Инклюзивное образование
-
Развитие мотивации к учебной деятельности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 2024
В статье раскрыта сущность учебной деятельности, дана характеристика мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте, рассмотрены основные приемы и методы работы по развитию мотивации к учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Организация пространства для детей с РАС в домашних условиях 2024
В статье пойдет речь об организации пространства для аутичного ребенка в домашних условиях. Организация пространства для такого ребенка имеет решающее значение в процессе его сопровождения и обучения. Ребенок с РАС беззащитен перед окружающим миром. Окружающая среда для него – хаотична, неупорядочена, это вызывает у него тревожность, страхи, нарушение пространственной ориентировки, неуверенность и проблемы поведения. Чтобы ребенок мог чувствовать себя спокойно и уверенно, ориентироваться в обстановке, необходимо создать для этого условия.
-
Включение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду 2024
Работа с семьей становится одним из важнейших направлений в системе психолого-психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой сложную и важную сферу в современном обществе. Работа с такими родителями может включать в себя ряд трудностей. Каждая ситуация уникальна, и не все методы будут подходить для всех. Важно находить те стратегии, которые наилучшим образом соответствуют конкретной семейной ситуации и потребностям ребенка. Организация работы в школе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья требует внимания и заботы, чтобы обеспечить наилучшее образование и уход для этих детей.
-
Опыт оказания ранней помощи семьям детей с РАС в условиях группы дневного пребывания дома ребенка 2024
В статье представлен опыт ГУ РК «Сыктывкарский специализированный дом ребенка» оказания услуг ранней помощи семьям, воспитывающим детей с РАС. Представлена модель организации оказания услуг ранней в форме группы дневного. Показаны результаты работы специалистов ранней помощи дома ребенка на примере двух семей детей с РАС.
-
Организация оказания услуг ранней помощи семьям детей с ОВЗ в сфере здравоохранения 2024
В статье представлена модель организации оказания услуг ранней помощи семьям детей с ОВЗ в форме группы дневного пребывания с оказанием услуг ранней помощи. Показана специфика оказания услуг ранней помощи в сфере здравоохранения (на примере дома ребенка). Показаны основные результаты работы в форме оценки эффективности оказания услуг ранней помощи детям с инвалидностью и ОВЗ и их семьям.
-
Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога по реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся с тяжелыми нарушениями речи 2024
В последнее время многие специалисты отмечают, что очень выросло число детей с такими проблемами, как дислексия и дисграфия, которые мешают им полноценно осваивать школьную программу. Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера. Все чаще специалисты ПМПК рекомендуют детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) занятия не только с учителем-логопедом и психологом, но и с дефектологом. В процессе коррекционной работы мы пришли к выводу, что для достижения наиболее эффективного результата коррекции устной и письменной речи обучающихся необходимо сотрудничество учителя-логопеда и учителя-дефектолога.
-
Адаптированная рабочая образовательная программа основного общего образования обучающегося с ЗПР (вариант 7.2) 2024
Главной целью программы является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения.
-
Совершенствование самоконтроля за произношением у детей с нарушениями слуха путем коррекции их самооценки и мотивации 2023
В рамках метод. объединения учителей- дефектологов, совместно с психологами школы, было решено подготовить и провести педагогический совет. Объектом исследования был определён процесс формирования произношения у детей со слуховой депривацией. Предметом исследования стали особенности формирования самоконтроля за произношением у детей со слуховой депривацией. Цель работы: определить условия, способствующие формированию прочных навыков самоконтроля за произношением у учащихся со слуховой депривацией.
-
Опыт использования средств театрализации в профессиональной деятельности сурдопедагога 2023
Особенности слухового восприятия обучающихся с нарушением слуха требуют достаточного количества реалистичной, динамичной наглядности, игровой формы предоставления информации. И для этих целей как нельзя лучше подходит участие наших детей в проекте «Психологический театр». Автору хотелось бы поделиться опытом четырехлетнего участия в проекте «Психологический театр» в роли режиссера и сурдопедагога, чьи дети ежегодно участвуют в театральных постановках. Режиссерская миссия заключается в том, чтобы кропотливо и терпеливо, совместно с руководителем проекта, работать над каждой ролью спектакля. Наша задача: научить детей передавать ту или иную интонацию на основе подражания, используя, как естественные, так и специально созданные ситуации.
-
Обучение детей с ОВЗ 2023
Если в конце обучения ребенок с ОВЗ не освоил программу, то он получает свидетельство об обучении и может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Если ребенок с ОВЗ получает аттестат, то он может пойти в среднее или высшее учебное заведение.
-
Организация логопедического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием нетрадиционных средств обучения и воспитания 2023
Применение в работе логопеда технологии «бинарного занятия» позволяет при «небольших затратах личностных и профессиональных ресурсов осуществлять включение детей с тяжелыми нарушениями речи в образовательный процесс и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение.
-
Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 2023
Проблемы развития коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития заинтересовали ученых сравнительно недавно. В конце 60-х годов прошлого столетия это научное направление сформировалось как самостоятельное, но включающее в себя специальную психологию, дефектологию и другие дисциплины. Рассмотрение любого вопроса, касающегося нарушений в развитии детей, целесообразно начинать с изучения причин, приводящих к соответствующим отклонениям. В работах многих отечественных ученых указывается на многообразность причин возникновения задержки психического развития.
-
Ритмическая игра "Уголек" 2023
Представлена ритмическая игра "Уголек" для детей дошкольного возраста.
-
Обучение детей с аутизмом в школе 2023
Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение нейропсихического развития, характеризующееся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. Эти качественные аномалии являются общими чертами функционирования индивида во всех ситуациях и могут значительно различаться по степени выраженности.
-
Учебная деятельность младших школьников 2023
Учёба и воспитание неразрывно связаны. Это и есть средство личностного роста человека. От педагога постоянно требуется внедрение новых методик и умение заинтересовать ученика, что является залогом развития успешной и всесторонне развитой личности.
-
Роль психомоторного и сенсорного развития у младших школьников с интеллектуальными нарушениями 2023
В данной статье раскрыто значение психомоторного и сенсорного развития детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталости). Представлены основные направления работы по психомоторному и сенсорному развитию, перечислены игры и упражнения, которые могут использовать педагоги, специалисты в своей работе с детьми ОВЗ.
-
Программа коррекционной работы для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). 1–4-е классы 2023
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) составлена в соответствии с ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.
-
"Игры по дороге в школу и домой" для родителей детей с ТМНР 2023
Для родителей детей с ТМНР предложены игры, в которые можно поиграть с детьми по дороге в школу или домой.
-
Межполушарное взаимодействие основа интеллектуального развития ребенка с речевыми нарушениями 2023
Человеку необходима работа, как левого, так и правого полушария, поэтому с самого детства очень важно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше будут интеллектуальные способности: восприятие, внимание, мышление, речь. Межполушарное воздействие – это механизм объединения левого и правого полушарий головного мозга в единую, целостно работающую систему.
-
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми ОВЗ в условиях инклюзивного обучения 2023
что внедрение и развитие инклюзивной системы образования требует тщательной, колоссальной проработки каждого принципа для определения дальнейших задач по реализации образовательного процесса. Основными принципами выступают: доступность, гуманность, индивидуально-личностный подход, социализация, психолого- медико- педагогическое сопровождение.
-
Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира). Тема: «Перелетные птицы нашего края. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлету и отлет птиц» 2023
Цель занятия: расширение представления о перелетных птицах. Знакомство с многообразием мира птиц Алтайского края; обучение умению различать птиц по голосам и внешнему виду; расширение представление о живой природе.
-
Логопедическое сопровождение детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования 2023
В статье описаны особенности коррекционной работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования.
-
Особенности восприятия классической музыки детьми, имеющими общее недоразвитие речи 2023
В данной статье автор пишет о том, как влияет процесс восприятия классической музыки на детей, имеющих общее недоразвитие речи. Сформулированы музыкальные и коррекционные задачи, даны рекомендации по развитию эмоциональной сферы ребёнка по слушанию музыки.
-
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством применения развивающих игр В.В.Воскобовича 2023
Методика В.Воскобовича – это комплекс увлекательных и развивающих игр, которые побуждают ребенка к творческому мышлению. Следует отметить, что основу развивающих игр В.Воскобовича составляет познавательный интерес, творческое начало и обучение. Дети в процессе игры погружаются в мир сказки и приключений, а также знакомятся с веселыми персонажами, которые развивают у ребенка творческий потенциал, фантазию и логику. С помощью одной игры ребенок может изучить цвета и формы, освоить счет и буквы, а также развить мелкую моторику рук и многие психические процессы.
-
Дидактические карточки "Количество и счет" 2023
Представлен дидактический комплект, который содержит 10 карточек с изображением цифр от 1 до 10, карточки с изображением количества точек, соответствующих данным цифрам и математические знаки “+”, “–” и “=”.
-
Использование природного материала в играх с детьми раннего возраста с ОВЗ в Монтессори педагогике 2023
Цель работы: выявление наиболее эффективных путей, методов для развития ощущений и восприятия у детей с ОВЗ.
-
Профилактика дисграфии и дислексии у обучающихся с ОВЗ 2023
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации и возникающих в связи с этим трудностей в поведении. У обучающихся с ОВЗ очень часто встречаются нарушения чтения и письма. Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с ОВЗ и речевыми нарушениями. К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма и чтения.
-
Особенности развития познавательных процессов младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 2023
В статье рассматриваются особенности развития познавательных процессов у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН), нарушение которых оказывает большое влияние на психическое развитие ребёнка и успешность его обучения в школе.
-
Формирование навыков экспериментальной деятельности по физике в домашних условиях учащихся с ограниченными возможностями здлровья 2023
В Концепции ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья приведены требования к структуре содержания образования и его результатам. Для осуществления экспериментальной деятельности по физике учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получают инструкцию по выполнению домашнего эксперимента, в которой дается перечень необходимого оборудования и точный алгоритм его выполнения. Приведены примеры домашних лабораторных работ, описаны образовательные результаты учеников с ОВЗ: предметные и метапредметные, личностные.
-
Театрализованная деятельность на уроках литературы как средство коррекции коммуникативных сфер у обучающихся 2023
Как развивать речь и мышление учащихся с ОВЗ? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, общаться, как воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения чувствованию и пониманию слова – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.