Игра "Математические тяжеловесы"

Разделы: Математика


Цели игры:

  • развитие сообразительности, смекалки учащихся, умения применять свои знания в нестандартной ситуации;
  • развитие познавательной активности учащихся;
  • развитие взаимовыручки и взаимопомощи, умения вести культурную дискуссию;
  • воспитание чувства коллективизма, ответственности, самоконтроля;
  • формирование интереса к изучению математики.

Оборудование:

Карточки-задания снабжены шифром, помещенном в левом верхнем углу каждой карточки. Первое число указывает “заданный вес”, второе число-номер попытки, третье-“взятый вес”.

Например: 40.2.35. 40-“заданный вес”, 2-вторая попытка, 35-“взятый вес”.

Организация игры.

  1. Объявляется игра “Математические тяжеловесы”.
  2. Представляется судейская коллегия.
  3. Объясняются правила игры.

Правила игры.

Капитаны команд без спешки, по одному подходят к стенду и берут по одной задаче “любого веса”. Номер взятой задачи сообщается судьям, которые делают соответствующую отметку в таблице учета. После этого команда приступает к решению.

Решив задачу, один из членов команды подходит к судейской коллегии и рассказывает решение одному из судей. Если задача решена правильно, то команда считается взявшей данный “вес” и допускается к решению более трудной задачи- “взятию” большого веса. Если задача не решается или судья найдет ошибку в решении, то предлагается сменить задачу (т.е. взять другую, менее трудную, задачу этого же “веса”-сделать вторую (третью) попытку, при этом засчитывается “вес” на 5 кг (10 кг) меньше первоначального.)

Участники игры не имеют права возвращаться обратно. Так, если команда решит, например, задачу в “40 кг”, а затем сразу же возьмет для решения задачу в “90 кг” и после трех попыток не может ее решить, то считается, что она взяла вес в “40 кг” и из дальнейших соревнований выбывает. Такое правило предостерегает от излишней самоуверенности некоторых учащихся, направляет их на последовательное решение задач (от простых к более сложным) без спешки, с большей ответственностью.

На проведение игры дается 1ч-1,5 часа. Победителем считается команда, набравшая “больший вес”.

В процессе подведения итогов судейской коллегией командам можно предложить дополнительные карточки с задачами одинакового содержания.

Контрольная таблица (ответы)

Заданный вес

Первая попытка

Вторая попытка

Третья попытка

20

32

12 и 124

450 и 45

30

533

395

89

40

054728

007045

083250

082142

227165

03678

02745

03720

10143

072905

054276

127181

50

6750

3894

2856

4423

1218

3205

5198

2115

3083

60

975

45

79

70

уменьшится на 644

уменьшится на 120

уменьшится на 24

80

112

190

82

90

Коля 27

Вася 25

Юра 18

Саша 16

Миша 14

Маша 30

Катя 10

Света 40

Даша 20

Галя 50

Первый 270

Второй 130

Третий 170

100

1000

100

10

110

16; 22; 29

35; 48; 63

13; 21; 34

Таблица учета

вес

школа

20 кг

30 кг

40 кг

50 кг

20
кг

15
кг

10
кг

30
кг

25
кг

20
кг

40
кг

35
кг

30
кг

50
кг

45
кг

40
кг

Советская СШ №1

                       

Советская СШ №2

                       

Советская СШ №3

                       

Советская СШ №4

                       

Агиришская СШ

                       

ЗеленоборскаяСШ

                       

Малиновская СШ

                       

КоммунистическаяСШ

                       

Пионерская СШ

                       

Таежная СШ

                       

Алябьевская СШ

                       

 

60 кг

70 кг

80 кг

90 кг

100 кг

110 кг

Итоговый
вес

60
кг

55
кг

50
кг

70
кг

65
кг

60
кг

80
кг

75
кг

70
кг

90
кг

85
кг

80
кг

100
кг

95
кг

90
кг

110
кг

105
кг

100
кг

                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     

Использованная литература

  1. Е.А. Дышинский “Игротека математического кружка”, Москва, “Просвещение”, 1972
  2. Н.Я. Виленкин и др. “Математика” учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Москва, “Мнемозина”, 1998
  3. А.С. Чесноков, К.И. Нешков. “Дидактические материалы по математике для 5 класса” Москва, “Просвещение”, 2001
  4. В.Н. Русанов “Математические олимпиады младших школьников”. Москва, “Просвещение”, 1990
  5. Стив Райан “Математические загадки”. Минск, “Попурри”, 1998
  6. Е.В. Смыкалова “Сборник задач по математике для учащихся 5 класса”. Санкт-Петербург, “СМИО ПРЕСС”, 2002
  7. Э.Г. Гельфман и др. “Математика”. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Часть 1.Москва, “Просвещение”, 2004.

Пример задачи