Литература
-
Люди в свете зеленой лампы 2003
Урок по изучению творчества А.С. Грина в восьмом классе. Данный урок проводится после изучения биографии писателя.
-
Урок-суд (по роману А.Фадеева "Разгром"). Тема: "Виновен ли Мечик в содеянном?" 2003
Роман А.А. Фадеева "Разгром" занимает важное место среди других произведений, изучаемых в выпускном классе. Представленный урок является заключительным при изучении романа А.А. Фадеева "Разгром". Главная проблема романа - человек, его поиски истины, его размышления о вечных проблемах бытия. Урок - суд - это театральная импровизация судебного заседания. Данный урок носит обобщающий характер. Итог урока - суда - приговор (вывод), который делают ребята. Такая форма урока является эффективной, потому что ребята надолго запоминают этот роман и его героев.
-
Урок литературы в 7-м классе: "Житие Сергия Радонежского. Создание образа идеального героя" 2003
В течение долгих лет житийная литература была закрытой темой для многих поколений учителей и учеников. Однако нельзя отрицать факт, что агиография оказала огромное влияние на становление классической русской литературы. Неоспоримо и воспитательное её значение. Неслучайно многочисленные жития были любимейшим чтением наших предков. Учебник «В мире русской литературы» под редакцией А.Г. Кутузова знакомит детей с духовной литературой, начиная с 5 класса. В 7 классе учащимся предлагается для прочтения «Житие Сергия Радонежского». Тема интересна тем, что она мало изучена в школе – здесь есть над чем работать, думать.
-
Открытый урок чтения по учебнику Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева "Маленькая дверь в большой мир" 2003
В начальных классах очень важно обеспечить постепенный перевод учащихся от взаимодействия с учителем к самостоятельной познавательной деятельности, обеспечив при этом необходимую познавательную активность. В центре моего внимания такие формы уроков, которые способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают для каждого ученика возможность самовыражения. Это особенно актуально при обучении в классах с многонациональным составом учащихся.
-
"…Жалел о трудах им начатых и не оконченных…" (О работе А.С. Пушкина над переводом "Слова о полку Игореве") 2003
Данный материал представляет определенную познавательную ценность как для преподавателей со стажем, так и для молодых любителей русской словесности. Рекомендуется использовать в качестве дополнительной информации на уроках или факультативных занятиях по литературе.
-
Конспект интегрированного урока "Памятник рукотворный" 2003
Урок может быть дан в курсах "Русская литература" при изучении темы "Творчество Достоевского. Биография писателя" или МХК. Урок проводится по методу художественной драматургии. Учитель этим уроком подчеркивает глубокую зависимость художественных явлений от явлений общественной жизни; с помощью произведений различных видов искусства обогащает уже сложившиеся знания учащихся об А.С. Пушкине.
-
Урок "Стилистические достоинства рассказов К.Паустовского" 2003
Задача любого урока словесности в современной школе - языковой анализ художественного текста, т.е. наблюдение за языковыми средствами, приемами, наиболее характерными для лучших образцов художественной литературы, определение важнейшей, на мой взгляд, стороны русского языка - эстетической функции.
-
Уроки литературы в 10-м классе по теме: "Ф.М. Достоевский. Роман "Преступление и наказание" 2003
Предлагаю Вашему вниманию свой взгляд на преподавание литературы в классе в форме серии уроков по теме: "Ф.М.Достоевский. Роман "Преступление и наказание".
-
Урок "Колокола тревоги и радости нашей" 2003
Тема родной русской природы является одной из важных в творчестве русских поэтов и художников. На уроке поднимаются две проблемы: красота природы и тревога за эту красоту, экологическая катастрофа и торжество природы.
-
Урок-экскурсия "Фабрика слов" 2003
Интересные, занимательные, почти детективные истории о происхождении, строении, сочетаниях слов помогут разобраться во многих вопросах лексикологии, фразеологии, этимологии, правописания, орфоэпии, поэтики и лингвистики. Задания даны под разными рубриками "Из истории слов", "Почему мы так говорим?", "Зарубить на носу", "Полминутки для шутки". В частности, на конкретных примерах рассматриваются различные трудности, которые возникают при написании слов. Интерес поддерживается с использованием занимательных и игровых материалов для развития творческих способностей детей. Принцип занимательности - один из главных по данному уроку.
-
Предметные недели. Литературное творческое объединение 2003
Значение предметных недель для развития творческого потенциала учащихся. Литературное творческое объединение. Опыт работы.
-
Временное и вечное в современной поэзии 2003
Программа по литературе для 11-го класса включает раздел "Современная поэзия", однако произведения, авторы определяются, как правило, самим учителем. В методических пособиях, учебниках почти нет материалов о том, кто же представляет современную русскую словесность, кто сегодня делает литературу. Так создаются идеальные условия для поиска, самовыражения в процессе этого поиска. Данная статья - результат такого поиска.
-
Применение метода проектов для создания образовательных ресурсов по литературе и литературному краеведению 2003
В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже более десяти лет так называемый метод проектов, нацеленный на активизацию творческих возможностей личности. Применение его позволяет по-новому организовать внеклассную работу по литературе и литературному краеведению. Таким проектом стал проект "Образовательный web-ресурс "А.С. Пушкин в Оренбурге. Творческая история повести "Капитанская дочка".
-
Конспект урока по творчеству Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" — уголовное дело или нравственная драма?" 2003
На уроке в процессе анализа произведения решается проблема, заявленная в теме. Герои очерка, совершив преступление и оказавшись в драматическом положении, на первый взгляд, не испытывают мук совести. Поэтому здесь нет подлинной драмы, нет личностного выбора, а есть уголовное дело. Но в самом сопоставлении английской леди и мценской купчихи есть признание известного равенства двух героинь.
-
Математическая сказка как средство развития математического творчества учащихся 5—9-х классов средней школы 2003
Сочинение математических сказок не является заменой обучения математике традиционными способами. Основной акцент при написании математических сказок делается на глубокое понимание учебной информации, сознательное и активное усвоение, формирование у школьников умения самостоятельно и творчески применять полученную учебную информацию.
-
Открытый урок "Мне дали имя при крещенье Анна…" 2003
Представлена разработка урока в 11-м классе по творчеству А.А. Ахматовой, включающая в себя литературно-музыкальную композицию на основе ее стихотворений т воспоминаний ее современников.
-
Жизнь и творчество А.С. Пушкина: игра для старшеклассников 2003
Данная игра проводится как итоговое внеклассное мероприятие после изучения творчества А.С. Пушкина. Ее цель не закрепить и проверить изученное на уроках, а побудить учащихся в ходе игры - проявить собственные эрудицию и сообразительность, в дальнейшем - при изучении программных авторов и произведений не ограничиваться рамками школьного учебника. Игра может проводиться как в отдельном классе, так и между классами.
-
Открытый урок внеклассного чтения по литературе на тему: "Воспитание чувства сострадания по фрагменту повести В.А. Закруткина "Матерь человеческая" 2003
Данный урок рассчитан на духовно - нравственное воспитание ребенка. Главная задача урока - научить детей замечать чужие страдания и проявлять доброту, внимание, сочувствие в конкретных поступках. Дети учатся этому, анализируя фрагмент фильма "Иисус" и отрывок из повести В.А. Закруткина "Матерь человеческая".
-
Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад 2003
Данный сценарий составлен на основе и с использованием отрывков из произведений Е.Гинзбург, А.Солженицына, А.Галича, А.Ахматовой, О.Мандельштама и др. Он может быть использован в качестве сценария урока в 11-oм классе при изучении произведений 30-50-х годов, а также для постановки на сцене школы.
-
Методические предложения по изучению драматургии 70—80-х гг. в школе. Урок по пьесе Н.Садур "Ехай" 2003
Драматургия "новой волны" должна найти свое место среди обзорных тем школьной программы. Авторы пьес 70-80-х гг. затрагивают проблемы нравственного выбора, смысла человеческой жизни, понимания и непонимания в мире людей. Предлагаем вашему вниманию урок по пьесе Н. Садур "Ехай". Это произведение отличается своеобразным подходом к теме одиночества, душевной чуткости, проблеме человеческих ценностей и смысла жизни.
-
Изображение праведницы в сказке Н.С. Лескова "Маланья — голова баранья" 2003
В центре сказки Н.С. Лескова "Маланья - голова баранья" - русский национальный характер, праведница, живущая по христианским заповедям. Она каждый день совершает труднейший подвиг доброго участия и помощи ближнему. Раскрывая богатство внутреннего мира героини, десятиклассники легко постигают и позицию автора, считавшего, что "христианство есть учение жизненное, а не отвлеченное". Содержание этого небольшого произведения серьезно и глубоко: писатель заставляет думать и рассуждать о вечных общечеловеческих нравственных законах бытия. Составляя синквейны, учащиеся показывают умение резюмировать полученную информацию, излагать в нескольких словах свои чувства и представления, вызванные сказкой "Маланья - голова баранья".
-
Литературно-музыкальный вечер "Поэты не рождаются случайно…" 2003
Цель вечера: познакомить учащихся с наиболее яркими фактами биографии А.А. Ахматовой, особенностями мировоззрения и становления её таланта; показать влияние общественной жизни страны на судьбу поэта; ввести в художественный мир поэта, раскрыть глубокую народность её поэзии.
-
Итоговый урок по творчеству С.А. Есенина в 11-м классе 2003
Равнодушное, а иногда просто негативное отношение части современных школьников к предметам гуманитарного цикла в прагматический, компьютерный век высокоразвитой науки и техники заставляет обновить и обогатить инструментарий словесника для воспитания гуманистической личности растущего человека.
-
Человек — сын времени и сын своей страны 2003
Урок-исследование (по рассказу В.М.Шукшина "Экзамен") в 6-м классе по программе М.Б.Ладыгина. Главное на уроке литературы - комплексный подход к изучению произведения. Слушать и слышать автора, а не пересказывать, исследовать и анализировать текст, следуя от малого - от детали, слова, вопроса, монолога к идее произведения, использовать опорные схемы-конспекты. Одновременно воспитывать уважение к родному слову, истории народа и страны.
-
Активизация творческой и познавательной деятельности учащихся на уроках литературы 2003
В последнее время учителя литературы часто сетуют на то, что дети не хотят читать, увлечены компьютером и телевизором. Для того чтобы изменить ситуацию, учитель, конечно, должен заинтересовать учащихся. Помочь в этом могут разнообразные творческие задания, различные творческие приемы, смена жанров урока.
-
Комета по имени Гёте 2003
Цель: расширить кругозор, повысить интеллектуальный уровень учащихся, убедить в необходимости изучения немецкого языка. Показать непрерывную связь эпох через культуру, науку, искусство. Подчеркнуть непреходящее значение гения Гёте. Раскрыть мировое значение Гёте не только в литературе, но и в науке.
-
Поэтический текст на уроке (из опыта проведения "уроков поэзии") 2003
Говоря словами К.Д. Ушинского, "дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка...". Поэзия - тот благодатный языковый материал, который более всех других позволяет дать пищу сердцу и уму ребенка.
-
Урок — это езда в незнаемое 2003
Уроки, посвященные 200-летию со дня рождения Ф.И.Тютчева. Учимся читать и анализировать лирический текст. Как рождается желание писать стихи.
-
Дифференцированное обучение как один из путей языкового развития учащихся 2003
Дифференцированное обучение, во-первых, дает возможность каждому ребенку усваивать одно и то же содержание на одном и том же уровне сложности, но в условиях комфортной для него познавательной ситуации; во-вторых, снимает у детей массу психологических проблем, мешающих успешному усвоению учебного материала.
-
Литературная театрализованная игра "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!" (по произведениям А.С. Пушкина) 2003
Представлена разработка литературного мероприятия, направленная на расширение знаний по предмету, внимательное прочтение художественных произведений, развитие творческих способностей и инициативы учащихся, интеграцию предметов (литература, музыка, история, изобразительное искусство, трудовое обучение), воспитание чувства прекрасного и уважение к русской культуре. Проводится учащимися 6-10-х классов или участниками театрального кружка.