Интегрированный урок естествознания по теме: "Судьба планеты – наша судьба". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: формирование экологической нравственности младших школьников.

Задачи:

  1. раскрыть особенности состояния природы и пути разрешения проблем.
  2. совершенствование умений анализировать, выделять главное, сравнивать и делать выводы.
  3. формирование нового экологического мышления, собственных убеждений у учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: эвристическая беседа, диалогическое изложение.

Средства обучения: мультимедиа-картинки: нефтяное пятно на поверхности моря, эколог отмывает оперение пингвина от нефти, сброс неочищенных сточных вод, промышленность - главный источник загрязнения воздуха, завод по очистке сточных вод, машины на газовом топливе со сменным маховиком, автомобильные покрышки, видеокассета “КамаТэк”, фотовыставка “Природа поселка в наших руках”, глобус, справочные данные, выставка книг.

Ход урока

1. Организационный момент.

Орёл Т.А. – Здравствуйте, дорогие ребята.

Абызова Т.А. – Здравствуйте, я рада нашей новой встрече.

Орел Т.А. - Сегодня наш урок особенный, проведем его мы: Т.А.Орёл и Т. А. Абызова.

2. Вступительное слово.

Орел Т.А. – На предыдущих уроках мы говорили о природе России, родного края, о том, что мы жители нашей планеты Земля. А вот о чем сегодня пойдет речь, вы мне, возможно, скажете сами, когда увидите некоторые кадры. Итак, смотрим на экран.

(Мультимедиа-иллюстрации о загрязнении окружающей среды на слайдах).

№1

№2

№3

№4

Орёл Т.А. – Что вы скажете об увиденном на этих кадрах? О чем они?

Вывод: Да, это все говорит о загрязнении нашей планеты.

3. Сообщение темы урока:

Орёл Т.А. – Итак, тема нашего урока: “Судьба природы – наша судьба”.

4. Изучение новой темы.

Абызова Т.А. – Ребята, мы с вами были почвоведами, изучали состав почвы, а сегодня у нас с вами будет творческая лаборатория экологов. А кто такие экологи? Чем они занимаются? Представим себе, что каждый из нас эколог (ученый, инженер, программист и т.д.) (Просмотр кадров № 2, 3,4);

Абызова Т.А - Назовите причины загрязнения воды. (Обсуждение вариантов ответов и формулировка вывода.)

Вывод: Крушение кораблей, мойка машин, отходы заводов, фабрик, сброс неочищенных сточных вод и т.д. (Просмотр №4) Каким же образом человек может сохранить чистоту воды?

Абызова Т.А. - Промышленность – главный источник загрязняющих веществ. (Просмотр кадра №1). Дым заводов, фабрик изменяет состав воздуха. Чем опасен выброс газа? Сколько времени человек может обходиться без воздуха? (Ответы детей) Попробуем провести эксперимент:

(Физкультминутка)

- Встаньте, зажмите нос, закройте рот и посчитайте, глядя на часы, сколько времени вы можете обойтись без воздуха.

 

Вывод: - Воздух – жизненно необходим всем организмам живой природы? Каким же образом человек может сохранить чистоту воздуха?

Орёл Т.А. Как вы думаете, в какое время года промышленность и сельское хозяйство чаще делают выбросы и почему?

- В какое время суток? Как определить загрязнение воздуха? (По запаху, туман, смог и др.)

Проблемы загрязнения среды существует, но человек вовремя осознав это, предложил пути их решения. (Просмотр кадра №6)

(Слайд с иллюстрацией – завод по очистке сточных вод)

Орёл Т.А. - В нашей стране есть заводы по очистке сточных вод, которые, очищают воду, фильтруют её, чтобы мы могли употреблять чистую питьевую воду.

Орёл Т.А. – Ребята, а всегда ли виновата промышленность и сельское хозяйство? Послушайте одну историю.

Группа друзей Игорь, Иван и Стас решили отдохнуть. Взяли все необходимое и отправились. Шли долго, и Стас сказал:

- Все, я устал, остановимся здесь, полянка то, что надо. Тихо и хорошо.

Разложили они палатку около дерева, развели костер, разложили продукты: рыбные консервы, бутылки с напитками, конфеты, йогурты, бутерброды, приготовились перекусить.

Ваня увидел небольшой муравейник: – О, а это что за куча здесь? Муравейник, что ли? А мы его вот так, чтоб никто тут не ползал и “пнул” муравейник.

Чтобы отдыхать было веселее, Игорь включил приемник на всю громкость. Весело, шумно. Но вдруг Игорь заметил гнездо птицы:

- Смотрите, что я нашел. Ах, вы, какие хорошенькие.

Взял одного птенца в руки и понес показывать друзьям, затем положил его обратно в гнездо. Так отдыхали друзья час или больше. Все было съедено, выпито и, пришло время, уходить домой, довольные друзья, собрав свои вещи, покинули поляну. Долго после них не возвращалась птица к своему гнезду, остался разрушенным муравейник и, красивая поляна превратилась в невзрачный захламленный уголок природы.

Орел Т.А. - Обратите внимание на справочные данные.

Справка: оставленная бумага до полного разложения лежит 2 года, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовые пакеты – 200 лет, стекло – более 1000лет.

Муравьи – санитары леса.

За один день они уничтожают 70-100 тысяч вредителей леса.

Абызова Т.А. -. Что вы можете сказать об услышанном? Какие непоправимые ошибки допустили друзья? А когда вы отдыхаете в природе как поступаете?

Орел Т.А. – Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вы видите, вот так выглядит свалка автомобильных шин. Что с ней делать? Выход есть. Единственный мини-завод в нашей стране по переработке шин находится в нашем поселке. Посмотрим на экран.

(Фильм о переработке шин на мини-комбинате “КамЭкоТэк”, п.г.т. Камские Поляны)

Вывод: - Человек, осознав свои ошибки, многое пытается поправить, восстановить и это задача не только взрослых, но и детей. Обзор фотографий стенда “Природа поселка в наших руках”.

Операция “Чистая планета”

Операция “Белая береза”

Операция “Родник”

Чистота и труд – здоровье нам дадут

Красота – дарующая радость

Операция “Милосердие”

Мы на среднике

 

 

Красота сотворенная своими руками

5. Закрепление изученного: - Кто же такие экологи? Какова их задача? Какой вклад вы можете внести в дело охраны природы?

- Да, действительно судьба природы в наших руках.

6. Анализ работы учащихся на уроке. Выставление оценок. Д/З: выполнить рисунки по теме “Земля – наш дом”.

Стихотворение “Мой шар земной”

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вдохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!

В тревоги рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги!
Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
“Я сберегу вас, сберегу!”