Урок русского языка в 6-м классе «В музее Частей речи»

Разделы: Русский язык


Задачи этапа: постановка цели урока, мотивация учащихся, обсуждение форм работы на уроке, актуализация знаний учащихся.

Формы работы: фронтальная.

Методы: репродуктивный.

Оборудование: презентация к уроку, репродукции картин на тему «Осень».

Деятельность учителя

Деятельность учеников, предполагаемые ответы на вопросы

- Я хочу начать урок с чтения предложения, которое нашла у К.Г.Паустовского (смотри слайд №2).
- Какую картину вы представили, слушая это предложение?
- Удивительно живописная картина нарисована писателем. А если всмотреться в строчки, то мы обнаружим обычные слова: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Но они соединяются в предложение так, что картина оживает – настоящая магия слов. И сегодня мы попробуем проникнуть в тайну слов некоторых частей речи. А поможет нам в этом экскурсия в  музей Частей речи.
И тема нашего урока звучит так: «В музее Частей речи».
Словесное рисование.
- А с какой целью ходят в музей?
- Наш музей необычный, поэтому вы будете активными участниками экскурсии. Используя полученные ранее знания, проведете исследовательскую работу, понаблюдаете над экспонатами, представленными в залах музея, таким образом, повторите изученный материал, приведете в систему свои знания, чтобы на следующих уроках их пополнить.
- Этот музей очень большой, за один урок его обойти невозможно, поэтому сегодня мы посетим залы, в которых представлены экспонаты, посвященные Имени существительному, Имени  прилагательному, Глаголу. А отправятся в музей три экскурсионные группы, в состав которых входят аналитики и каллиграф, во главе каждой группы - лидер, координирующий работу группы. Результат работы каждого члена группы - результат работы всей группы. Баллы выставляются согласно критериям, указанным в оценочных листах. Приложение
Учащиеся формулируют цель.
Вспомним правила поведения в музее. Учащиеся повторяют правила групповой работы.

И сейчас осталось определиться, с какой частью речи будет работать каждая группа.

Лидеры участвуют в жеребьевке.

Этап применения знаний.

Задачи этапа: обеспечение усвоения новых знаний на уровне применения в изменённой ситуации.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Методы: продуктивный.

Деятельность учителя

Деятельность ученика, предполагаемые ответы на вопросы

- Двери музея открыты для посещения.
1. И начинаем нашу экскурсию с зала, который носит название «Грамматический дворик» (смотри слайд №5).
Здесь открыта экспозиция грамматических категорий.
 

1. Задание: каждой группе необходимо отобрать грамматические категории той части речи, которую представляет группа (смотри слайд № 6).

- Теперь, когда разобрались с грамматическими категориями, пройдем к стендам, занимающим центральное место в этом зале.

Учащиеся представляют результаты работы.
2. Задание: вам предлагается применить ваши знания на практике и произвести морфологический разбор слов своей части речи. Представителю каждой команды просьба занять рабочие места (смотри слайд № 7).
- А мы совершим небольшую экскурсию в прошлое и послушаем, о чем говорят наши части речи.
- Самый важный, конечно же, я - разглагольствовало одно из слов. Только я могу назвать действие и состояние: бежать, прыгать, сидеть, думать, болеть, стареть, хорошеть…
Вы сразу узнали Глагол, который продолжал: «Если бы не я, то весь мир оказался бы без движения. Без меня ни приказать, ни попросить нельзя.
- Ну, уж кто важен для описания мира - так это я, - перебило Глагол второе слово.- Я передаю постоянно изменяющиеся краски, называю неповторимые оттенки, любой признак, свойство, качество. Без меня мир тусклый и скучный, а кому захочется жить в таком мире?
Глагол с Прилагательным еще долго препирались, кто из них важнее, а третье слово слушало их и скромно молчало. Узнали его? Да, это было Имя существительное. Ему подвластно назвать многое в этом мире: конкретные вещи, людей, птиц, животных, растения, события.
История языка свидетельствует о том, что по происхождению, в своих истоках, существительное и прилагательное близки. Люди не сразу научились выделять свойства предметов: для этого требуется достаточно высокий уровень мышления. Поэтому первоначально для говорящего названия свойств раскрывались через предметы, которые заключали в себе эти свойства. Например, свойство твердого выражалось сначала так же, как «камень», красного - как «кровь», голубого - как «небо». Следы старых отношений слов сохранились в языке до наших дней: жар-птица (а не огненная), царь-девица, душа-человек…
Представители от каждой команды работают индивидуально.
- А что думаете вы?
- Современный человек обладает высоким уровнем мышления и активно использует слова всех частей речи.
- Нам пора возвращаться в зал музея и проверить результаты работы наших ребят.
Учащиеся высказывают свое мнение о важности частей речи.
Представители групп выполняют морфологический разбор.

Выставляются баллы в оценочный лист.
2. А сейчас вы приглашаетесь в зал «Археологических находок» (смотри слайд №8).
- При раскопках удалось найти лишь небольшие части, оставшиеся от слов.
Задание: вам предстоит провести исследование и попытаться получить как можно больше сведений о частях речи и их признаках по фрагментам, расположенным на стеллажах в этом зале. Каждая группа отбирает фрагменты своей части речи (смотри слайд № 9).
Каждая группа представляет результаты своей работы. Выставляются баллы в оценочный лист.
3. Применить свои аналитические способности вы сможете в самом главном зале музея - в зале «Орфографических загадок» (смотри слайд №10).
- Добро пожаловать в этот зал. Обратите внимание на эти витрины. Они интересны тем, что здесь размещены слова-экспонаты разных частей речи с разными видами орфограмм.
Задание: задача каждой группы - отобрать слова своей части речи, вставить пропущенные орфограммы и объяснить их выбор, произвести классификацию орфограмм (смотри слайд №11).
- Чем интересны данные экспонаты?
- Какой вывод можно сделать?
Учащиеся объясняют, обосновывая свой выбор, называют перечень представленных орфограмм.
Выставляются баллы в оценочный лист.
Учащиеся говорят о том, что здесь представлены виды орфограмм, которые встречаются и у существительных, и у прилагательных, и у глаголов, поэтому очень важно правильно определять, к какой части речи относится слово.
4. Одним из ярких залов этого музея является зал «Художников слова» (смотри слайд №12).
- В этом зале представлены полотна известных художников. А посетителям предлагается попробовать себя в роли художников слова и нарисовать словесную картину, используя магию слов всех наших частей речи, тем самым доказав, что каждая из них очень важна. Так как время пребывания в этом зале ограничено, вы выполните работу по заданному образцу, т.е. напишете синквейн.
 

- Сегодня мы обратимся к картинам русских художников (смотри слайд № 13).
- Что объединяет все эти произведения искусства?
- В ваших работах общее слово-осень. Обязательно отразите в своих работах настроение картины, переданное художником.

Лидеры групп выбирают одну картину (репродукцию). Общая тема - осень.

Каждая группа представляет результаты своей работы. Выставляются баллы в оценочный лист.

Подведение итогов урока на рефлексивной основе.

Задачи этапа: дать анализ и оценку успешности достижения цели, наметить перспективы последующей работы.
Формы работы: фронтальная.

 

- Время нашей экскурсии подошло к концу. Давайте вспомним, где мы побывали и чем занимались во время экскурсии.

- Выразите свое отношение к вашей экскурсионной деятельности словами той части речи, которую представляла группа.

Посчитайте количество баллов, полученных каждой командой, обратитесь к критериям оценивания.

 

 Домашнее задание

- А сейчас возьмите для себя задание в том зале музея, в котором вам больше всего понравилось.

Задания.

1 «Грамматический дворик»: произвести морфологический разбор слов.

2. Зал «Археологических находок»: «опознать» слова и их грамматические признаки по представленным фрагментам.

3. Зал «Орфографических загадок»: вставить пропущенные буквы, обозначить условия выбора орфограмм, привести свои примеры.

4. Зал «Художников слова»: написать сочинение по личным впечатлениям на тему «В музее Частей речи».

5*. Придумать 2 новых зала для этого музея.

13.06.2019