Технологическая карта урока как необходимое условие реализации новых образовательных стандартов. Тема «Семья». 5-й класс (в соответствии с требованиям ФГОС)

Разделы: Общепедагогические технологии


В работе представлен вариант построения урока в виде конструирования технологической карты урока по обществознанию в 5 классе по теме «Семья»в соответствии с требованиям ФГОС.

Преподавание курса обществознания начинается в основной школе по новым стандартам с 5 класса, но опирается он на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках предмета» окружающий мир». Я посетила ряд уроков в начальных классах, где преподавание ведется по новым стандартам, и поняла, что детей, которые перейдут к нам в среднее звено, нельзя учить по-старому. Они уже умеют сами формулировать тему урока, оценивать свои результаты, готовят удивительные проекты, поэтому перед нами нелегкая задача – не опустить планку преподавания. Требования образовательных стандартов нацеливают на использование новых подходов к образовательному процессу. Это побудило меня пересмотреть свои взгляды на подготовку и построение урока.
Требования ФГОС обусловливают и новые технологии конструирования уроков. На смену традиционным конспектам приходят новые (даже по форме, а не только по содержанию!) технологические карты. Их использование позволит сэкономить усилия учителя по проектированию каждого из этапов структуры урока.

Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.

НОУ-ХАУ технологической карты в том, что она представляет собой конструктор, число проектируемых элементов которого (модулей) можно увеличить или уменьшить.

Существует несколько вариантов технологических карт, которые можно найти в изданных рабочих программах или в интернете. Это обеспечивает свободу выбора учителем наиболее оптимального варианта*.

________________

* Ривкин Е.Ю. «Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Волгоград. «Учитель», 2012 г.

Рассмотрим подробнее процесс конструирования технологической карты на примере урока по теме «Семья и семейные отношения».

Первый блок карты содержит общую информацию об уроке. Новым здесь является введение личностно-значимой проблемы.

Тема урока

Семья и семейные отношения

Дата урока

3.10.2018г.

Тип урока

Ознакомление с новым материалом

Цель урока

Способствовать формированию навыков составления своей родословной, представлений о семье как о частичке общества, как о первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека.

Образовательные ресурсы

Презентация «Семья» (электронный ресурс) http://www. rusedu.ru/
Презентация» Родословная Пушкиных»(электронный ресурс)
http://wikipedia.org/wiki/%CF%F3%F8%EA%E8%ED%FB
Домашек Е.В. «Школьный справочник по обществознанию»

План урока

1. Зачем люди создают семьи?
2. Если семья не выполняет своих обязанностей.
3. Какие бывают семьи?

Личностно-значимая проблема

История семьи – страница многовековой истории Отечества.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.
Формы: индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия

Семья, поколение, авторитет, родители, дети, права, обязанности.

2 блок. Планируемые результаты - это требования новых стандартов, определять которые необходимо через деятельность учащихся и учителя, т.е. руководствуясь системно-деятельностным подходом

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научаться изучать историю своей семьи, определять ее функции, характеризовать семейно-правовые отношения.
Получат возможность научиться:
Составлять генеалогическое древо, работать с текстом учебника, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждение.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели: анализируют вопросы, формулируют ответы,
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные:
Принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают различные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение положение к процессу познания.

3 блок. Организационная структура урока

I этап. Мотивация. Возможны несколько вариантов создания мотивации к учебной деятельности по теме «Семья». Это может быть прослушивание песни «Родительский дом», просмотр видеоролика записи свадебной церемонии, чтение притчи «Свет в окне» или просмотр принесенных из семейного архива фотографий для того, чтобы эмоционально подготовить учащихся к усвоению изучаемого материала и помочь сформулировать тему и цели урока.

II этап. Актуализация. На втором этапе возможно обсуждение эпиграфа урока.

Моя семья – моя обитель.
Мой дом, мой замок, мой покой.
Убереги, Господь Спаситель
Ее от нечисти лихой

или обсуждение фотографии, видеоролика и т.д. На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности.

III этап. Изучение нового материала. Третий этап может быть связан с показом презентации или проектной работой над темой с предварительной домашней подготовкой с участием родителей. Это может быть самостоятельная работа в парах или группах над изучением нового материала с привлечением ЭОР, учебника, дидактическая игра и. т.д. ЭОР можно использовать на любом этапе урока, если это целесообразно, позволяет экономить время урока, повышает интерес учащихся.

IV этап. Первичное осмысление и закрепление материала, которое так же может проходить в различных формах. В нашем случае – при выполнении заданий в рабочей тетради.

V этап Рефлексия. Очень важным этапом, которому учитель должен уделить внимание на уроке, является рефлексия как обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу. Рефлексию положительного настроения и эмоционального состояния можно проводить в начале урока. Это позволит вам наладить контакт с учениками. Но этот вид рефлексии возможен и в конце урока. Например, можно раздать детям карточки разного цвета. Расскажите ребятам, что зеленый цвет будет обозначать их гармоничное, комфортное состояние, а желтый - спокойное и ровное, красный - тревожное. Попросите детей поднять карточки того цвета, какого они захотят, оценивая свою работу.

Следующий вид рефлексии - это оценка своей деятельности. Ребенок должен задуматься над такими вопросами: «Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось для меня нерешенным?»

Еще один вид – это рефлексия содержания учебного материала. Этот способ позволяет учителю понять, насколько усвоен учебный материал. Предложите фразы, которые ребенок должен закончить. Например:

  • я познакомился с…
  • было непросто…
  • я добился…
  • у меня получилось…
  • хотелось бы…
  • мне запомнилось…
  • я попробую…

В результате такой рефлексии ребята отмечают насколько продуктивным получился урок, отмечают его интересные моменты сами оценивают вклад и продуктивность. Как проводить рефлексию - для себя сам решает каждый педагог. Это ваше творчество. Придумывайте новые методы, используйте карточки, оценочные листы, графики и рисунки. Все это позволит вам добиваться лучших результатов.

Важно отметить, что количество этапов урока определяется его задачами, оно не может быть заданным, постоянным.

Конечно, представленная технологическая карта не идеальна. Каждый учитель обязательно находит новые для себя, более эффективные в современной информационной образовательной среде виды деятельности учащихся, которые включает в урок для достижения современных образовательных результатов.

Педагог свободен в конструировании урока, он может трансформировать технологическую карту; может сам наполнять её содержание в зависимости от цели урока, уровня возможностей класса, материального оснащения школы и т.д.*

_____________

* Гузеев В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7

В заключение я хотела сказать, что мои коллеги, которые работают в пилотных 5 классах, испытывают прежде всего психологические трудности.

Учитель сейчас нуждается в системе поддержки - много вопросов, чувства бессилия в определенных ситуациях, и, одновременно, энтузиазма, желания быть услышанным и успешным.

Существуют и затруднения:

  •  в планировании и организации урока и занятий по внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС,
  • в недостаточном понимании вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
  • в использовании современных образовательных технологий.

Можно сделать вывод о том, что учителю, желающему работать по новым стандартам успешно, необходимо посетить уроки в начальной школе, где дети работают по ФГОС для сохранения преемственности в обучении. Придётся достаточно много поработать над нормативными документами и не бояться использовать новые технологии. Педагог должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное образование. А это возможно только при постоянном самообразовании.

Используемая литература

  • Ривкин Е.Ю. «Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. «Волгоград «Учитель», 2012.
  •  Гузеев В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.
  • Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info. aspx?ob_no=20077
  • Смольникова И.А. Структуризация основных требований к ЭОР. Электронная публикация http: //www.eorhelp.ru/node/8964

14.02.2019