Социально-педагогическая деятельность гарантирует эффективность воспитательной работы в Уссурийском суворовском военном училище

Разделы: Социальная педагогика


Набирающие силу социально-политические процессы обостряют в практике вопросы социально-педагогической деятельности с подростками, особенно с детьми,входящими в группу психолого-педагогического наблюдения, куда, как правило, входят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В реальной жизни училища каждый день приходится решать множество социально-педагогических проблем, выходящих за рамки непосредственного учебно-воспитательного процесса, но, тем не менее, впрямую или косвенно влияющих на его результаты и качество.

До реформы довузовского военного образования воспитательная работа проводилась и была направлена на решение задач и достижение целей, которые сегодня перестали соответствовать концепции модернизации российского образования. С введением новых стандартов образования второго поколения и Целевой государственной программы развития образования на 2011-2015 год особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации подростков, особенно, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся в трудной жизненной ситуации.

В последние 2 года в Уссурийском суворовском военном училище (УссСВУ)обучается около 20% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 13% из которых дети из Детских домов, 27% детей воспитывается одним родителем.

В связи с этим, потребность в организации социально-педагогической деятельности обусловлена следующим:

- поступлением в училище детей, имеющих проблемы в социальном развитии;

- актуальностью вопросов, связанных с поиском и внедрением инновационных технологий социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей;

- необходимостью интеграции детей, имеющих проблемы в социальном развитии, в общество;

- расширения самостоятельности подростков в различных сферах жизнедеятельности, предоставление им возможности самоутвердиться, сформировать адекватную самооценку;

- необходимостью системной работы по предотвращению правонарушений среди подростков.

Главное в работе УссСВУ – наполнить всю систему воспитательной работы идеей социализации, готовить суворовцев к жизни в гражданском обществе.

На первом этапе социализации подростков в условиях УссСВУ - ввоспитательной, развивающей, социальной работе собираем информацию о заинтересованности воспитанников и их родителей (лиц их заменяющих)в социализации (Приложение 1).

Социализация суворовцев – это задача всего педагогического коллектива УссСВУ.

Социальное воспитание в училище направлено на развитие творческих способностей воспитанников, вовлечение их в коллективную общественно полезную деятельность, выработку социальных навыков, формирование установки на здоровый образ жизни. Усилия всего педагогического коллектива создают комфортную воспитательную среду, способствующую развитию коммуникативных, творческих, интеллектуальных способностей каждого суворовца.

Вся деятельность училища нацелена на повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития суворовцев. Особое место отводится работе с подростками, нуждающимися в помощи в процессе их социализации.

В этом случае социальное воспитание суворовцев требует планомерно разработанного социально-педагогического процесса. Социально-педагогическая деятельность предусматривает создание среды, где обучающиеся включаются в воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность.

Целисоциально-педагогической деятельности:

1. Создание условий для успешного становления подростка как субъекта социальной жизни.

2. Координация процесса обеспечения педагогически целесообразной среды.

Названные цели предполагают следующие задачи:

1. Выработка и проведение единой системы воспитательной работы.

2. Обеспечение благоприятных психиолого-педагоггических условий для разностороннего развития личности обучающегосяи успешной социализации в обществе.

3. Предупреждение, выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению личностных и социальных проблем.

4. Мониторинг текущего состояния социализации суворовца.

5. Своевременное реагирование на ассоциальные проявления и оперативное устранение их.

6. Оказание помощи в жизненном самоопределении обучающихся.

7. Становление личности в открытой социальной среде, интеграция детей в обществе.

8. Диагностика проблем обучающихся.

9. Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение суворовцев информацией по вопросам социальной защиты.

10. Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в микросоциуме, в котором развиваются суворовцы, установление затруднений во взаимоотношениях с окружающими и личном самоопределении. Предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих подростковую жестокость.

11. Воспитание уважение к закону, нормам коллективной жизни.

12. Развитие гражданской и социальной ответственности как важнейших черт личности, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны.

13. Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения.

Человечество, вступив в 21 век, серьезно озабочено решением проблем правовой защиты подрастающего поколения, поиском эффективных стратегий противодействия беспризорности, наркомании, преступности среди несовершеннолетних; совершенствованием профессиональной помощи детям, находящимся в сложной жизненной ситуации. Одним из путей решения этой проблемы является четкое определение нормативно-правовых оснований социально-педагогической деятельности на международном, федеральном, региональном и школьном уровнях. (Приложение 2)

Основные направления социально-педагогической работы с подростками в суворовском училище следующие:

- изучение проблем социальной жизни обучающихся, причин их возникновения и разрешение этих проблем с учетом возможностей суворовского училища;

- осуществление мер по социальной защите прав обучающихся, предусмотренных законодательством РФ на образование, воспитание в семье, на охрану здоровья, имущественных прав, участие в трудовой деятельности, развитие способностей;

- социально-педагогическая поддержка личности в критических и кризисных ситуациях;

- осуществление системы мер по предупреждению и устранению прямых и косвенных десоциализирующих влияний социума, создание условий, компенсирующих негативный опыт социализации, социально-педагогическая профилактика и реабилитация подростков, имеющих социальные проблемы.

Социально-педагогическая деятельность основывается на ведущих принципах педагогики:

1) Ценностные: гуманизм, демократизм, законность, социальная справедливость, соблюдение прав человека и гражданина и обеспечение их государственных гарантий, конфиденциальность и др.

2) Организационные: координация и взаимодействие, единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей, комплексность, адресность и др.

3) Психолого-педагогические: индивидуальный подход, доверие, природосообразность, культуросообразность, учет возрастных и личностных особенностей.

Социально-педагогический процесс - двусторонний процесс:

процесс профессиональной помощи подростку в его социальном развитии путем создания педагогически целесообразной среды процесс саморазвития подросткапутем включения его в осмысление и разрешение проблем собственной социальной жизни
Результат
Успешность социализации подрастающего поколения в современных условиях. Саморазвитие человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности.

Участники (весь педагогический коллектив училища) социально-педагогического процесса проходят три этапа:подготовительный, реализационный, результативный.

1. Подготовительный этап включает в себя изучение следующего:

- условий социальной жизни подростка,

- уровня его физического, психического и социального развития,

- его жизненной позиции, его возможностей, его восприятия,

- анализ факторов негативно и позитивно влияющих на процесс социального развития,

- анализ собственных профессиональных и личностных возможностей специалиста.

Учитывая сложность проблемы, проводится ее обсуждение на ротном педагогическом совещании, осуществляется общий анализ, учитываются рекомендации, предостережения, советы педагога-психолога, формулируется проблемаконкретного суворовца, прогнозируется вероятность ее решения, возможности социального воспитания суворовца, его перевоспитания и адаптации.

Прогнозирование возможного социального развития подростка, имеющего проблему, - один из самых сложных процессов. Его успешность зависит от наличия объективной информации о суворовце, его окружении, его проблеме, а также от уровня профессионального мышления, опыта и интуиции всех специалистов. Затемкаждый педагог, воспитатель, педагог-организатор, педагог-психолог моделируют свои конкретные профессиональные шаги: цели и задачи деятельности, выбор оптимального варианта социально-педагогической технологии (или ее разработка) и способы ее реализации.

2. Реализационный этап социально-педагогического процесса является основным.

а) реализация отобранной технологии по решению проблемы подростка, с применением той или иной совокупности методов, средств, приемов социально-педагогической деятельности начинается с апробации выбранной технологии, а затем ее корректировки, в зависимости от индивидуальных особенностей социального развития воспитанника.

б) включение подростка в процесс решения проблемы социальной жизни, включения его в процесс саморазвития, самовоспитания.

Сложность этого этапа обусловлена тем, что включение подростков в процесс разрешения проблемы в социальном развитии требует от специалистов гибкости мышления, умения видеть свои просчеты, умения искать новые, более эффективные методы и приемы деятельности.

3. Результативный этап - заключительный.

- анализ и оценка результативности, используемой технологии,

- выявление ее позитивных и негативных аспектов,

- анализ собственной деятельностисуворовца,

- определение профессиональной компетентностиспециалиста, дальнейшей перспективы в работе.

Нельзя не отметить позитивный опыт организации социально-педагогическойдеятельности в училище, идет процесс создания целостной воспитательной системы, что позволяет повысить статус воспитания, перейти к планируемой целенаправленной деятельности, привлечь к проблеме воспитания весь педагогический коллектив.

При этом осуществляем ряд основных педагогических функций.

Выполняетохранно-защитную и организационнуюфункцию- методист по социальнойработе (Приложение 3):

- создание и постоянное совершенствование информационного банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.

- осуществление профессиональной поддержки этих детейс использованием имеющегося арсенала государственных правовых норм для защиты прав и интересов личности;

- содействие получению алиментов несовершеннолетними, пенсий по потере кормильца;

- организация дополнительных занятий с неуспевающими учениками, организация развивающего досуга и коррекция поведения;

- участие в организации зимнего и летнего оздоровительного отдыха;

- осуществление защиты прав детей, соблюдение которых зависит от деятельности училища - право на образование; право на охрану здоровья; право на отдых и досуг; право суворовца участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством; право свободно выражать свое мнение, включая право свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода; право на свободу мысли, совести, религии.

Деятельность УссСВУ по охране и защите прав несовершеннолетних закреплена законодательно, следовательно, училище не только отвечает за соблюдение прав ребенка в своих стенах, но и представляет его интересы в тех ситуациях, когда требуется вмешательство в условия и обстоятельства его проживания и воспитания.

Организационная функциясоциально-педагогической деятельности призвана способствовать включению всех педагогов-предметников, воспитателей, педагога-психолога, педагога-организатора, родителей (лиц их заменяющих), административных органов, общественности в процесс социального воспитания подрастающего поколения.

Главное в работе методиста по социальной работе:

1.Способствовать упрочению связей воспитателя с учителями-предметниками, библиотекарем, медицинским работником, родителями (лицами их заменяющие) обучающихся, педагогом-психологом, педагогом-организатором, формируя демократическую систему взаимоотношений в подростковой среде, а также в системе отношений взрослых и детей.

2. Укреплять связи с отделом социальной защиты населения, отделом опеки и попечительства, общественными организациями, налаживает необходимые деловые и личные контакты между этими учреждениями и подростком, нуждающимся в поддержке.

3. Влиять на разумную организацию досуга, предлагая социально значимую деятельность для подростков, содействоватьих профессиональной ориентации.

Профилактическая функциясоциально-педагогической деятельности чрезвычайно значима. Как известно, легче предупредить те или иные негативные влияния на человека, нежели бороться с их последствиями.

Профилактика - это созданиепедагогическим коллективом условий для формирования личных качеств, поддерживающих благополучие воспитанника.
1. Профилактика еще не возникших проблемподростка предполагает развитие его активности, поощрение инициативы и самостоятельности, предоставление свободы выбора, предупреждение социальной инфантильности. 2. Другого рода профилактические меры предпринимаются непосредственно в связи с возникновением проблем у подростка. Например, при возникновении у суворовца пробелов в знаниях по конкретному предмету организовываются индивидуальные консультации, дополнительные разъяснения материала, индивидуальные задания, тем самым – предупреждается педагогическая запущенность подростка. 3. Третья группа профилактических мер носит специальный характер, ориентированный на решение определенной задачи, например: профилактика неуспеваемости, нарушений правил поведения обучающихся.

Успех в этой деятельности зависит от реализации в работе известных принципов: непрерывности, адресности, доступности.

Реализуя образовательно-воспитательнуюфункцию профессиональной деятельности, педагог-предметник, воспитатель (Приложение 4), педагог-психолог (Приложение 5), педагог-организатор обеспечивают целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность подростков, содействуют педагогической деятельности всех социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов - используют воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.

Весь педагогический коллектив училища формирует нравственное сознание подростка, его нравственные качества, базовые социальные компетентности современной личности. Причем, базовые компетентности личности, понимаем как свойства личности, позволяющие индивиду развиваться в гармонии с запросами общества.

Базовые социальные компетентности современной личности:

  • познавательные компетенции - умение получать и обрабатывать информацию из различных источников в процессе школьного, дополнительного образования и самообразования;
  • трудовая компетенция- умение научно организовать свой труд, развивать навыки самоорганизации, ориентироваться в запросах рынка труда, умение выявлять свои профессиональные способности;
  • бытовая компетенция–выработка навыков самообслуживания, умение выстраивать оптимальные отношения в семье, заботиться о своем здоровье и здоровье своих близких, помогать другим людям;
  • досуговая компетенция- умение реализовывать себя в различных сферах деятельности, обогащающих духовный мир человека, его интеллект и способствующих физическому совершенствованию;
  • гражданская компетенция - освоение роли активного члена общества, гражданина, патриота;
  • коммуникативная компетенция- умение устанавливать и поддерживать контакты с различными людьми, выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, принимать решения, понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках, сотрудничать и работать в команде.[1]

Работа по формированию базовых социальных компетенций у подростков, находящихся в группе психолого-педагогического наблюдения, заключается, прежде всего, в максимальном включении их в разнообразную деятельность училища (праздники, акции, конкурсы, соревнования), способствующую формированию личного позитивного социального опыта.

Каждая из обозначенных социально-педагогических функций имеет исследовательскую составляющую. Осуществляя качественную профессиональную помощьсуворовцу, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации и находящемуся в группе психолого-педагогического наблюдения, педагог выполняет:

1. анализ физического и психического состояния подростка, мира его интересов, круга его общения, условий жизни;

2. изучает и анализирует процессы, происходящие в его ближайшем окружении, негативно влияющие на социальное развитие ребенка;

3. вычленяет проблему социальной жизни подростка и прогнозирует ее возможное решение;

4. выбирает и апробирует ту или иную методику профессиональной деятельности;

5. пытается включить подростка в совместный процесс решения проблемы социальной жизни;

6. привлекает специалистов к анализу ситуации проблемного развития суворовца, получив экспертную оценку изучаемой ситуации;

7. анализирует результаты собственных профессиональных действий.

Главным в перечисленных действиях педагогов, является – изучение, исследование ситуации, а не попытка действовать, опираясь только на свой житейский опыт.

Методист по социальной работе в своей профессиональной деятельности осуществляет еще и теоретические исследования, такие как:

- социально-педагогический процесс училища;

- эффективность профессиональной социально-педагогической деятельности;

- правовые основы социально-педагогической деятельности и др.

Практическое исследование в профессиональной деятельности чаще всего связываем с изучением личности воспитанника, психологического климата в суворовском коллективе, особенностей влияния среды на социализацию подростков, ее позитивные возможности и негативные воздействия. На основе комплексного социально-педагогического исследования, анализа и интерпретации полученных данных разрабатывается прогноз деятельности преподавателей, воспитателей, педагога-организатора, педагога-психолога.

Исследовательскую функцию в социально-педагогической деятельности представляемв следующей логике: изучать, чтобы знать; знать, чтобы понимать; понимать, чтобы помочь. В целом, исследование составляет информационную основу социально-педагогической деятельности в училище.[1]

Таким образом, успешная реализация ведущих направлений социально-педагогическойдеятельностипозволяет коллективу суворовского училища создать условия, при которых усиливается способность обучающегосяпо мере взросления отстаивать право на неприкосновенность внутреннего мира собственной личности, способность противостоять невзгодам жизни и самому оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.

Педагогический коллектив училища: воспитатели, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, преподаватели, методист по социальной работе, разрабатывают ежегодный план работы по социально-педагогической деятельности с определением конкретных сроков, организуют и проводят мероприятия, подводят итог по проделанной работе.

Эффективность социально-педагогической деятельности определяется:

1. По окончании суворовского училища воспитанники соответствуютМодели выпускника-суворовца.

Модель выпускника-суворовца - это интеллектуально, культурно, духовно и физически развитая личность, адаптированная к жизни в обществе и подготовленная к осознанному выбору служения Отечеству на гражданском и военном поприще.

2. Успешная социализация обучающихся: гражданское самосознание, общественная позиция, профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности.

Объединённые усилия участников социально-педагогической деятельности многократно повышают степень и диапазон воспитания личности суворовца, создают условия для взаимодействия, сотрудничества, гуманизации отношений между участниками образовательного процесса, а также для самореализации и самовыражения личности.

Литература

1. Особенности работы с детьми и молодежью “группы риска”. (Пособие для специалистов образовательных учреждений). Под научной редакцией С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб., Издательство ЛОИРО, 2006 г. – 228 с.

2. Орлова Л.Ю. Методическое пособие по составлению и реализации программы индивидуальной помощи и поддержки проблемных школьников / Под нач. ред. профессоров С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. – СПб., Издательство ЛОИРО, 2006 г. – 116 с.