Коррекционно-развивающая программа для учащихся "группы риска" 1-х классов

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Пояснительная записка.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с шести, и с семи лет. Но особенно тяжело его переживают дети, слабо подготовленные к школьному обучению. Вот почему так важно школьному психологу спланировать и организовать для этих детей психолого-педагогическое сопровождение.

По результатам психолого-педагогической диагностики готовности к школьному обучению выявляются учащиеся, у которых можно прогнозировать трудности в обучении и адаптации из-за низкого уровня подготовленности к школе. Решением психолого-педагогического консилиума эти учащиеся выводятся в “группу риска”, для них психологом школы составляется коррекционно-развивающая программа.

Коррекционно-развивающая программа для учащихся “группы риска” 1-х классов является актуальной на современном этапе развития начальной школы, так как она способствует целенаправленному психологическому развитию учащихся.

Анализ результатов диагностики готовности к школьному обучению показал, что у учащихся “группы риска” низкий уровень учебной мотивации, слабо развиты речь, пространственные представления, работоспособность, образное и логическое мышление, слуховая память, произвольность поведения, мелкая моторика, общая осведомлённость.

Поэтому были поставлены следующие цели и задачи.

Цель: создание условий для оптимальной адаптации учащихся “группы риска” к школьному обучению, а также психологическое развитие учащихся и коррекция выявленных отклонений.

Задачи:

  • развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления и речи;
  • развитие общей осведомлённости;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие мелкой моторики;
  • повышение работоспособности;
  • развитие произвольности поведения;
  • повышение уровня учебной мотивации;
  • повышение самооценки;
  • формирование коммуникативных навыков;

Коррекционно-развивающая работа строится с опорой на сильные стороны учащихся: контактность, наглядно-образное мышление, зрительную память, воображение.

Особенности коррекционно-развивающих занятий:

  • создание положительной психологической атмосферы;
  • задания выполняются в игровой форме;
  • отметки не ставятся, хотя отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;
  • для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий учащимися, но на более высоком уровне трудности.

Занятия с учащимися “группы риска” проходят в индивидуальной или групповой форме. Содержание занятий направлено на формирование коммуникативных навыков учащихся. На каждом занятии создаются ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению учебной мотивации и самооценки учащихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Уроки строятся с учётом индивидуальных особенностей этих детей. Если на групповых занятиях у учащихся “группы риска” возникают какие-то трудности, (не справляются с заданиями, наблюдаются отклонения в поведении и др.) то тогда с этими детьми проводятся дополнительно индивидуальные коррекционные занятия. Тематика, содержание и количество занятий могут изменяться в зависимости от продвижения учащихся и “зоны” их ближайшего развития.

Тематическое планирование

№ п/п Тема Кол-во часов
1. Формирование коммуникативных навыков, развитие пространственных представлений, речи, образного мышления, зрительной произвольной памяти, внимания, мелкой моторики. 1 ч.
2. Развитие учебной мотивации, слуховой памяти, общей осведомлённости, мелкой моторики. 1 ч.
3. Развитие объёма и концентрации внимания, работоспособности, произвольности поведения, пространственных представлений. 1 ч.
4. Формирование коммуникативных навыков, развитие речи, общей осведомлённости, логического мышления. 1 ч.
5. Развитие пространственных представлений, наглядно-схематического мышления, произвольности поведения. 1 ч.
6. Развитие слуховой памяти, мелкой моторики, учебной мотивации. 1 ч.
7. Развитие образного мышления, воображения, работоспособности. 1 ч.
8. Формирование коммуникативных навыков, развитие речи, пространственных представлений, мелкой моторики 1 ч.
9. Развитие зрительной и слуховой памяти, произвольности поведения. 1 ч.
10. Развитие объёма и концентрации внимания, логического мышления. 1 ч.
11. Развитие общей осведомлённости, речи, наглядно-образного мышления. 1 ч.
12. Развитие образного мышления, воображения, мелкой моторики. 1 ч.
13. Развитие слуховой памяти, логического мышления, пространственных представлений. 1 ч.
14. Формирование коммуникативных навыков, развития речи, зрительной памяти, образного мышления, воображения. 1 ч.
15. Развитие концентрации внимания, слуховой памяти, пространственных представлений, учебной мотивации. 1 ч.
16. Развитие переключения внимания, мелкой моторики, произвольности поведения. 1 ч.
17. Развитие словесно-логического мышления, развитие произвольного внимания. 1 ч.
18. Развития речи, слуховой памяти, образного мышления, воображения. 1 ч.
19. Развитие слуховой памяти, мыслительных операций, пространственных представлений. 1 ч.
20. Развитие объёма и концентрации внимания, мыслительных операций, учебной мотивации. 1 ч.
21. Развитие переключения внимания, мелкой моторики, пространственных представлений. 1 ч.
22. Формирование коммуникативных навыков, развития речи, зрительной памяти, образного мышления, воображения. 1 ч.
23. Развитие мыслительных операций, произвольности поведения, речи. 1 ч.
24. Развитие словесно-логического мышления, учебной мотивации, произвольного внимания. 1 ч.
  Итого: 24ч.

Тема: “Формирование коммуникативных навыков, развитие пространственных представлений, речи, образного мышления, зрительной произвольной памяти, внимания, мелкой моторики”.

Цели:

1. Формировать коммуникативные навыки.

2. Развивать пространственные представления, речь, образное мышление, зрительную произвольную память, внимание (объём и концентрацию), мелкую моторику.

3. Воспитывать интерес к занятиям, чувство товарищества, доброжелательность.

Оборудование для психолога: цветные карточки, жетоны, магниты.

Оборудование для учащихся: цветные карандаши, простой карандаш, альбомный лист, текст.

Ход занятия

№ п/п Этапы занятия Содержание Хронометраж
1. Оргмомент - Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли готово к занятию:

Цветные карандаши, простой карандаш, альбомный лист, текст.

1 мин.
2. Психологический настрой “Цепочка” дружбы - Давайте встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его!

- А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась “цепочка” дружбы! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

3 мин.
3. Мониторинг эмоционального состояния - Предлагаю вам выбрать карточку в соответствии с вашим настроением (цветные карточки из методики Люшера) 1 мин.
4. Цели занятия - Сегодня на занятии будем развивать речь, память, мышление, мелкую моторику пальцев, пространственные представления.

- А для чего это нужно развивать? Где вам пригодится?

- За каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетоны.

1 мин.
5. Развитие зрительной произвольной памяти, образного мышления, пространственных представлений, речи - Сейчас мы совместно будем сочинять “цветную” сказку, а чтобы её лучше запомнить будем использовать цветные карандаши.

- Жила-была тучка… какая? (синяя)

- Возьмите синий карандаш и положите перед собой грифелем вниз, слева на право.

- Гуляла она по небу… какому? (голубому)

- Возьмите голубой карандаш и положите, перед собой за синим карандашом.

- Закрывала тучка солнце… какое? (жёлтое)

- Возьмите жёлтый карандаш и положите его после голубого.

- И тогда шёл дождь… какой? (серый)

- Возьмите серый карандаш и положите справа от жёлтого.

- После дождя пробивалась трава… какая? (зелёная)

- Возьмите зелёный карандаш и положите за серым.

- А потом вырастали ромашки… какие? (белые)

- Возьмите белый карандаш и положите после зелёного.

- Рядом с ромашками поспели ягоды …какие? (красные)

- Вот такая получилась у нас “цветная” сказка!

- А теперь постараемся вспомнить её с помощью карандашей, которые мы выкладывали.

(Дети рассказывают “по цепочке”, за правильный ответ получают жетоны)

5 мин.
6. Упражнения для пальцев - Подготовим наши пальцы к рисованию:

Пальчики “здороваются” руки на локти, соединяем на обеих руках поочерёдно: указательный палец с большим, средний с большим, безымянный с большим, мизинец с большим (повторить 3 раза).

“Купол” руки на локти, соединяем пальцы обеих рук в виде купола, совершаем надавливающие движения “подушечками” пальцев (повторить 3 раза).

“Пианисты” поставим кисти рук на парту, как пианисты, отрываем поочерёдно пальцы и поднимать как можно выше: сначала большие, потом указательные, средние, безымянные, мизинцы (повторить 3 раза).

“Качание деревьев” руки вверх, покачали, как деревья, встряхнули кисти рук (повторить 3 раза)

5 мин.
7. Развитие мелкой моторики, произвольной памяти, речи - Давайте нарисуем сказку о тучке, с проговариванием, а помогут снова её вспомнить и нарисовать наши подсказки-карандаши! (Дети рисуют с проговариванием, все рисунки вывешиваются на доску, в каждом рисунке отмечается что-нибудь положительное, выдаются жетоны) 5 мин.
8. Развитие произвольности поведения - А теперь немного отдохнём! Встаньте все! Поиграем в игру на внимание “Класс”.

- Если я говорю слово “класс”, то вы выполняете команду, если не говорю, то не выполняете!

- Класс, поднимите руки вверх!

- Опустите! (не должны опускать)

- Класс, опустите руки!

- Класс, руки на пояс!

- Делаем наклоны туловища! (не должны делать)

- Класс, делаем наклоны туловища!

- Закончили! (не должны заканчивать)

- Класс, закончили упражнение!

- Потянулись вверх, вдох-выдох! (не должны делать)

- Класс, потянулись вверх, вдох-выдох!

- Молодцы! Почти не ошибались следующие ребята, они получают жетоны!

5 мин.
9. Развитие объёма и концентрации внимания - Ну, а сейчас узнаем, кто из вас самый внимательный!

- Вам дан текст, нужно просмотреть все слова этого текста и зачеркнуть букву “А” простым карандашом, на это задание вам даётся 5 минут.

- Итак, сколько букв “А” вы зачеркнули? Самые внимательные получают жетоны.

7 мин.
10. Подведение итогов - Что мы сегодня развивали?

- Что удалось выполнить хорошо? Почему?

- Что не удалось? Почему?

- Сколько жетонов вы получили? Молодцы!

5 мин.
11. Мониторинг эмоционального состояния учащихся - Какое у вас сейчас настроение? Выберите карточку. 1 мин.
12. “Цепочка” дружбы

(ритуал группового прощания)

- Давайте встанем в круг и скажем:

До- сви - да – ни – Я!

- А теперь берёмся за руки и говорим:

До – сви – да – ни – Мы! (руки вверх)

1 мин.