Урок экономики в 11-м классе по теме: "Деньги: форма, виды, функции, свойства"

Разделы: Экономика


Цели:

1. Углубление знаний по экономической теории. Усвоение информации об основных формах, видах и свойствах денег.

2. Способствовать дальнейшему освоению основными способами мыслительной деятельности: умению сравнивать, выделять главное, логически мыслить; развивать умения работать в группе, высказываться на экономическую тематику.

3. Формирование навыков принятия нестандартных решений.

Оборудование: карточки с заданиями, предметы для обмена, игровые деньги.

ХОД УРОКА

I. Вступление.

На столе лежат предметы (газированная вода, шоколад, книга).

Учитель:

- Ребята! Вы можете сейчас купить эти товары? (Да – Нет)

- А что нужно иметь для покупки этих товаров? (Деньги)

- Итак, тема нашего урока определена. Деньги: форма, виды, функции, свойства.

- Сформулируем цель нашего урока (Формирование умений жить в современном мире).

Учитель:

- Ребята! Я хочу из современной лексики предложить вам несколько слов. Дайте им определения, вложив экономический смысл. Бык, медведь, проценты (%), капитал.

- У вас на столах листочки, на которых вы даёте определения словам.

- Первая группа дает определение слову “бык”;

- Вторая группа – “медведь”;

- Третья группа – “%”;

- Четвертая – “капитал”.

(Каждая группа высказывает свой вариант ответа)

Учитель:

- А в экономике эти слова имеют другое смысловое значение.

“Быки” – торговцы на фондовой бирже, которые в расчете на будущие повышение курса акций скупают их, а затем продают их по более высокой цене.

“Медведи” – торговцы на фондовой бирже, которые в расчете на будущее падение курса акций продают их, а затем выкупают по более низкой цене.

“%” – это цена, которую платят за использование чужих денег.

“Капитал” – физический и финансовый.

Учитель:

- Где эти экономические знания нужны человеку? (На фондовой бирже)

II. Основная часть.

Изучение нового материала.

Учитель:

- Как вы считаете деньги это – товар?

- Можно ли продать или купить деньги? (Деньги – это особый вид товара, который покупается и продается на особом рынке – рынке денег).

- Мог ли великий Шекспир стать министром финансов, если бы жил в современном мире? Он говорил такую фразу: “Зарытый клад ржавеет и гниет, лишь в обороте золото растет!”

Учитель:

- Что Вы думаете о фразе Шекспира?

Работаем в группах (учащиеся рассуждают, делают выводы).

Учитель:

- Сделаем вывод, что же движет мир бизнеса? (Оборот денег)

Учитель:

- Всегда ли были деньги в истории человечества? (Нет).

- Определим причины возникновения денег на Земле.

- Если денег не было, как люди приобретали товары? (Еще на заре хозяйствования человека возникает обмен)

Благо А = Благо Б

- Все ли были довольны таким обменом? (Нет, обмен мог быть неравноценным).

- А в современном мире, имея деньги, на которые можно купить товары, получить услуги, используется обмен? (Учащиеся приводят примеры)

Учитель:

- Проведем такое упражнение. У Вас на столах лежат товары. Обменяйтесь одна с другой группой имеющимся у вас товаром.

- Получили ли вы удовлетворение при обмене? Почему? (Объяснение детей)

Учитель:

- Значит, человек ищет какой-то способ удовлетворить свои потребности с помощью обмена и придумывает ДЕНЬГИ – БАРТЕР.

Деньги – это единица измерения ценности товара, услуги.

- Какие товары начинают играть роль денег? (Соль, шкуры, зерно, ракушки).

Благо А = универсальное благо = Благо С

Учитель:

- Как вы считаете, такой обмен удобен? (Да – нет)

- И что же придумывают люди? (Деньги).

Благо А = Деньги = Благо В

- Сами деньги имеют ценность? (Нет, это эквивалент, мерило стоимости или ценности товара, услуги).

Учитель:

- Начнем рассмотрение разных показателей денег.

Функции денег

Работаем в группах. У вас на столах лежат карточки. Дайте объяснение каждой функции денег.

1. Средства обращения (посредник при обмене)

2. Средства платежа (платим за услуги, товары)

3. Средства накопления (можно копить)

4. Мера стоимости (выражают стоимость благ)

5. Мировые деньги (золото, конвертируемая валюта)

Демонстрация денег России и других стран.

Учитель:

- Теперь мы рассмотрим форму денег.

- Ребята! Какие формы денег вы знаете?

1. Монетарная (из металла)

2. Купюры (бумажные)

3. Безналичные (чеки, кредитные карты)

4. Электронные (пластиковые карты)

Учитель:

- Переходим к свойствам денег. Продолжаем работать в группах. У вас на карточках есть объяснение, вы определяете свойства денег.

1. (…рассказывают, что в момент гибели “Титаника” один из миллионеров предлагал тысячи долларов за место в лодке, но офицеры, спасавшие детей и женщин, отказали ему в получении блага)

(Ликвидность)

2. …рассказывают, что в 50-х годах в московских трамваях по утрам ездил “честный заяц”. Каждый раз он протягивал кондуктору тысячерублевую купюру, и никто не мог ему дать сдачи. Таким образом, он ездил, пока однажды сговорившиеся кондукторы не собрались со средствами и не разменяли ему банкноту.

(Делимость)

3. …рассказывают о “добросовестном” банковском кассире, который работал с золотыми монетами не на полированном столе, а на суконной скатерти. И за 10 лет получил для себя 3 кг золота, сжигая скатерти.

(Прочность)

4. Спецзнаки для защиты от подделок.

(Защищенность)

Раздаются купюры с заданием. Найти как можно больше степеней защиты.

5. Деньги имеют форму, вес, размеры, удобны для пользования.

(Портативность)

6. Стоимость денег сегодня и завтра должна быть одинаковой.

(Стабильность)

7. 1$ = 27 000 000 000 000 000 000 марок

(Инфляция)

Учитель:

- Какие виды денег вы знаете? (Наличные и безналичные)

Учитель:

- Молодцы! Со всеми заданиями справились. Что же сегодня на уроке мы узнали? (Функции, свойства, виды, формы денег).

Учитель:

- Кто имеет право выпускать деньги в России? (Государство, предприятие “Монетный Двор”)

- А, мы можем выпустить деньги?

- Каковы последствия такого поступка?

- Сколько денег должно быть выпущено в государстве?

(Количество денег равно сумме цен произведенных товаров)

Учитель:

- Сейчас предлагаю вам купить у меня товар. У вас на столах лежат “учебные” деньги – 300 рублей.

- Дерзайте!

Газированная вода    Шоколад          Книга
             100 р                  100 р             100 р

- Не добавляя вам денег, изменяю задание.

Газированная вода    Шоколад          Книга
             300 р                  300 р             300 р

Учитель:

- Что произошло? (Изменились цены на тот же товар, деньги обесценились, начинается инфляция денег)

Инфляция – латинское слово “вздутие, раздувание, разбухание”. Инфляции подвержена каждая страна, каждая валюта. От инфляции денег страдают люди. В Германии после I Мировой войны появились утренние, дневные и вечерние цены, ценники переписывались трижды в день. Стоимость 1$ была равна 27 000 000 000 000 000 000 маркам.

III. Подведение итогов.

Учитель:

- Итак, у вас на столах лежат листочки. Я прошу вас написать, сколько денег вы бы хотели иметь сейчас? И на что вы их потратите?

- Озвучьте, пожалуйста, ваши желания.

- Спасибо!

- Что вы планируете делать сейчас и в будущем для того, чтобы такие деньги иметь?

- И ещё задание. Нарисуйте рисунок к пословице “Деньги – крылья”.

Учитель: благодарю вас за активную работу. Желаю, чтобы ваши желания сбылись.