Уроки геометрии в компьютерном классе

Разделы: Математика


В современной школе вряд ли найдется первоклассник не знакомый с компьютером. Но чаще учащихся предпочитают играть в компьютерные игры, а компьютер может и должен помогать процессу обучения.

Трехлетний опыт проведения практикумов по геометрии в компьютерном классе показал, что такие уроки имеют ряд преимуществ по сравнению с привычными уроками.

1. При проверке домашнего задания:

  • появляется возможность рассмотреть несколько вариантов решения задачи, затратив при этом минимум времени;
  • каждый ученик может затратить на проверку столько времени, сколько ему необходимо (в разумных пределах: так, например, время проверки домашнего задания каждым учеником может варьироваться от 1 до 7 минут);
  • любой учащийся имеет возможность затратить больше времени на ту задачу, которая у него вызвала затруднение.

2. Устная работа может проходить в форме:

  • тестирования, результаты которого и учитель, и учащиеся видят сразу после его окончания (а правильность ответа на каждый вопрос ученик видит сразу после ответа на этот вопрос). В итоге ученик реально оценивает свои знания, а учитель имеет возможность и определить пробелы в знаниях учащихся, и повысить количество оценок.
  • обучающего тестирования, в котором при неправильно выбранном ответе учащийся имеет возможность “вскрыть” решение данной задачи и выяснить, какую ошибку он допустил.
  • обучающей самостоятельной работе, где, после решения устной задачи, ученик сверяет свое решение и полученный ответ с предложенными в компьютере вариантами.

3. При закреплении материала после решения каждой задачи ученик показывает ее решение учителю, а затем сверяет свое решение с компьютерным вариантом. В случае возникновения трудностей при решении задачи, ученик может воспользоваться первой подсказкой, а при необходимости и второй, и третьей, и разобрать решение всей задачи.

4. Каждый ученик на протяжении всего урока работает в индивидуальном темпе. Нет необходимости ждать, когда все учащиеся класса проверят домашнее задание и исправят свои ошибки. Учащийся имеет возможность перейти к устной работе, а затем и к закреплению учебного материала.

5. Индивидуальный подход может учитываться и при выборе сложности задач. Например, можно заранее обговорить, что если задачи из раздела “Закрепление” учащимся кажутся легкими, то они имеют право перейти к следующим, более сложным задачам. Но у учителя есть возможность обязать учащихся решить все задачи по порядку: от легких к сложным. Тогда у учащихся, которые хорошо усвоили материал данной темы, остается больше времени на решение сложных задач (они могут решить их в большем количестве).

6. У учителя появляется больше времени для индивидуальной работы именно с теми учащимися, которые в данный момент в этом больше всего нуждаются.

7. И, последнее преимущество, немаловажное для учителя: каждый ученик за урок получает, как минимум, одну оценку.

Но, как и везде, здесь не обходится и без отрицательных моментов:

1. Время, затрачиваемое на подготовку к таким урокам, значительно увеличивается.

2. Учителю математики, как правило, помогает учитель информатики, а это значит, что материал к уроку должен быть подготовлен за несколько дней до самого урока, что мешает вносить какие-либо изменения. Так, например, учитель информатики просит предоставить материал для урока в компьютерном классе не позднее, чем за три дня, а промежуток между обычными уроками и уроками-практикумами всего два дня. Что-то не заладилось на обычном уроке, пришлось изменить домашнее задание или не успели доказать какую-то теорему, а изменить это в уроке-практикуме уже сложно. Чтобы этого избежать, придется учителю математики овладеть компьютером не хуже учителя информатики.

3. В компьютерном классе имеют возможность заниматься максимум 15 человек, что допускается при работе в классах с углубленным изучением математики. Что же делать тогда с обычными классами?

4. Компьютеры, как и любая техника, иногда дают сбои в своей работе или просто ломаются.

Но, несмотря на все минусы уроков геометрии в компьютерном классе, положительных моментов все-таки гораздо больше. Ваши труды окупятся с лихвой. Попробуйте, тогда в этом сможете убедиться и вы, и ваши ученики. Удачи Вам!