Литература
-
Основы смыслового чтения и работа с текстом (из опыта работы) 2024
Рабочая программа учителя по внеурочному курсу «Смысловое чтение» для 5–7-х классов разработана на основе нормативно-методических документов, представленных в Рабочей программе по Смысловому чтению на ступень основного общего образования, составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и является авторской. Программа является актуальной, так как развивает навыки работы с текстом, позволяет ребенку успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой предметной направленности: математики и истории, физики и биологии, русского языка и литературы, формирует функциональную грамотность.
-
Презентация "Слово о Н.М.Карамзине" 2024
Творческое наследие Николая Михайловича Карамзина способствует воспитанию патриотических чувств у учащихся. Материал можно использовать не только на уроках литературы, но и на уроках истории.
-
Слово о Карамзине 2024
Творческое наследие Николая Михайловича Карамзина способствует воспитанию патриотических чувств у учащихся. Материал можно использовать не только на уроках литературы, но и на уроках истории.
-
Тематический вечер «И дети тоже победили в той войне!» 2024
Цель мероприятия: рассказать о жизни детей в годы Великой Отечественной войны, о их самоотверженности, героизме; показать великую силу патриотизма в маленьких сердцах детей.
-
Литературно-музыкальная композиция "Несовместимы дети и война" 2024
Цели урока: воспитание у учащихся чувства патриотизма, гордости за свой народ; воспитание чувства уважения к односельчанам, чье детство прошло под тяжелым бременем войны.
-
Презентация к уроку чтения "Викторина по сказкам" 2024
Представлена презентация к уроку чтения "Викторина по сказкам".
-
Щелыково – родина "Снегурочки" 2024
Музей-заповедник «Щелыково» - прекрасное место России, связанное с именем Александра Николаевича Островского. В 2023 году в нашей стране отметили 200-летие этого великого русского драматурга. А группа студентов и преподавателей музыкального колледжа им. А.Н.Скрябина из города Электросталь побывала в родовом имении Островских в Костромской области. Нас как музыкантов интересовал вопрос: почему именно в усадьбе Щелыково Островский задумал необычное для драматурга произведение – сказку «Снегурочка»? Царство леса, глухого, нехоженого, окружающего со всех сторон усадьбу Щелыково, вероятно, определило и символическое заглавие пьесы. Лес вокруг усадебного дома Александр Николаевич вместе с братом Михаилом превратил в ландшафтный парк, где в живописных местах стоит скамьи и беседки. На краю откоса они построили двухэтажную беседку, прозванную детьми Островского «Снегурочкиной», потому что именно в ней драматург и обдумывал свою «весеннюю сказку». Пребывание Островского в Щелыкове, расположенном на севере нашей страны, где так часто хмурится небо и где особенно радуются теплу, солнцу, безусловно вдохновило Островского на создание этой замечательной сказки. На вопрос нашего исследования, ради которого мы отправились в поездку, можно ответить словами самого Островского: «Без Щелыкова не мыслю радости бытия,.. без ее природы, напоенной вдохновением!»
-
Литературно-музыкальная гостиная «Имя матери – Анна… (о музе и трагедии Анны Ахматовой) 2024
Цель литературно-музыкальной гостиной: популяризация творчества великого поэта Серебряного века русской поэзии ХХ столетия Анны Андреевны Ахматовой, постижение особенностей художественного мира ее поэзии. Сценарий литературной гостиной «Имя матери – Анна…» разработан для мероприятия, посвященного 135-летию со дня рождения Анны Ахматовой. Литературно-музыкальная гостиная составлена в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося.
-
Виктор Петрович Астафьев биография 2024
«Пусть имя мое живет в трудах моих до тех пор, пока труды эти будут достойны оставаться в памяти людей.» В.П.Астафьев
-
Литературно-музыкальная гостиная «Он был рожден для счастья, для надежд // И вдохновений мирных! — но, безумный, // Из детских рано вырвался одежд // И сердце бросил в море жизни шумной; // И мир не пощадил — и бог не спас!» 2024
Задачи литературной гостиной: погрузить в атмосферу художественной и творческой жизни М.Ю.Лермонтова, воссоздать образ поэта как личности; развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта; воспитывать толерантность, коммуникативные навыки; расширять кругозор обучающихся в области искусства, через просмотр репродукций картин и прослушивание музыкальных фрагментов; воспитывать патриотизм и любовь к русской классической поэзии посредством прослушивания стихотворений М.Ю.Лермонтова.
-
Проект "На обед с "Евгением Онегиным" 2024
Цель проекта: на основе анализа художественного произведения создать кулинарную книгу рецептов эпохи создания романа.
-
Своя игра "Мифы Древней Греции" 2024
Представлена презентация к Своей игра по теме "Мифы Древней Греции".
-
Урок литературы с применением приемов креативного мышления "А.А.Фет. Стихотворения "Учись у них – у дуба, у березы...", "Я пришел к тебе с приветом..." Проблематика произведений" 2024
Цель урока: познакомить учащихся с биографией А.А.Фета и его стихотворениями «Учись у них – у дуба, у березы», «Я пришел к тебе с приветом».
-
Классный час "Мамин праздник" 2024
Представлена презентация к классному часу "Мамин праздник".
-
Дети великих писателей 2024
Задачи исследования: познакомиться с фрагментами семейной жизни писателей и поэтов XIX века; познакомиться с биографией детей писателей и поэтов XIX века.
-
Технологическая карта открытого урока по родной (осетинской) литературе. Тема: "Нарты кадджыта – зонды суадон" 2024
Представлена технологическая карта урока по родной (осетинской) литературе по теме "Нарты кадджыта – зонды суадон".
-
Сценарий проведения встречи в Литературной гостиной "За сказкой сказка". Тема: "Сказочники пушкинской поры" 2024
Встреча в Литературной гостиной «За сказкой сказка» «Сказочники пушкинской поры» предназначена для учащихся 2–4-х классов. Данный материал адресован педагогам-организаторам детского досуга, педагогам дополнительного образования детей, учителям начальной школы и призван оказать помощь в подготовке и проведении внеклассных мероприятий по литературе. Предлагаемый сценарий носит познавательный и развивающий характер. Встреча в литературной гостиной призвана пробуждать в детях интерес к книге и чтению, расширять их литературный кругозор.
-
А.С.Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». «Поговорим о странностях любви…» Онегин и Татьяна 2024
Цель урока: определить своеобразие любовной линии главных героев произведения для постижения авторского замысла и самого себя.
-
Разработка уроков русской литературы по рассказу А.П.Чехова «Пари» (1889). 10–11-е классы 2024
Разработка уроков русской литературы по рассказу А.П.Чехова «Пари» (1889) предназначена для учащихся 10–11-х классов (2 урока). Возможно проведение на уроках в классах гуманитарного профиля. В течение урока рассматриваются важнейшие морально-нравственные проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, нравственных ценностей, смертной казни. На уроке применяются различные формы работы: чтение с остановками, работа с таблицами, сопоставительная характеристика героев, работа с образами-символами и другие.
-
Проектная работа: "Удивительный мир сказок К.И.Чуковского" (к юбилею писателя) 2024
Представлен краткосрочный интегрированный творческий проект, осуществляющий разностороннее развитие детей младшего дошкольного возраста.
-
Литература «Поэтика «Слова о полку Игореве» 2024
Цель урока: выявить неповторимость «Слова о полку Игорева» с точки зрения поэтики, то есть использования выразительных средств; показать уникальность древнерусского автора, близость к устному народному творчеству.
-
Сравнительная характеристика Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилы Петровича Троекурова. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина "Дубровский". 7-й класс 2024
Цели урока: расширение знаний о романе А.С.Пушкина «Дубровский» и его героях, о понятии «сравнительная характеристика»; развитие умений самостоятельно мыслить, делать выводы из прочитанного, формулировать собственные суждения и подкреплять их примерами из текста; воспитание чувства дружбы, великодушия, благородства. Составление примерного плана сочинения. Анализ ключевых эпизодов романа в соответствии с заявленной темой.
-
Интегрированный урок химии и литературы в 10-м классе "Генетическая связь углеводородов" 2024
Предлагаемый вниманию читателей материал – это еще одна работа авторской серии интегрированных уроков «Химия и Слово». Серия уроков и внеурочных интегрированных мероприятий более 20 лет пополняется новыми материалами автора с целью доказать обучающимся единство мира (цифры и буквы, формулы и слова). Ученики открывают новые произведения литературы, решают нестандартные практико-ориентированные задачи. Фрагменты урока могут быть предложены для организации работы и в классах гуманитарного профиля, исключая этап решения расчетных задач, проведение вычислений, упрощение цепочки превращений по рассказу «Мелкие калоши». Моделирование тримеризации пропина можно провести обучающимися по предложенной учителем структурной формуле пропина, а предложенное домашнее задание выполнить во время урока.
-
Литературная гостиная. Верлибр: рождение или возрождение 2024
На западе верлибр – одна из равноправных поэтических форм. В российской критике споры о месте верлибра в русской поэзии не утихают. Но всё же верлибр был в русской литературе и возрождается. Им не пренебрегали Александр Блок, Сергей Есенин, Велимир Хлебников, Марина Цветаева.
-
Презентация к уроку по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" 2024
История создания Гоголем повести «Тарас Бульба» сложна и до сих пор еще не выяснена с достаточной полнотой. Прежде всего, интерес к прошлому Малороссии, и особенно к казачеству, как самому яркому явлению её истории, был силен у Гоголя с юности. «Тарас Бульба» – это пример исторической повести. Произведения Гоголя, разумеется, иллюстрировали часто. Наиболее известными иллюстраторами “Тараса Бульбы” являются, наверное, художники Кибрик (Евгений Адольфович) и Герасимов (Сергей Васильевич). Кибрика привлекали сами персонажи, он зачастую пытается раскрыть образы именно в портрете. Герасимов, напротив, изображает картину в целом, с мельчайшими подробностями, с обилием деталей как одежды, вооружения, так и быта. Давайте посмотрим иллюстрации и попытаемся вспомнить те эпизоды (моменты), которые отобразили авторы. Проанализируем их и составим характеристику персонажей.
-
Чи уыдысты нæ рагфыдæлтæ? 2024
Урочы ахуырадон фæстиуджытæ. Текстæн йæ сæйраг хъуыды сбæрæг кæнын, анализæ скæнын. Тексты структурæ зонын, архайды æрфыст, куыстæн аргъ кæнын зонын, аразын хи радзырд – æрфыст текстмæ гæсгæ.
-
Тайны сравнения 2024
Сравнение – это сопоставление двух предметов по сходству.
-
Уроки литературы как средство духовно-нравственного воспитания личности 2024
Перемены в социальной жизни страны и в области просвещения делают наиболее актуальными проблемы воспитания нового поколения и проблемы духовности, морали, этики. У многих подростков вырабатывается чувство отчуждённости от системы общечеловеческих ценностей, искажаются их нравственные ориентиры. Одна из причин такой ситуации, на взгляд автора статьи, ‒ негативное влияние мощного информационного потока, стихийно распространяющегося из Интернета, телевидения и т.д. И поэтому главная задача учителя-словесника состоит в том, чтобы научить ребёнка овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности, ключевыми компетенциями и превратить уроки литературы в средства духовно-нравственного развития.
-
Некрасовский диктант. Задания для учащихся 10–11-х классов 2024
Сложно представить человека, который не был бы знаком с поэзией Н.А.Некрасова. В его стихах живет боль о судьбе народа и чувство любви к родному краю. Данная публикация – дань памяти великому национальному поэту, 200-летие со дня рождения которого отмечалось в 2021 году. Цель диктанта: популяризация творчества Н.А.Некрасова, чья биография теснейшим образом связана с Новгородской областью.
-
Особенности преподавания литературы в современной школе 2024
Ответьте честно на вопрос: с каким человеком вам будет комфортнее, уютнее, лучше – с умным или душевным? А что формирует душу? Классическая литература. Что учит состраданию, доброте, любви, наконец? Литература. А с каким человеком вам интереснее? С тем, кто разбирается только в логарифмах, в солях, в механических колебаниях и волнах, в видеокартах, или с тем, кто красиво расскажет любую историю, ответит на ваш вопрос, сможет объяснить причину возникновения любого конфликта, подскажет выход из него и т.д.? Думаю, ответ напрашивается сам собой. И этому тоже учит литература. Именно поэтому, несмотря на то, что значение этого предмета постепенно умаляется в учебных заведениях (это видно по сокращению часов, по всё уменьшающемуся интересу современных школьников, по усиливающейся тенденции к информатизации общества), я стараюсь таким образом построить свои уроки, чтобы если не убедить ребят в значении этого предмета, то как-то обратить их к книге, достучаться до их сердец. Как это сделать в нашей современной школе, где литература не является профильным предметом, а интерес ребят находится совсем в другой области?