Урок обществознания на тему "Порядок в доме". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель урока актив­но содействовать:

  • повышению уровня духовно-нравственной культуры,
  • углублению интереса к изучению соци­альных дисциплин,
  • формированию способнос­ти к самоконтролю;
  • освоению учащимися знаний о видах человеческой деятельности,
  • овладению учащимися умениями получать из разнообраз­ных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; 
  • освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
  • формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в семейно-бытовой сфере; для со­отнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-игра.

Оборудование:

  • учебник Соболевой О.Б., Иванова О.В. «Обществознание» 5 класс, параграф 19 – Москва, «Вентана-Граф», 2013г.;
  • задания для команд <Приложение 1, Приложение 2>;
  • отрывок из мультфильма «Федорино горе» – киностудия «Союзмультфильм» 1974г. Реж.Червинская Н.;
  • CD-презентация «Порядок в доме» <Приложение 3>;

Планируемые результаты деятельности обучающихся:

Личностные результаты

у обучающегося будут сформированы:

  •  ценностные представления о семье,
  • умение высказывать собственную позицию при решении задач в области межличностных отношений,
  • положительное отношение к домашнему труду,
  •  представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к домашнему хозяйству;
  • этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий.

Метапредметные результаты

Регулятивные результаты

 Обучающиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией),
  • оценивать свою деятельность.

Познавательные результаты

Обучающиеся научатся:

  • умение понимать содержание текста, интерпретировать смысл, извлекать информацию, фиксировать прочитанную информацию в виде сравнительной таблицы;
  • проводить сравнение объектов;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения).

Коммуникативные результаты

Обучающиеся научатся:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), договариваться и приходить к общему решению;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  • распределять функции в группе при выполнении заданий;

Предметные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • умение  решать типичные задачи в области общественных отношений,
  • умение различать труд как вид деятельности,
  • познавательный  интерес  к изучению общественных дисциплин
  • понимание основных принципов жизни семьи.

Ход урока:

1. Мотивационный этап

Слова учителя: Здравствуйте. Сейчас мы с вами посмотрим, что случилось у бабушки Федоры и попробуем угадать тему нашего урока.
Демонстрируется отрывок из мультфильма по сказке Корнея Чуковского «Федорино горе»  <Приложение 3>.
Итак, кто мне скажет, что случилось у Федоры? В чем её горе заключается? /грязь в доме, лень хозяйки, беспорядок, её все покинули, кроме котов и тараканов/.

2. Целевой этап.

Слова учителя: Так о чем же мы будем сегодня говорить? (О доме, о порядке)
Тема нашего урока: «Порядок в доме» <Приложение 3>.
Кто из вас скажет: а что такое порядок в доме? (Образец, чистота, уют)
На какие вопросы нам на уроке надо ответить? (Отчего зависит порядок в доме? Зачем нужен порядок в доме? Что для этого надо делать? Какими должны быть хозяева дома?)

3. Рабочий этап

Слова учителя: Чтобы ответить на эти вопросы, мы разделимся на команды. Каждая команда будет получать задания, за правильно выполненное задание команда получает 5 баллов.

1 тур игры

Итак, первое задание: навести порядок в доме. Каждая группа получает текст, в котором надо заполнить пропуски, слова для вставки даются внизу текста.

1 команда текст «Уборка на кухне» <Приложение 1>.
2 команда текст «Уборка двора» <Приложение 1>.
3 команда текст «Детская комната девочки» <Приложение 1>.
4 команда текст «Детская комната мальчика» <Приложение 1>.

Проверка выполнения заданий. Команды сами решают, кто будет отвечать. Читает текст учитель, дети вставляют слова <приложение 4>. Выставление баллов на доске в оценочной таблице.

2 тур игры

Слова учителя: Самый спорный вопрос в семье – что должен делать каждый ее член. Как распределяются в семьи обязанности по дому?

Задание: распределить обязанности в доме (напишите во 2-м столбике таблицы напротив имени каждого члена семьи цифры, под которыми обозначены словосочетания с обязанностями) <Приложение 2>. Ответьте на вопросы: от чего зависит, чтобы дом стал для каждого члена семьи миром, где всем уютно и тепло? Как распределить домашние обязанности: поровну, по желанию, по силам или по способностям?

Обсуждение итогов. Заслушиваются развернутые ответы на вопрос. Беседа о ценности совместного ведения хозяйства, взаимовыручке и взаимопомощи. Вывод, к которому необходимо подвести детей: в доме все должны помогать друг другу.

Выставление баллов на доске в оценочной таблице.

3 тур игры

Слова учителя: какими чертами, качествами должен обладать хозяин дома? Поработайте с пословицами, определите, о какой черте характера идет речь в пословице, напишите по одной-две черте характера на одном лепестке. Прикрепите лепестки с написанными чертами хозяина к доске (у каждой группы три чистых лепестка).

1 команда: «Без хозяина товар плачет, без хозяина дом сирота». «От хозяйского глаза и конь добреет». «Хозяйское око за всем глядит». Какую черту характера можно увидеть в этих пословицах? (Умелый, заботливый, внимательный)

2 команда:  «У доброго хозяина всякое семечко в своей скорлупе».  «Не хозяин тот, кто своего хозяйства не знает». «Хозяин что ступит, то дело найдет». О какой черте характера идет речь? (Аккуратный, трудолюбивый, знающий, добрый)

3 команда: «Хозяин деньгу бережет». «Хозяин по двору пройдет — рубль найдет, назад пойдет — другой найдет».  «Хозяйство вести — не бородой трясти». Каким должен быть хороший хозяин? (Расчетливый, бережливый, умелый)

4 команда: «В одиночку не одолеешь и кочку, артелью и через гору впору».  «Плох хозяин, что вперед не смотрит». «Хорошему хозяину день мал». Каким должен быть хороший хозяин? (Общительный, расчетливый, прозорливый, трудолюбивый)

Подведение итогов. Обсуждение качеств. Составление схемы-«ромашки» «Хозяин дома» <Приложение 3>. Выставление баллов командам.

4 тур игры

Беседа учителя с учениками: Вы наводили порядок в доме. Вы распределяли обязанности и определяли, какие качества являются самыми важными для хозяина дома. Одно из самых важных качеств – это трудолюбие. Давайте сравним домашний труд в современной семье и домашний труд в средневековой семье.

Задание для 1 и 2 команд: прочтите текст и найдите отличия домашнего труда в Древней Руси от домашнего труда в современной семье
Подчеркните в тексте нужные слова.

Труд в Древней Руси. «Каждый  домашний труд имеет целью удовлетворение потребностей семьи, создание полезных вещей или их ремонт. В древней Руси домашнее хозяйство велось осознанно, расчётливо, по заведенному предками порядку. Мужчины занимались ремонтом, плели лапти, корзины, лепили глиняную посуду. Женщины ухаживали за скотиной, пряли, шили одежду, готовили еду на всех домочадцев. Всех детей приучали к ведению хозяйства и домашнему труду».

Труд в наше время. «К основным видам домашнего труда современной семьи относится уборка по дому, ремонт одежды, мебели, стирка и приготовление пищи и другое. Домашнее хозяйство ведут с целью удовлетворить потребности семьи. Прежде чем что-то сделать хозяин прикидывает, хватит ли сил, какие инструменты необходимы. Точный расчет помогает достичь цели. Но сейчас многие женщины работают вне дома: в офисах, больницах, магазинах. Они приходят домой усталые, мужчины часто берут на себя их обязанности: моют посуду, готовят обед. В каждой семье есть бытовая техника, облегчающая уборку, стирку, глажку и т.д. Домашний труд – хорошее приложение сил для подростка. Он вырабатывает у него терпеливость, волю, трудолюбие, учит ведению хозяйства».

Задание для 3 и 4 команд: прочтите текст и найдите сходства домашнего труда в Древней Руси и домашнего труда в современной семье. Подчеркните в тексте нужные слова.

Труд в Древней Руси. «Каждый  домашний труд имеет целью удовлетворение потребностей семьи, создание полезных вещей или их ремонт. В древней Руси домашнее хозяйство велось осознанно, расчётливо, по заведенному предками порядку. Мужчины занимались ремонтом, плели лапти, корзины, лепили глиняную посуду. Женщины ухаживали за скотиной, пряли, шили одежду, готовили еду на всех домочадцев. Всех детей приучали к ведению хозяйства и домашнему труду».

Труд в наше время. «К основным видам домашнего труда современной семьи относится уборка по дому, ремонт одежды, мебели, стирка и приготовление пищи и другое. Домашнее хозяйство ведут с целью удовлетворить потребности семьи. Прежде чем что-то сделать хозяин прикидывает, хватит ли сил, какие инструменты необходимы. Точный расчет помогает достичь цели. Но сейчас многие женщины работают вне дома: в офисах, больницах, магазинах. Они приходят домой усталые, мужчины часто берут на себя их обязанности: моют посуду, готовят обед. В каждой семье есть бытовая техника, облегчающая уборку, стирку, глажку и т.д. Домашний труд – хорошее приложение сил для подростка. Он вырабатывает у него терпеливость, волю, трудолюбие, учит ведению хозяйства».

Обсуждение итогов работы <Приложение 3>. Заполнение сравнительной таблицы.
Выставление баллов в оценочную таблицу.
Слова учителя: итак, домашний труд изменился: стал легче, приятнее, но цель осталась та же: удовлетворение потребностей семьи.

5 тур игры. Словарная работа

Слова учителя: поиграем в игру «конструктор», выполните задание 5.
5 задание /для всех команд одинаковое/: составьте определение слова «Труд», используя набор слов (учтите есть лишние слова).

«Труд – это _______ и _______ вид деятельности  __    __________    __   _____________    _______________      ___________»

Список слов (слова можно изменять по падежам, одно слово используется только один раз)

«целенаправленный»,
«осознанный»,
«вещи»,
«создание»,
«по»,
«сохранение»,
«и»,
«материальные блага»,
«ремонт».

Подведение итогов

Слова учителя: запишите в словарь определение: «Труд – осознанный и целенаправленный вид деятельности по созданию и сохранению материальных благ» <приложение 3>.

Подведение итогов игры в баллах.

4. Рефлексия. Оценочный этап

Слова учителя: Давайте сделаем выводы. Чем мы сегодня занимались? Что вы узнали? Чему научились? (Работали с текстом, составляли предложения, объясняли пословицы, сравнивали, работали в группе, смотрели мультфильм, думали, вспоминали роли в семье, давали определение)

Слова учителя: Дайте оценку себе и своим товарищам. Что вам удалось, какие были затруднения? Как работали ваши товарищи? Достигли ли вы цели? Какую отметку вы поставили бы себе за урок? Какую отметку вы поставили бы своему товарищу? Почему?

Оценки за урок выставляются учителем с учетом мнения учащихся.

5. Домашнее задание <Приложение 3>

Слова учителя: прочтите параграф 19, выполните задание 1 на стр.115, используя памятку 4. Желающие могут сделать презентацию «Полезные предметы и бытовая техника».