Внеклассное мероприятие по теме: "Быт, нравы, традиции русского народа, проживающего на территории Башкортостана"

Разделы: Внеклассная работа


Идея создания этого сценария назрела в связи с необходимостью познакомить детей с культурным наследием прошлого. Население Башкирии многонационально, на протяжении нескольких столетий каждая национальность, по - своему проходила этапы развития.

Эта разработка дает возможность узнать много нового и полезного о быте, культуре, идеале красоты человека того времени, нравах наших предков. В этой работе мы говорим о чувстве национального самосознания и достоинства, о стремлении не потерять духовное богатство, доставшееся нам в наследство от пошлого поколения.

История заселения русскими Южного Урала и Приуралья насчитывает более четырех столетий. Русские появились в крае во второй половине XVI века, вскоре после присоединения основных земель Башкирии к Русскому государству.

СЦЕНАРИЙ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Ведущие 1, 2, 3, 4.

ОФОРМЛЕНИЕ: На переднем плане выставочного зала находится декоративное панно с изображением девушки, которая олицетворяет мир, дружбу, любовь русского народа. С левой и правой стороны располагается выставочные композиции, где рассказывается о народных промыслах, быте, народном и эстрадном костюме. Все предметы выставочных композиций выполнены руками детей <Рисунок1>. На переднем плане выставки проходит презентация, в виде фольклорного представления.

ИЗ ИСТОРИИ

Звучит песня: “Гляжу в озера синие…”, в исполнении Л. Зыкиной

ВЕДУЩИЙ 1: Дорогие гости рады Вас приветствовать у нашей выставочной композиции, которая посвящена 450-летию присоединения Башкирии к России.

Выходят девушка и юноша в русских костюмах с хлебом и солью, в сопровождении русской - народной мелодии.

Просим вас дорогие гости по древней Русской традиции отведать хлеб да соль! <Рисунок2>.

ВЕДУЩИЙ 2: История заселения русскими Южного Урала и Приуралья насчитывает более четырех столетий. Русские появились в крае во второй половине 16 века, вскоре после присоединения основных земель Башкирии к русскому государству. На новой территории в 16-17 веках стали строить города-крепости (Уфа, Мензелинск, Бирск) и оборонительные линии. Под защитой городов и вдоль крепостных линий основывались поселения. Первоначально русское население было малочисленным, оно состояло из служилых людей – стрельцов, казаков, дворян и их крепостных. В первую очередь была заселена центральная часть Башкирии, осваивались земли вокруг Уфы, затем - северо-западные, вдоль Закамской оборонительной линии.

ЖИЛИЩЕ

Рассказ ведущих сопровождается выставочным и иллюстративным материалом (Приложение1)

ВЕДУЩИЙ 3: В зависимости от природных условий русские строили свои жилища из дерева. Лес являлся основным материалом, из которого русские строили свои дома. В южных районах частично заменяли лозой, соломой, камнем. Выявляются этнические традиции, выработанные в сходных условиях на прежней территории обитания.

Изба находилась на высокой подклети, стоящая перпендикулярно к улице, она соединялась с перпендикулярным замкнутым двором, примыкавшим к ней сзади. Из двора, через зады можно было пройти на зады усадьбы - в огород, где находилась баня.

Основой русского жилища являлся четырехстенный сруб. Срубная техника, знакомая русским с древности, была основой и при возведении домов в Башкирии.

ВЕДУЩИЙ 4: К концу 19 в. большая часть изб топилась печами с трубой. Топили печи дровами, соломой и кизяком. Топка “по-черному” до последнего времени оставалась в некоторых банях.

Потолочная балка (матица) делила помещение на прихожую и основную жилую часть, которая поперечными брусками (грядкой), делилась на избу и кухонную часть (середу, кут). В кухонной части хранилась утварь, выполненная в основном из бересты, дерева и глины и самая малая часть из железа. Все создавалось руками самих крестьян и являлось их ремеслом.

В чистой части, по диагонали от печи, находился красный угол, в котором обязательно висела полочка с иконами (божница). Здесь стоял стол со скамьями, покрытый самотканой скатертью. По стенам дома проходили неподвижные широкие лавки, а выше уровня окон прикрепляли полки (полички, полицы).

Большое внимание уделялось украшению дома архитектурной, ажурной резьбой.

В исполнении группы детей звучит песня “Родительский дом”

ОДЕЖДА (Приложение2)

ВЕДУЩИЙ 1: История возникновения одежды уходит далеко вглубь веков, к самым ранним ступеням развития человечества. Материалистическая точка зрения связывает происхождение одежды с климатическими условиями, а их развитие – с состоянием производительных сил и средств производства.

Главная движущая сила развития общества – труд. Сначала, по-видимому, человек рефлекторно закрепил на своем теле прототип одежды (шкуры животных, кору деревьев, листья и волокна растений) с тем, чтобы освободить свои руки для труда. Дальнейшее развитие одежды также связано с развитием материально – практической деятельности людей. Изобретение ткацкого станка и развитие текстильных ремесел привело к появлению сначала драпированной , а потом и шитой одежды из ткани.

(Используется фотография старинного ткацкого станка по средствам ТСО)

Рассказ ведущего сопровождается демонстрацией моделей и выставочным материалом.

ВЕДУЩИЙ 2: У людей молодого и среднего возраста часто имелись косоворотки из поскони, льняного холста, праздничные - из ситца, кумача. Надевали пестрядинные или набойчатые порты; у состоятельных были плисовые или нанковые шаровары. Рубахи подпоясывали хлопчатобумажным, шерстяным, или шелковым узким поясом. У крестьянского населения были суконные и войлочные шапки, поярковые черные шляпы с узкими полями, у молодых – суконные фуражки. Теплой одеждой являлся кафтан (зипун, чекмени).

ВЕДУЩИЙ 3: Праздничной одеждой у женщин считался сарафан. Существовали распашные и глухие косоклинные сарафаны, затем их вытеснили более узкие, так называемые “московские”. Пожилые женщины любили более темные оттенки. Поверх сарафана носили телогреи – короткая одежда без рукавов. Шелковые шали, полушалки долгое время оставались привычным головным убором русских женщин. Некоторые надевали на праздники шелковые или парчовые полукокошники. Девушки вплетали в косу разноцветные ленты, повязывали на лоб бисерную повязку – начелыш.

Украшениями женщин были серебряные, медные, золотые серьги, кольца, перстни, ожерелья и воротники из бус (борки), янтарные и стеклянные бусы, броши для ворота. В холодное время, выходя из дома, женщины надевали сборчатые кафтаны или чекмени из темного домашнего сукна, овчинные шубы, ватные пальто.

Сопровождение идет показом выставочных материалов и демонстрацией художественных сценических костюмов.

ВЕДУЩИЙ 4: Народный костюм отражает специфику культуры и художественный вкус народа. Хранителем русской народной одежды является крестьянство, которое на протяжении веков пронесло и сохранило основные черты костюма, быт и традиции. Художественный сценический народный костюм создается на основе традиционной народной одежды.

ГОЛОВНОЙ УБОР (Приложение3)

ВЕДУЩИЙ 1: Головной убор, так же как и в старину, продолжает быть композиционным центром костюма. Чело кичное и венец украшают жемчужные пряди с подвесками – рясы вдоль щек, поднизь – на лоб. В косу девушки вплетали золотые, серебряные, жемчужные нити, цветные шнурки, треугольные украшенные накосники в концы косы. У замужних женщин получил широкое распространение головной убор кика, носимый поверх повойника и состоящий из обруча, чехла – “сороки” и назатыльника. Деревянный или кожаный обтянутый обруч имел различную форму: полумесяца, подковы, лопаты. К ним прикрепляли чехол - “сороку” и назатыльник, которые делались из другой, украшенной вышивкой ткани. Кику могли носить под убрусом или сверху него.

Самым нарядным головным убором был “кокошник”, цельный, украшенный жемчугом, с очень высокой передней частью. Иногда к нему прикрепляли покрывало из дорогой узорной ткани. В холодное время года женщины носили меховые шапки горлатные или колпаки с околышем.

Выступление Русского – народного ансамбля с композицией “Перелей вода”

ФОЛКЛОР

ВЕДУЩИЙ 2: Фольклор русских Южного Урала – богатейшая область духовной культуры. Частушка “звучала всюду, где была молодежь, она раздавалась и в поле и в садах и на скотном дворе. Вечерами и теплыми ночами, она звенела на деревенской улице. Кроме этого хорошо знали старинные – лирические песни, свадебные, хороводные, календарно – обрядовые, плясовые. Процветал сказочный жанр, рассказывали сказки фантастические, сатирические, о животных, былички о домовых и леших. Сочинялись легенды и придания, так называемая балладная песня.

Поются частушки под сопровождение русских - народных инструментов.

<Рисунок4>.<Рисунок5>.

СЕМЬЯ И ОБРЯДЫ (Приложение4)

ВЕДУЩИЙ 3: Среди русского населения обычным явлением были большие семьи, 20 и более человек. Во главе семейного коллектива стоял отец или старший брат (большак, старшой). Все члены семьи участвовали в выполнении хозяйственных дел, на мужчинах лежали наиболее тяжелые полевые, лесные и др. работы.

В семейные дела вовлекались и дети. Старшая дочь становилась нянькой (пестуньей), для младших сестренок и братишек.

Имущество семьи считалось общей собственностью.

Снохи могли рассчитывать только на свое приданое, и на вещи сделанные своими руками. В обеспеченных хозяйствах каждая сноха имела свою клеть, где хранила имущество своей малой семейной ячейки. Большие семьи имели высокую обеспеченность.

Трудовой распорядок жизни семьи нарушался важными событиями: рождением ребенка, женитьбой или замужеством одного из членов семьи.

Свадьбы праздновали осенью или зимой после Крещенья.

Идет сценический показ Свадебного обряда.

ВЕДУЩИЙ 4: Сватать девушку приезжали крестный и крестная или родители парня. В случае согласия договаривались о дате свадьбы, размере приданого, размере и содержании клади – денежном взносе жениха и одежде, которую он покупал для невесты. В течении месяца шла подготовка к свадьбе, подруги невесты собирались на вечерки, помогали приготовить подарки и приданое на свадьбу. Главным организатором на свадьбе со стороны жениха был дружка (его перевязывали двумя полотенцами крест на крест); его помощник – полдружка, со стороны невесты, его перевязывали одним полотенцем.

ВЕДУЩИЙ 1: К приезду жениха подруги невесты обряжали ее в новую праздничную одежду, на голове - венок и фата. Невесту везли в церковь, после завершения венчания невесте в церковном пристрое расплетали косу, сменив прическу, прятали волосы под головной убор. Из церкви ехали в дом жениха, где свекровь со свекром встречали молодых с хлебом-соль, обсыпали зерном, хмелем, сажали за накрытый стол. Гости угощались и кричали: “Горько!”

Второй день начинался поисками молодой. Часть гостей наряжались и шли искать молодую, звучали шутки, прибаутки. Шумной ватагой вели молодую к реке или колодцу за водой; это заканчивалось обычно обрызгиванием присутствующих. Проявлялся игровой характер свадебных увеселений. Свадьба могла длиться неделю и больше.

РЕМЕСЛА

ВЕДУЩИЙ 2: Развитие всевозможных ремесел позволяло вырабатывать на месте все необходимые вещи, в том числе хозяйственную утварь, посуду, орудия труда, средства передвижения др. Русские крестьянки изо льна и конопли ткали холсты, из шерстяной пряжи – сукна, шили одежду, вязали и занимались рукоделием. В каждой деревне были свои портные и сапожники, мастера по выделке овчин. Развивалась мелкая кустарная промышленность, которая зависела от природных ресурсов и традиций. Развит был гончарный промысел, где вырабатывалась черная посуда без глазури.

Существовало несколько центров, где изготавливали железную кухонную посуду, а так же процветали токарно–посудный и бондарный промысел. Занимались кузнечным и плотницким делом, выполняли тонкие отделочные работы, украшая постройки деревянным “кружевом”, изготовляли модную “гнутую” мебель, которую плели из черемухи.

На выставке представлены детские работы других видов народного промысла: роспись по дереву, фарфору; глиняная игрушка, деревянная игрушка – матрешка.

<Рисунок6>. <Рисунок7>. <Рисунок8>.

КОЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ (Приложение5)

ВЕДУЩИЙ 3: Основные зимние праздники приходились на январь. Две святочные недели (святки) объединяли три больших праздника: Рождества, Новый год и Крещение. Не менее любимыми праздниками были: Масленица, Пасха, Семик и Троица. На протяжении всех святок готовили праздничные блюда, но особенно обильный стол старались сделать под новый год, чтобы “всегда жилось сытно”. Дети, девушки и парни под Рождество ходили по домам колядовать.

Происходит показ костюмированной сценки.

КОЛЯД: “Коляд, коляда, пришла коляда накануне Рождества. Тавусень, тавусень, пышки, лепешки, свиные ножки в печи то сидели, на нас глядели. Кто не даст пирога, уведем корову за рога, кто не даст ватрушки, обмажем кадушки”

ВЕДУЩИЙ 4: Хозяева одаривали печеньем, пирогами, конфетами. Обязательным элементом святок было ряженье. Молодежь наряжалась, подшучивали над всеми, разыгрывая сценки, веселья. Остальные были зрителями.

ВЕДУЩИЙ 1: Любимым праздником была масленица, она длилась целую неделю и знаменовала проводы зимы и встречу весны. С четверга масленой недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили, друг к другу в гости, обильно угощали блинами, оладьями, пирогами, была и выпечка.

Выходят девушки в национальных костюмах и угощают гостей блинами с медом и чаем.

Список приложений

  1. Приложение1
  2. Приложение2
  3. Приложение3
  4. Приложение4
  5. Приложение5

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. В.Я. Бабенко “Народы Башкортостана” Историко-этнографические очерки, Уфа, Гилем-Информреклама, 2002.
  2. А.Шульгина “Костюмы для художественной самодеятельности”, Профиздат М. 1976.
  3. Е.Б. Коблякова “Основы конструирования одежды”, “Легкая индустрия” М 1980.