Педагогическая мастерская по теме: "Исследовательская деятельность учащихся "Химия рядом с нами"

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


I. Введение. Исследование как средство активизации познавательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся.

Стимулирование учения – ключевая проблема образования, особенно в современных условиях. Лавинообразный нарастающий объём информации, которую учащийся должен усвоить за сравнительно короткий отрезок времени, создаёт объективные трудности обучения, вызывает нежелание учится. Часто школьные учителя жалуются на то, что дети, даже любознательные, с широким кругом интересов, не хотят учиться.

Почему же это происходит?

Причины:

  1. Умственное недоразвитие, неполноценность.
  2. Неумение учится, и преодолевать трудности познавательной деятельности.
  3. Большой объём и сложность учебного материала.
  4. Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни.
  5. Однообразие школьной жизни и учебного процесса.

Создание условий для успешного учения школьников – важнейшая задача учителей.

Человек включается в любую, в том числе и учебную деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определённые мотивы для её выполнения. Мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить начатая деятельность. Как раз с этой целью и используют стимулы, (см. приложение № 1) т.е. внешние побудители определённой деятельности школьника. Задача стимула совсем не в том, чтобы некоторыми внешними мерами заставить ребёнка учится, его задача вызвать и усилить собственные полезные мотивы деятельности.

Мотивы отражают некоторые потребности, чтобы вызвать, подогреть и усилить мотив, надо актуализировать связанную с ним потребность. Именно на этом основано стимулирование познавательной деятельности учащихся.

Только опираясь на потребности школьников – общечеловеческие, возрастные, половые и др. можно подобрать эффективные стимулы. Только тогда удаётся вызвать у школьников полезные желания и мотивы.

В своей работе я использую такие стимулы, как новизна учебного материала и характера познавательной деятельности, через исследовательскую деятельность.

Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников получше присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нём. На какую потребность при этом опирается учитель? На природную любознательность детей, их желание всё знать.

Каждый ребёнок от природы наделён способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественными и гуманитарными знаниями, к изобразительному искусству, музыке и т.д. Важно только в процессе его обучения развить эти способности.

С целью активации познавательной активности учащихся на уроке я использую различные методические приёмы: выполнение индивидуальных заданий познавательного характера, домашние практические занятия, работу с разнообразными источниками информации, решение занимательных задач. Но и это не всегда эффективно. Гораздо большую пользу приносят нетрадиционные формы проведения занятий:

  • урок-путешествие на выставку “Химия в жизни человека”;
  • урок-исследование “Токсичность бытовых веществ”;
  • урок-игра “Химическая кухня”.

Но наиболее результативные уроки, уроки, проведённые в форме творческих мастерских.

Мастерские – это такая модель обучения, которая позволяет развивать творческие способности учащихся.

В любом возрасте важен постоянный поиск знаний, а не пассивное поглощение их и отчёт о заученном. Одна из основных идей мастерской: каждый человек должен развивать свои способности, возможности, а не копировать кого-то другого; никто ни у кого не должен учится. Учитель стремится создать условия, которые дадут возможность каждому ученику поверить в отсутствие ограничений для творчества, тогда его воображение пойдёт по пути поиска, истинного решения. В мастерской сочетаются индивидуальная и групповая работа, что позволяет решить ещё одну проблему – проблему межличностного общения.

Основополагающие принципы мастерской:

  • учитель не над учеником, а с учеником;
  • в работу включаются не только органы чувств, но и эмоциональная сфера ребёнка;
  • всю работу учащиеся выполняют по-своему, исходя из своих способностей, интересов, личного опыта; отсутствует оценка, соревнование, соперничество; их заменяет самооценка, самокоррекция, самовоспитание;
  • чередование индивидуальной и коллективной работы создаёт атмосферу сотрудничества, взаимопонимания;
  • учитель не формирует тему урока, а создаёт мотивационный фон, вызывая у учащегося информационный запрос.

Выделяют несколько видов мастерских: мастерские построения знаний, мастерские творческого письма и пластики, мастерские разрушения сложившихся педагогических стереотипов и т.д. Каждая несёт в себе свой секрет, свою тайну познания и творчества.

Практика показывает, что использование на уроках химии творческих заданий стимулирует интерес учащихся к предмету; оно способствует развитию навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной деятельности.

Кроме того, творческие задачи позволяют учащимся познакомиться с достижениями учёных в различных отраслях науки, увидеть красивые, изящные и яркие примеры работы творческой мысли.

В системе творческих задач по химии особое место занимают исследовательские, в процессе которых у учащихся развиваются умения формировать выводы на основании приведённых данных, оценивать эффективность найденных решений, самостоятельно экспериментально проверять факты, гипотезы.

Наш опыт организации учебной деятельности учащегося, направленной на решение творческих задач на уроках химии, подтверждает целесообразность применения групповых форм работы. Готовность и способность к коллективной деятельности можно рассматривать как составляющие творческого саморазвития личности.

В своей практике использую исследовательский подход в 2-х направлениях: для младших школьников - на уроках, практических занятиях и лабораторных, для старшеклассников не только на уроках, но и в групповых исследовательских проектах.

II. Практическая часть. Тема: “Химия рядом с нами”

Цель:

  • показать, как тесно связана химия с нашей повседневной жизнью, как можно облегчить решение многих бытовых проблем, имея даже минимальный запас знаний по химии.
  • создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знание, используя источники информации;
  • формирование опыта творческой деятельности, опыта делового общения;
  • развитие творческого мышления, памяти, внимания, наблюдательности;
  • развитие социальной активности учащихся через установление межпредметных связей.

Реактивы и оборудование: пластмассовые стаканы с набором душистых веществ (укроп, лавровый лист, мята, яблоко, груша, лимон, апельсин, спирт, уксус, ацетон, нашатырь и др.), упаковки различных продуктов.

Ход работы

Оглянись вокруг. На что бы ни упал наш взгляд – всюду разнообразные вещества и волшебные превращения этих веществ.

В начале урока предлагаю учащимся просмотреть выданную или записанную на доске схему для размышления и заполнения. Это мотивирует учащихся на получение знаний, а также убеждает их в необходимости быть внимательными к итогам работы каждой группы. (На доске заполняют схему совместно с учителем, вспоминая различные вещества).

О чём скажет этикетка?

Котлеты, зразы, булочки, чипсы, йогурты, мороженное, кока-кола, фанта…

А что не представляет собой пища? Её состав прост: белки, жиры, углеводы, вода, витамины. (Спросить у класса, знают ли они состав пищи?)

А читали вы когда-нибудь этикетки на упаковках всех этих вкусностей? Сплошные буквы “Е”. Что же это за чудо такое?

Лабораторное исследование. Учащиеся получают наборы разнообразных этикеток или готовые продукты, списки с вредными веществами, закодированными буквами “Е”. Определяют, какие вещества добавлены в данный продукт, и анализируют их с точки зрения вреда для организма человека.

По окончании работы делают выводы по лабораторному исследованию.

Волшебные ароматы

Окружающий нас мир – настоящий океан запахов. Ориентироваться в нём помогает умение различать запахи (обоняние).

Запахи влияют на наше настроение, нежный аромат невольно настраивает нас на положительные эмоции. К тому же душистые вещества обладают целебными свойствами, о чём было известно ещё с незапамятных времён. Существует даже наука о лечении запахами – ароматерапия (спросить у класса!)

Запахи мирты, лимона, мяты оказывают тонизирующее действие, а роза, жасмин и лаванда успокаивают нервную систему.

Несколько столетий назад благовония были в моде лишь по одной причине. Считалось, что частые омовения тела вредны для здоровья. Так, король Франции Людовик XIV за 78 лет мылся всего 4 раза.

При таком отношении к гигиене запах старались заглушить ароматическими веществами, которые в то время были очень дороги: для изготовления 1 кг розового масла требовалось переработать 3 тонны лепестков роз.

Все душистые вещества делятся на натуральные и синтетические. Из природных ароматических веществ сейчас чаще используют эфирные масла, мускус и амбру. В растениях содержание эфирных масел колеблется от 0,1 – 10 %.

Мускус – продукт, вырабатывающий из желез самца оленя. Для получения 1 кг мускуса надо уничтожить 30 тыс. животных. Поэтому современная парфюмерная промышленность использует синтетическое сырьё.

К 2000 году налажено производство всех натуральных душистых веществ, а также тех, которые в природе не встречались – это около 500 наименований. Каждый год производится 100 тыс. тонн благовоний.

Какие бывают запахи?

Лабораторное исследование. На примере предложенных образцов, исследовать какие запахи по происхождению: натуральные или синтетические; и характеристике классификации: гнилостный, острый, эфирный, мятный, цветочный, мускусный, камфорный и т.п. (см. приложение № 2). Вывод учащиеся сообщают всему классу.

“Запах – это свойство вещества, которое распознаётся обонянием и используется для гигиенической оценки окружающей среды и пищи” (на доске). Можно прочитать стихотворение Джанни Родари. Чем пахнут ремёсла!

Рефлексивный тест

  1. Я узнал много нового.
  2. Мне это пригодится в жизни.
  3. На уроке было над чем подумать.
  4. На возникшие у меня вопросы я получил ответы.
  5. На уроке работал добросовестно и цели урока достигнуты.