«Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров». 7-й класс

Разделы: ОБЖ, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока: изучить материал по теме “Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров”; познакомить обучающихся с видами природных пожаров и их разрушительным действием.

Задачи:

Метапредметные: 

  • сформировать умения находить нужную информацию в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
  • сформировать представления о ценности и уникальности природного мир, природоохраноом, здоровьесберегающем поведении.

Предметные

  • развить мыслительные операции: анализ, сопоставление разных видов пожаров, формирование навыка сравнения на примере пожаров разных видов и способов их распространения, прогнозирование последствий при возникновении лесных пожаров , совершенствование умений анализировать причины возникновения пожаров для разработки предупредительных мер.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Предметные результаты УУД Ресурсы
Организационный момент Приветствие Приветствие

Проверяют готовность к уроку

  - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию  
Мотивация учебной деятельности Учитель направляет деятельность учащихся на получение новых знаний

Чтение текста “История огня” (Приложение 1)

мультипликационный фильм “Прометей” (фрагмент)

(Слайд 1).

Просмотр мультипликационного фильма “Прометей” (фрагмент)     http://mulitik.ru/181-
prometey-1974.html
С тех пор как Прометей подарил людям огонь, человечество затрачивает уйму усилий в борьбе с ним. Показ видеофрагмента СМИ Бушуют лесные и торфяные пожары” (Слайд 2)       http://www.youtube.com
/watch?v=
-4UjCkJZtY4
Актуализация знаний Проводит проверку знаний и подводит учащихся к знакомству с новой темой.

Фронтальная беседа:

Что такое пожар?

Что мы помним и знаем о пожарах и причинах их возникновения из уроков ОБЖ в 5-6 классах?

- Назовите 3 компонента пожара?

Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга Владение терминологией, ключевыми понятиями Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение  
Учитель организует работу.

(Слайд 3)

Как объяснить действия героини?

Каковы условия прекращения горения?

Когда огонь может вызвать пожар?

Совместное обсуждение текста, составление плана действий героини. Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации.
  Учитель подводит учащихся к осознанию темы урока.

- Прошли тысячелетия как человечеству подарили огонь, а он  так и не научился с ним обращаться. В 7 классе мы продолжим тему пожаров, но уже будем говорить о лесных пожарах – как опасном стихийном  природном явлении. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли человека? Однако это совсем не так. Дело в том, что именно люди – причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках.

Сообщение темы урока “Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров” (Слайд 4)

Называют тему урока   Познавательные:

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации.

 
Постановка учебных задач Учитель задает вопросы:

- Что, в основном, может гореть в лесу?

- Что такое торф?

Что вам о нем известно?

Предлагает учащимся, самостоятельно используя ресурсы сети Интернет ответить на поставленные вопросы

(Слайд 5)

Самостоятельный поиск ЭОР. Развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьной программы Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. ЭОР.

Как пример http://school-collection.edu.ru/
catalog/res/606f3f15-e0fe-
11db-8314-0800200c9a66/view/

Изучение нового материала Показ презентации с элементами беседы “Лесные и торфяные пожары и их характеристика”.

1. Понятие пожара в разных источниках.

(Слайд 6)

- По типу пожары бывают. (Слайд 7)

- Что же такое лесной пожар?

- Как называется наука, их изучающая? (Слайд № 8)

- Давайте сравним  температуру воспламенения разных материалов. (Слайд № 9)

-   Скажите, какой можно сделать вывод.

По причине возникновения пожары делятся на:

- Естественные пожары (вызванные молниями)

Так, молнии, как правило, попадают в деревья на возвышенностях, и огонь, спускаясь по склону, продвигается медленно. При этом теряется сила пламени, и огонь редко распространяется на большие площади.

- Антропогенные (вызванные людьми).

Антропогенные же пожары чаще начинаются в низинах и распадках, что определяет более развитие (Слайд 10).

- Наиболее подробно мы остановимся на лесных и торфяных пожарах.

- Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. В результате пожаров снижаются защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса, уничтожается фауна, сооружения, а в отдельных случаях и населенные пункты. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных.

- В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, верховые и почвенные. (Слайд № 11)

Низовые пожары– это горение сухого надпочвенного покрова состоящего из мхов, лишайников, вереска, черники, кустарников, подстилки . При этом повреждаются подрост, подлесок, нижняя часть стволов и корни (Слайд 12).

- Низовые пожары подразделяются на беглые и устойчивые:

- при беглом низовом пожаре сгорает живой и мертвый напочвенный покров, валежник, самосев леса, хвойный подрост и подлесок, но за счет более благоприятных условий (сухой лес, ветреная погода) такой пожар распространяется с повышенной скоростью и высотой пламени, обходя места с повышенной влажностью покрова (Слайд 13).

- при устойчивым низовом пожаре огонь распространяется по нижнему ярусу леса (горит напочвенный покров, подлесок, валежник) с малой скоростью, охватывая нижние части стволов деревьев и выступающие на поверхность корни (Слайд 14).

- Верховой лесной пожар охватывает листья, хвою, ветви, и всю крону, может охватить (в случае повального пожара) травяно-моховой покров почвы и подрост. Скорость распространения от 5—70 км/ч. Развиваются они обычно при засушливой ветреной погоде из низового пожара в насаждениях с низкоопущенными кронами, в разновозрастных насаждениях, а также при обильном хвойном подросте. Верховой пожар — это обычно завершающаяся стадия пожара. При верховых пожарах образуется большая масса искр из горящих ветвей и хвои, летящих перед фронтом огня и создающих низовые пожары за несколько десятков, а иногда за несколько сотен метров от основного очага (Слайд 15).

- Верховые лесные пожары так же как и низовые могут быть беглыми и устойчивыми:

- верховые беглые характеризуются горением и быстрым продвижением огня по кронам деревьев при сильном ветре.

Скорость верхового пожара иногда достигает 400-500 м/мин. Как гласит народная мудрость, “от сильного верхового пожара не ускакать даже на быстром скакуне”. Во время беглого пожара ветер разносит горящие ветви и искры, которые поджигают лес на десятки, а порой и сотни метров вперед, создавая новые очаги пожара (Слайд 16).

- верховой устойчивый обладает наибольшей разрушительной силой, после него остаются лишь обугленные остатки стволов (Слайд 17).

- Почвенные пожары (торфяные) чаще всего связаны с возгоранием торфа, которое становится возможным в результате осушения болот. Распространяются со скоростью до 1 км в сутки. Могут быть малозаметны и распространяться на глубину до нескольких метров, вследствие чего представляют дополнительную опасность и крайне плохо поддаются тушению (Торф может гореть без доступа воздуха и даже под водой) (Слайд 18).

По интенсивности возгорания  лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.  Интенсивность горения зависит от состояния и запаса горючих материалов, уклона местности, времени суток и особенно силы ветра   (Слайд 19).

Вывод.  На сегодняшнем уроке мы с вами выяснили: что такое лесные и торфяные пожары; по каким признакам классифицируются лесные пожары и дали краткую характеристику основным видам пожаров.

Приложение 2

Просмотр презентации.

Отвечают на вопросы.

Работа  учащихся с уч. п.5.1.

Вывод (делают учащиеся): Сухое дерево по пожароопас-ности приближается к бензину

Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека. - развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни.

Регулятивные: прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам ; моделировать ситуации; сформировать взаимоотношения с окружающими;

Познавательные: познакомиться с причинами возникновения лесных пожаров;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками; владение приемами и навыками общения с взрослыми; , готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметных результатов обучения.

 
Первичное закрепление Предлагает учащимся пройти online тест для закрепления изученного материала с последующим разбором каждого задания. Проходят onlin тест Объективная оценка усвоения нового материала. http://satinoschool.ru/
test/p4aa1.html
  Учащимся предлагается проанализировать статью, ответив на вопрос,  какой вред наносят лесные пожары? (Приложение 3)

Вывод.. Пожары приносят  большой вред и самой природе, и человеку. Неосторожность людей – главная причина всех тех бедствий, которые приносят пожары. А значит, в первую очередь надо бороться с неосторожностью людей и умышленными поджогами. На следующем уроке мы с вами выясним причины лесных и торфяных пожаров, меры борьбы с ними и правила поведения человека  во время лесных и торфяных пожаров

Учащиеся отвечают на вопрос. Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека.  
Рефлексия Задает вопрос: “Что нового вы узнали сегодня на уроке? Ваше отношение к данной теме урока?”

Чтение стихотворения Сергея Газина “Лесной пожар” (Слайд 20, 21)

Отвечают на вопросы, обсуждают стихотворение   Проверка способности самооценки, как личностный результат  
Домашнее задание Параграф 5.1 Творческое задание: подобрать материал о лесных пожарах Владимирской области.        

29.04.2015