Интегрированный курс по геометрии, черчению и технологии с элементами программы Block CAD и конструктора ЛЕГО

Разделы: Начальная школа


В настоящее время информационные технологии играют огромную роль в образовании подрастающего поколения. В связи с этим в данный курс включены элементы графической подготовки учащихся (пропедевтический курс геометрии и черчения), элементы компьютерной графики (использование программы Block CAD), элементы проектной деятельности (использование при создании и защите проектов конструктора ЛЕГО).

Представляем один из уроков (4 класс).

Тема: знакомство с геометрическими телами

Цели:

  • Ознакомление с плоскостной и объемной графикой;
  • Формирование умений и навыков при работе с системами автоматизированного проектирования на основе виртуального ЛЕГО – программа Block CAD;
  • Развитие пространственного воображения;
  • Воспитание инициативности и творческого подхода при решении поставленной задачи.

Задачи:

  • Закрепление умений и навыков при работе с чертежными инструментами;
  • Формирование методов поиска проектных решений;
  • Овладение компьютерными технологиями на основе программы Block CAD;
  • Развитие пространственного воображения, образного мышления;
  • Развитие сенсорных способностей при работе с конструктором ЛЕГО;
  • Воспитание взаимоуважения между членами коллектива при выполнении проектных заданий.

Оборудование: модели геометрических тел, таблицы, программное обеспечение, ПК, дискеты, чертежные инструменты, тетради, аудиозапись, конструктор ЛЕГО.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Отсутствующие.

Готовность к уроку.

II. Повторение.

Устный опрос (команды):

  1. Какие бывают карандаши?
    (Ответы учащихся)
  2. Какие чертежные инструменты вы знаете?
    (Учащиеся показывают и дают названия чертежным инструментам)
  3. Для каких построений используют циркуль?
    (Ответы учащихся)
  4. Что для каждого из вас будет являться частью плоскости в классе?

Ученики делают выводы:

  • плоскость не имеет границ, она бесконечна;
  • частью плоскости может быть лист тетради, доска, столешница, монитор.

Работа в тетрадях (индивидуальная работа).

Используя необходимые чертежные инструменты выполнить построение на плоскости окружности, прямоугольника, треугольника.

Учитель: Как вы думаете, выполненные изображения являются геометрическими фигурами или геометрическими телами?

(Ответы учащихся).

Учитель: Все геометрические фигуры имеют плоскую форму.

Демонстрация моделей геометрических тел (цилиндр, призма, пирамида).

Почему выполненные вами геометрические фигуры отличаются от этих моделей?

(Учащиеся, анализируя, дают ответы).

Эти модели являются геометрическими телами.

Новый материал (лекция – беседа).

Краткий обзор

Учитель: Названия геометрических тел первоначально были названиями конкретных предметов, которые имели форму, близкую к форме данного тела. “Цилиндр” означало валик, каток. “Конус” – сосновая шишка. “Пирамида” происходит от слова “пюрамис”, так греки называли египетские пирамиды. “Призма” означает опиленная, т.е. опиленное бревно. “Шар” от греческого слова “сфейра” – мяч.

Присмотритесь к геометрическим телам, форма каждого имеет свои характерные признаки, по которым мы можем отличить цилиндр от конуса, а конус от пирамиды <рисунок 1>

(На партах у каждой команды находятся модели геометрических тел. В ходе лекции учащиеся демонстрируют геометрические тела, названные учителем).

- Обратите внимание, какое геометрическое тело не показано на рисунке?

- ШАР.

Мы говорим “шар” и представляем себе вполне конкретный образ.

Учитель: В чем сходство и в чем отличие плоских и объемных форм?

Учащиеся анализируют информацию и дают свое определение.

Плоская фигура укладывается на одной какой-либо плоскости.

Все ее точки принадлежат этой плоскости.

Объемная фигура не располагается на одной плоскости.

(Учитель исправляет ответы учащихся, заменяя слова “укладывается”, “располагается” понятием “проецируется”).

Задание.

Соединить названия фигур с их изображениями: красным цветом – названия объемных фигур, синим – плоских.

Человек изучал форму предметов в процессе своей практической деятельности. Рассмотрим на примере зданий геометрические образы рис.2

- Найдите сходства и отличия на приведенных рисунках?

(Ответы учащихся)

- Форма зданий одинакова, но расположены они по-разному.

Три здания имеют форму параллелепипеда или четырехугольной призмы.

Так же как и эти здания, любое геометрическое тело можно располагать по-разному (поставить вертикально, положить на бок и т.д.).

- Какое геометрическое тело будет исключением?

- ШАР.

Физкультурная пауза.

III. Закрепление. В процессе работы использованы элементы релаксации – аудиозапись.

Задание 1 (работа в группах)

В таблице – меню даны линии геометрического образа, обозначенные цифрами, буквами обозначены названия линий. Найдите соответствие буквенных и цифровых обозначений и запишите в тетради по форме: пример Е-6.

Задание 2 (индивидуальная работа с конструктором ЛЕГО и программой Block CAD).

Элементы конструктора ЛЕГО имеют объемную форму, представленную различными геометрическими телами. Из этих элементов можно собрать полезные и функциональные вещи. Каждому из вас предлагается выполнить настольный органайзер.

Два представителя от команды будут работать с системой автоматизированного проектирования – программой Block CAD (виртуальное ЛЕГО), остальные с конструктором ЛЕГО.

Результаты выполненных работ оцениваются экспертной группой по пятибалльной шкале. Экспертная группа состоит из педагогов и трех учащихся данного класса.

Учащиеся занимают рабочие места за ПК.

Этапы работы с конструктором  ЛЕГО:

  1. Выбрать необходимые элементы (кирпичики) конструктора.
  2. Определить цветовое решение изделия.
  3. Собрать органайзер.

Этапы работы с виртуальным  ЛЕГО:

  1. Запустить программу.
  2. Выбрать необходимые элементы для выполнения задания.
  3. Определить (изменить) цвет.
  4. Результат выполненной работы сохранить на дискете.

IV. Подведение итогов.

Отбор и демонстрацию лучших работ осуществляет экспертная группа.

Литература

  1. Воротников И.А., Занимательное черчение. М., 1990.
  2. Павлова А.А., Корзинова Е.И., Графика и черчение. Рабочая тетрадь №1. М., 2000.
  3. Мезенова О.В., Черчение в начальной школе.
  4. Житомирский В.Г. Шеврин Л.Н., Путешествие по стране Геометрии. М. “Педагогика–Пресс” 1994.