Для учителей истории

Авторская разработка урока "Глобальные проблемы современности и пути их решения". 11-й класс

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Образовательная: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы “Глобальные проблемы современности и пути их решения”;
  2. Развивающая: сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на практике;
  3. Воспитательная: обсудить нравственную проблему соотношения цели и средств для ее достижения. Обсудить с учащимися возникающую ситуацию нравственного выбора. Подтолкнуть школьников к анализу глобальных проблем, пути их решения.

Оборудование: проектор, компьютер, комплект раздаточного материала, листы с текстами.

Тип урока: обобщающий, контрольный.

План урока:

  1. Глобальные проблемы современности. Фаза вызова.
  2. Структура глобальных проблем. Пути их решения. Фаза осмысления.
  3. Проведение тестирования по теме. Фаза обобщения.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Фаза вызова.

1. Стимулирует работу учащихся:

– формулирует проблему урока;
– предлагает различные варианты мотивации повторения: подготовка к экзаменам, серьезность и актуальность темы на сегодняшний день.

2. Напоминает о роли человека, государства, общества и лично каждого гражданина в решении глобальных проблем.

3. Просмотр слайд-фильма по теме урока “Глобальные проблемы современности и пути их решения”. Приложение № 1 (не вошло в статью в виду объема).

Предполагаемый результат первого этапа урока:

  1. Устойчивый результат по теме урока;
  2. Заинтересованность в процессе повторения;
  3. Потребность отвечать на вопросы преподавателя.
  1. Вспоминают известную информацию по теме.
  2. Осмысливают проблему урока.
  3. В процессе просмотра слайд-фильма заполняют таблицу: ( раздаточный материал, заготовленный заранее, чтобы ребята не тратили время для рисования таблицы).

Глобальные проблемы

Пути их решения

II. Фаза осмысления.

Работа по решению заданий.

Задача второго этапа урока:

1. Повторение таких разделов урока как:

– понятие глобальных проблем;
– структура глобальных проблем;
– пути решения глобальных проблем.

2. Приобретение осмысление новых знаний о соотнесении проблем, вызванных деятельностью человека, и путями преодоления этих проблем

Деятельность учителя:

  1. Задает вопросы в соответствии с планом урока. Приложение № 2.
  2. (материал раздается ученикам, дается время для продумывания ответов)

  3. Дает задания на актуальные темы.
  4. Задания: слайд-шоу “Попытки решения глобальных проблем современности”. Приложение № 3 (, 3b).

  5. Формулирует наводящие и проблемные вопросы;
  6. Организует групповое размышление по проблемам урока: соотношение проблем, вызванных деятельностью человека, и путями их преодоления.

Предполагаемый результат второго этапа урока:

– систематизация знаний по теме;
– приобретение новых знаний;
– развитие познавательных навыков;
– переживание нравственного выбора.

Деятельность учащихся:

  1. Работа с информацией на экране;
  2. Работа с раздаточным материалом;
  3. Анализируют информацию, высказывают собственные ответы на вопросы, предложенные учителем;
  4. Спорят, отстаивают свою точку зрения.

III. Фаза обобщения, контроля, рефлексии.

Задача третьего этапа урока:

– обобщение знаний по теме;
– систематизация полученных знаний в ходе изучения темы;
– контроль усвоения знаний;
– рефлексия.

Деятельность учителя:

  1. Возвращение к вопросам, сформулированных в начале урока;
  2. Просит выполнить тестовые задания. Приложение № 4.

Предполагаемый результат третьего этапа урока:

– обобщенные и систематизированные знания. Приложение № 5. (Краткие выводы к теме)
– рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка;
– мотивация к работе на следующих уроках.

Деятельность учащихся:
  1. Обобщают и систематизируют знания по теме “Глобальные проблемы современности и пути их решения”. Приложение № 5 (краткие выводы к теме).
  2. Отвечают на поставленные вопросы.
  3. Заканчивают заполнение таблицы в письменном виде.
  4. Выполняют задания в форме тестирования.
  5. Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.
  6. Мотивация к работе на следующих уроках

Литература.

  1. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. М.: Просвещение. 2009 г.
  2. Обществознание: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: профильный уровень / (Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.) – М.: Просвещение. 2008 год.
  3. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2011 год обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М.: Эксмо, 2011 год.
  4. Ростошинский Е.Н. Культурология и глобальные проблемы современности.
  5. Школьный словарь по обществознанию под ред. Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова. М. 2007 год.
  6. Обществознание. Тематические тестовые задания. ФИПИ.2011 год.