)

Какие числа делятся на 2 и не делятся на 3? (14, 16, 20)

Какие числа не встречаются в таблице умножения? (11, 13, 17,19)

Какое нечетное число делится на 3? (Только число 15)

3. Самостоятельная работа учащихся (работа выполняется на карточках) – проверяется 5 первых работ (время – 5 минут).

1-й вариант

Множитель 3   5 2 9   2
Множитель 7   4     2 2 1
Произведение   6 8 10 16   12  

Дополнительно

• Записать произведения в порядке убывания их значений: 3 х 8, 3 х7, 3 х 4,  4х 3, 3 х 9, 3 х 6, 3 х 2, 3 х 3.

2-й вариант

Множитель 3 3   3   7 3 1
Множитель 9   3 10 3   8 3
Произведение   12 18   15 21    

 Дополнительно

• Записать произведения в порядке убывания их значений: 2 х 8, 2 х 7, 2 х 4, 2 х 9, 2 х 6, 2 х 2, 2 х 3.

4. Проверка домашнего задания (выбрать нужное действие для решения задачи):

а) В КВН принимало участие 3 команды по 9 человек. Сколько человек было в этих командах? (Умножение.)

б) В команде “Шишки” трое не умеют петь. Остальные участвовали в музыкальном конкурсе. Сколько их было? (Вычитание.)

в) Команда “Лепешки” исполнила танец. Для этого участники команды разбились на три одинаковые группы. Сколько человек было в каждой группе? (Деление.)

г) В спортивном конкурсе учувствовала вся команда “Крошки” и ещ. три болельщика. Сколько человек выступало в спортивном конкурсе? (Сложение.)

Слайд 3

5. Физкультминутка. Считалка-бормоталка.

Произнести фразы “Мы будем решать задачи”, “Надо внимательно читать условия задачи”. (Первый раз фраза произносится целиком, второй раз произносим фразу,

заменяя последнее слово хлопком, третий раз заменяя хлопком предпоследнее слово, а в последний раз все слова заменяем хлопками.)

6. Решение задач на умножение и деление.

а) Работа с учебником (стр. 62 № 1) – фронтальная работа, решение задачи обсуждается в паре:

– если сложить все отметки, которые Вася получил за один день, получится 12.

* Вася учится на одни четвертки. Сколько отметок он получил за день?

* У Васи сплошные тройки. Сколько их?

* Вася – круглый двоечник. Сколько раз за день ему поставили плохую отметку?

* Вася получил две пятерки, но на последнем уроке ему не повезло. Какую отметку он получил?

* Васю спрашивали три раза, и все отметки были разные. Какие?

– После анализа задачи на доске записывается выражение

12 : 4 = 3
12 : 3 = 4
12 : 2 = 6
12 – 5 * 2 = 2
12 = 3 + 4 + 5

– Дополнительное задание: повторить названия компонентов действия умножения и деления, используя данные выражения.

б) Блиц-турнир (один ученик работает у доски на оценку, остальные учащиеся записывают в тетрадях только решение задач).

* У каждого зайчика по 3 морковки. Сколько морковок у 5 зайчиков?

* Белка разложила12 орехов в 2 дупла поровну. Сколько орехов в каждом дупле?

* Сколько крыльев у 7 сорок?

* У Паши 20 солдатиков, у Жени в 2 раза меньше. Сколько солдатиков у Жени?

* Маша съела 5 конфет, а Тема в 2 раза больше. Сколько конфет съел Тема?

* Сторона квадрата 3см. Найти его периметр.

3 х5 = 15 (м.)
12 : 2 = 6 (ор.)
2 х 7 = 14 (кр.)
20 : 2 = 10 (с.)
5 х 2 = 10 (к.)
3 х 4 = 12 (см)

Учащиеся сверяют полученные решения с записью на слайде, оценивают свою работу.

Слайд 4

в) Самостоятельная работа (учащиеся сами определяют уровень своих возможностей).

* Учащиеся получают карточки. Им предлагается выбрать для решения задачу по “силам”, можно решить несколько задач.

* Пирожок стоит 7 рублей. Сколько стоят 3 таких пирожка?

* За 3 пирожка Ира заплатила 30 рублей. Сколько стоит один такой пирожок?

* Пирожок стоит 6 рублей, булочка в 2 раза дороже. Сколько стоят пирожок и булочка вместе?

* У Кати 50 рублей. Она купила 4 пирожка по 5 рублей. Сколько рублей у нее осталось?

г) Проверка работы – экспресс-опрос учащихся.

7. Дополнительное задание “Математика – это интересно!”

Слайд 5

8. Итог урока.

* Оцените свою работу на уроке.

Слайд 6

* Получили вы от урока удовольствие, почувствовали уверенность, стремились ли к успеху?

Список использованной литературы

  1. Авторы программы, учебника: М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. УМК “Планета знаний”. Математика. АСТ “Астрель”. М., 2010.
  3. Обучение во 2 классе по учебнику “Математика” М.И.Башмакова, М.Г, Нефедовой АСТ*Астрель. М., 2010.
  4. Учебник “Математика” М.И.Башмаков, М.Г.Нефедова, 2 класс, часть 2, АСТ*Астрель. М., 2011.
  5. Самостоятельные работы по математике М.В.Беденко. М., *ВАКО*, 2010.
  6. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей.
  7. Методическое пособие для 2 класса Москва РОСТкнига. 2010.