Методическая разработка: "Применение интернет-технологий на уроках английского языка"

Разделы: Иностранные языки


Введение

Со второй половины XX века информатизация заняла важное место во всех сферах общечеловеческой деятельности. Не обошла она стороной и образование. Как прописано в Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование и развитие у учащихся компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий*. Преимущество, популярность и востребованность внедрения Интернет-технологий в образовательный процесс в настоящее время не вызывает сомнений.

______________

* Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М., Просвещение, 2018. - 48 с.

С появлением Интернет-технологий появилась возможность оперативного получения информации из любой точки мира. Благодаря сети Интернет у человечества появился доступ ко многим информационным ресурсам, среди которых электронные библиотеки, базы данных, хранилища файлов и т.д.

Автоматизированные поисковые системы дают возможность сделать такой поиск быстрым и точным. Важно отметить, что использование Интернет-технологий в учебном процессе предоставляет следующие преимущества:

  • свободный доступ к учебно-методической и научной информации;
  • моделирование деятельности, в том числе научно-исследовательской, проектной;
  • занятия в режиме реального времени;
  • повышение квалификации с помощью информации, представленной в сети и с помощью дистанционного обучения;
  • поиск необходимого материала, документов, программного обеспечения;
  • публикация своих работ.

Иными словами, современные Интернет-технологии позволяют как учащимся, так и работникам сферы образования расширять свои знания по любому предмету в школе. Именно это и является актуальностью данной работы.

Цель работы - освещение наиболее популярных форм использования Интернет-технологий на уроках английского языка.

Объектом исследования выступают Интернет-технологии.

Предметом исследования является описание использования основных видов Интернет-технологий на уроках английского языка.

Для раскрытия содержания работы были поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ методической литературы по вопросу использования Интернет-технологий в учебном процессе;

2. Рассмотреть формы поиска и отбора информации в сети Интернет для учебных целей;

3.Ознакомиться с критериями оценки Интернет-ресурсов;

4. Проанализировать основные виды Интернет-ресурсов, используемые при обучении иностранному языку в школе;

5. Раскрыть вопрос использования Интернет-технологий в процессе дистанционного образования.

Глава 1. Основные вопросы использования Интернет-технологий в обучении иностранному языку

1.1. Общие определения и терминология.

Вопросу использования Интернет-технологий в учебном процессе в виду его актуальности и популярности уделяется большое внимание в учебной методической литературе. Хотелось бы отметить следующих авторов, уделяющих пристальное внимание изучению данного вопроса: По́лат Е.С., доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО, автор исследований по обучению иностранным языкам, методу проектов, теории и практики дистанционного обучения; педагогическим технологиям личностно-ориентированного подхода, использованию Интернет-технологий и ресурсов в системе образования; Сысоев П.В., доктор педагогических наук, профессор кафедры лингвистики и гуманитарно-педагогического образования факультета романо-германской филологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина; Гуриков С.Р. - профессор кафедры информатики Московского технического университета связи и информатики; Шолохович В.Ф. - преподаватель Уральского Государственного университета; Б.Хантер - автор книги "Мои ученики работают за компьютером" и др. Ученые характеризуют Интернет-технологии как модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с помощью Интернет-ресурсов и обеспечением благоприятных условий для учащихся и учителя.

"Интернет-технологии на уроках иностранного языка - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет и социальных сервисов**." Интернет-ресурсы можно разделить на две группы: информационные и телекоммуникационные. К первым относят все имеющиеся текстовые, визуальные и аудио- материалы, а ко вторым - различные социальные сети (facebook, odnoklassniki и др.), чаты, электронную почту, веб-конференции и т.п. Безусловно, что для учебных целей необходимо использовать учебные интернет-ресурсы.

______________

** П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий. - М, "Глосса-Пресс", Ростов-на-Дону, "Феникс", 2010. - стр.11-12

1.2. Поиск и отбор информации в сети Интернет.

Сеть Интернет растет очень быстрыми темпами и становится все сложнее найти необходимую информацию. Поэтому для учебных целей отбор и поиск информации следует проводить очень тщательно и использовать следующие способы:

1) указывать конкретный адрес страницы;

2) передвигаться по гиперссылкам;

3) использовать поисковые системы (yandex, rambler, mail, google, yahoo и др.).

1.3. Критерии оценки учебных интернет-ресурсов.

Интернет — это огромный источник документов, файлов и т.п., где можно получить огромную информацию об изучаемом языке, его культуре, традициях. Однако, следует признать, что не все материалы являются достоверными.

Следовательно, вся ответственность ложится на преподавателя, который должен заранее организовать поиск необходимых сайтов и произвести их тщательный и полный анализ, прежде чем предлагать их обучающимся для проведения собственной самостоятельной исследовательской работы. Важно выработать правильное критическое отношение к информации, представленной в Интернете***. Ведущие отечественные ученые Сысоев П.В. и Евстигнеев М.Н. Тамбовского государственного университета им.Г.Р.Державина предлагают следующий перечень критериев оценки Интернет-ресурсов, которым следует руководствоваться преподаватели при отборе ресурсов сети Интернет:

1. Языковая сложность материала (содержание в выбранном ресурсе конструкций, которые могут вызвать трудности у учащихся).

2. Культурная сложность материала (содержание в выбранном ресурсе информации о культурных, исторических фактах, социальных явлениях, незнание которых повлияет на понимание смысла текста).

3. Источник информации (автор сайта, есть ли к нему доверие).

4. Надежность информации (на чем основаны выводы автора сайта, есть ли ссылки на другие источники).

5. Актуальность информации (когда размещена информация).

6. Культуросообразность информации (необходима ли информация, размещенная на сайте определенной группе учащихся, способствует ли их развитию).

7. Объективность информации (насколько объективны материалы сайта). Сюда можно добавить презентабельность и иллюстративность.

В настоящее время в методической литературе нет конкретно прописанных критериев, а использование данного перечня позволит отобрать надежные ресурсы для образования и самообразования, сформировать навыки работы с интернет-ресурсами.

______________

*** Гутарева Н. Ю. Критерии отбора учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в неязыковом вузе // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 912-914. — URL https://moluch.ru/archive/88/17061/

Читать статью полностью.