Курс занятий по психологии: "Сказка о непотерянном времени"

Разделы: Школьная психологическая служба


В условиях растущих педагогических нагрузок и ускорения ритма жизни вопрос темпа деятельности детей является очень актуальным для многих современных родителей и педагогов.

Данная программа – результат комплексного подхода к решению этой проблемы, учитывающего взаимосвязь врожденных особенностей детей, а также модели семейного воспитания и уровня самостоятельности ребенка в повседневной жизни.

Цель данного курса – обучить детей способности эффективно планировать свою деятельность для повышения уровня самостоятельности.

Задачи:

  • Улучшение усвоения учащимися временных категорий;
  • Повышение самостоятельности, развитие волевых качеств;
  • Совершенствование уровня самоконтроля, повышение самооценки;
  • Улучшение темпа деятельности.

Занятия проводятся с учащимися начального звена школы индивидуально или в минигруппах не более 4 человек из расчета 1 занятие в неделю.

Занятие №1

Цель: собрать первоначальную информацию об участниках занятий.

1. Вводная беседа.

Прежде всего, во вводной беседе детям надо дать понять, что неумением себя организовывать страдают даже взрослые люди, это очень распространенное явление.

Психолог: “Каждый взрослый человек хоть раз в жизни торопился, куда-то опаздывал. Просто взрослые, наверное, не знают некоторых секретов обращения со временем. У вас еще все впереди, и вам повезло: я обучу вас некоторым премудростям, которые помогут не терять времени даром”.

Вопросы беседы:

  • Сколько времени обычно тратится на выполнение домашнего задания;
  • В какой последовательности располагаются выполняемые учебные предметы?

(от сложного к легкому, от легкого к сложному, четкий алгоритм отсутствует);

  • Уточнение степени загруженности учащихся во внеурочное время.

2. Минутка.

Цель – выяснить ощущение детьми категории времени, определить темперамент.

Попросить детей закрыть глаза и открыть их только тогда, когда, по их мнению, пройдет минута. Психолог засекает время.

Результаты: Быстрее всего время бежит у холериков, адекватные ощущения времени у сангвиников, более одной минуты - у меланхоликов и флегматиков.

Значительные расхождения во времени в большую или меньшую сторону свидетельствуют о трудностях осознания учащимся категории времени.

3. Тест на внимание и работоспособность.

Цель - определить уровень произвольного внимания и уровня работоспособности.

Оборудование: листы с буквенной корректурной пробой, разработанной Б. Бурдоном (приложение №1).

Психолог: “На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут”.

Норма объема внимания для детей 8 – 10 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.

4. Прощание.

Занятие №2

Цель: мотивировать учащихся на работу по обучению эффективному планированию своего времени.

1. Техника НЛП.

Цель – наглядно показать и зафиксировать в сознании, что лежит в основе успешного выполнения любой деятельности.

На доске пишется заголовок - цель:

К каждому промежуточному ответу задается вопрос: “Что нужно для осуществления данного этапа?” Итоговый вывод во всех направлениях будет “желание”. Необходимо акцентировать на этом внимание учащихся.

2. Ведение тетради.

Цель – помочь организовать наглядный контроль использования времени на примере выполнения домашнего задания.

Оборудование: тетрадь в клетку каждому участнику.

Каждый учащийся заводит тетрадь, где с помощью психолога определенным образом разлиновывает страницы. В беседе с учащимися необходимо выяснить, много ли времени они тратят на выполнение домашнего задания и предложить проконтролировать, насколько рационально оно расходуется?

Психолог: “С сегодняшнего дня мы не только будем считать потраченное время, но и предварительно планировать, как его распределить”.

Пример заполнения тетради:

Учебный предмет Порядок

выполнения

Предположительное

планирование

выполнения

Реальный диапазон выполнения Причина

(в случае если не уложился в предположительные сроки)

Русский язык 2 15.40 – 16.20 15.50 – 16.30  
Математика 1 15.00 – 15.40 15.00 – 15.50  
Английский язык 4 16.50 – 17.50 17.00 – 18.30 Большой объем домашнего задания
Чтение 3 16.20 – 16.50 16.30 – 17.00  

Учащиеся должны ежедневно начинать выполнение домашнего задания с его предварительного планирования. В связи с чем родителям необходимо обеспечить дома часы на рабочем столе учащегося или в зоне досягаемости.

Далее по мере того, как учащиеся смогут уверенно справляться с таблицей, необходимо будет в случае, если учащиеся не укладываются в установленный график, указать причину (гулял, играл, отвлекся). Это будет формировать у учащихся навыки самоконтроля за использованным временем.

3. Рисунок “Время – мой друг”.

Цель – Формирование позитивного отношения к категории времени путем возможной визуализации объекта.

Оборудование: листы А4, цветные карандаши, краски, фломастеры, цветная бумага.

Первоначально с учащимися проводится беседа: “Давайте пофантазируем. Мы собираемся подружиться со “временем”, чтобы оно не убегало от нас, а помогало сделать все задуманное. Но мы даже не знаем, как оно выглядит. Давайте на минутку закроем глаза и представим его себе”. Далее учащиеся рассказывают свои ассоциации. Если они скудны, можно помочь наводящими вопросами. Психолог предлагает учащимся изобразить его. После окончание выполнения, чтобы повысить ценность данной работы, необходимо представить ее в качестве законченной картины – совместно изготовить рамку. Вместе с учащимися порадоваться знакомству со “временем”. Далее картины учащиеся забирают домой, или психолог устраивает минивыставку в кабинете. В случае если какой-либо учащийся относится ко “времени” негативно, мягко наводящими вопросами можно попробовать изменить отношение. Однако окончательные изменения можно будет наблюдать, только проведя повторную попытку изобразить “время” после курса занятий.

4. Часовой круг.

Цель – помочь лучшему усвоению временных категорий.

Оборудование: листы А4, циркуль, цветные карандаши.

Учащиеся совместно с психологом рисуют циферблат. В процессе изготовления данного изделия учащиеся усваивают названия временных отрезков, запоминают к какому времени суток относится тот или иной интервал времени. Окраска этих отрезков в определенные цвета способствует лучшему их усвоению (рисунок №1).

Примечание: в рисунке №1 отнесение временных отрезков к тому или иному времени суток весьма условно и будет зависеть от времени года.

5. Прощание.

Занятие №3

Цель – помочь в первоначальной ориентировки во времени.

1. Проверка правильности ведения тетради с указанием причины, если учащийся не уложился в запланированные сроки.

2. Договор достижения собственной цели.

Цель – наглядно представить возможности и ресурсы, имеющие отношение к достижению поставленной цели.

Оборудование: бланки “Договора достижения собственной цели” (приложение №2).

Психолог: “Перед тем как приступить к какой-то работе, люди заключают контракт или договор. Мы будет заключать “Договор достижения собственной цели”. Какая у нас с вами цель (варианты учащихся)? Для чего нам нужно заключать договор, неужели нельзя обойтись без него (варианты учащихся)? Договор нам очень нужен: он позволит нам увидеть, что нужно делать, чтобы достичь цели. Теперь давайте приступим к заполнению пунктов договора”. Устно проговариваются все пункты. Затем учащиеся самостоятельно его заполняют. Договора учащиеся оставляют психологу как гарантию выполнения своих обязательств.

3. Числовые примеры.

Цель – применить на практике умение рассчитывать время.

Учащимся предлагается совместно с педагогом решить математические примеры, используя изготовленный трафарет.

16 ч 00 мин + 3 ч 00 мин =

20 ч 00 мин – 6 ч 00 мин =

11 ч 00 мин + 8 ч 00 мин =

08 ч 00 мин + 1 ч 00 мин =

20 ч 15 мин + 1 ч 00 мин =

15 ч 30 мин + 0 ч 15 мин =

09 ч 05 мин +2 ч 40 мин =

4. Решение примеров.

Цель – совершенствование умения рассчитывать время.

После обучения алгоритму решения примеров, используя циферблат, педагог объясняет, как правильно использовать название времени. Психолог: “Сегодня мы будем учиться правильно называть время. Неправильно говорить “девять ноль пять”, правильнее будет сказать: “пять минут десятого”.

Запомните:

  • значение минут до половины часа, т.е. до 30 минут называется и следом значение часа, следующего за тем, который указан.

Например: 18.10 - десять минут седьмого

20.20 – двадцать минут девятого.

  • значение минут более 30 произносится как количество минут, недостающее до целого часа (60 минут), далее следует название часа, следующего за указанным.

Например: 19.40 – без двадцати минут восемь

09.55 – без пяти минут десять;

  • Есть такие значения времени, которые имеют специальные названия. Это нужно запомнить, например:

20.00 – восемь часов ровно

11.30 – половина двенадцатого

14.15 – четверть третьего

18.45 – без четверти семь

Первоначально примеры решаются с проговариванием.

Пример:

15 ч 15 мин +1 ч 20 мин = 16 ч 35 мин

Пятнадцать минут четвертого дня плюс один час двадцать минут. Ответ - без двадцати пяти минут пять часов вечера. Противоположное этому значению утреннее время – 04.35 (без двадцати пяти минут пять часов утра) и т.д.

08 ч 00 мин + 16 мин =

14 ч 03 мин - 25 мин =

19 ч 46 мин -3 ч 21 мин =

10 ч 26 мин + 2 ч 16 мин =

20 ч 44 мин – 2 ч 45 мин =

08 ч 30 мин + 24 мин =

06 ч 45 мин + 02 ч 20 мин =

11 ч 30 мин + 08 ч 30 мин =

5. Составление распорядка дня.

Цель – наглядно представить, на что тратится время в течение дня, найти варианты возможного высвобождения свободного времени.

Психолог: “Ребята, у каждого из вас свой распорядок дня. Многое в нем совпадает, что-то нет. Давайте попробуем написать распорядок нашего обычного дня”. Учащиеся расписывают свой день от момента подъема до отхода ко сну. Зачастую, учащиеся путают, сколько времени было потрачено на тот или иной пункт. Поэтому чтобы уточнить данный временной промежуток, детям дается задание прожить следующий день, четко контролируя свое время. Проснуться, посмотреть на часы, записать – подъем – 7.00, умыться, посмотреть на часы – 7.10 и так до отхода ко сну. На следующем занятии соотнести первоначальный и окончательный вариант.

6. Прощание.

Занятие № 4

Цель – создание позитивного эмоционального настроя участников занятий.

1. Проверка правильности ведения тетради. Учащиеся в парах проверяют друг друга.

2. Распорядок дня. Соотнесение первоначального и второго варианта.

Цель – представить объективное использование времени, найти варианты высвобождения свободного времени.

3. Заряженный талисман.

Цель – предотвратить нервные переживания ребенка. Повысить его самооценку, научить не отвлекаться на уроках.

Оборудование: аудиозапись музыки для релаксации, маленькие безделушки (кулончики, брелоки), которые родители предварительно приносят психологу.

Психолог: “Ребята, давайте поговорим, как вы себя чувствуете на уроках? Часто нервничаете? Что заставляет нервничать? Когда не успеваете, делаете ошибки. Когда чаще нервничаете: на контрольной или на обычном уроке? Представляете, когда вы нервничаете, вы тратите много сил и времени и получаете более низкие оценки и задерживаетесь дольше остальных. Сегодня мы создадим себе талисман. Каждый свой. Включается релаксирующая музыка. Закройте глаза и представьте себе что-то или кого-то, что действует на вас успокаивающе, что придает уверенности. Это может быть живое существо или любой другой предмет. Представили? Расскажите об этом. А теперь нужно сделать так, чтобы душа этого существа всегда была с вами. У меня есть для каждого из вас специальный талисман. Я отвезла их к волшебнику, и он зарядил их на удачу и спокойствие.

Каждому ребенку надевается талисман – маленькая безделушка. Главное – вера ребенка в действие этого талисмана.

4. Обучение решению задач на время.

Цель – обучить умению рассчитывать время.

Учащимся предлагается решить задачи (первоначально с составлением наглядного графика, использованием “числового круга” и проговариванием названия времени).

Примеры задач:

  • Сколько времени длится тренировка по плаванию, если Таня приходит домой из школы без двадцати два дня, тратит полчаса на обед, пятнадцать минут на сборы и сорок минут на дорогу. Приходит она домой после тренировки вечером без пяти пять.
  • Сколько времени Маша будет отсутствовать дома, если выйдет в школу без пятнадцати восемь, пробудет в школе до двенадцати часов дня. Затем пойдет на полтора часа в гости к подруге, а потом на часовое занятие по английскому языку. И только потом, погуляв сорок минут, вернется домой.

5. Составление списка “важные/неважные дела”. Фантазирование на тему “Если бы у меня было много времени…”

Цель – донести реальную пользу от высвобождения времени.

Совместно с психологом учащиеся составляют список. “Ребята, что нужно делать обязательно? Проснуться, умыться, пойти в школу, выполнить д.з. и т.д.” Какие дела вам важно сделать? (кружки, секции) А на что бы вам хотелось потратить время, которое у вас появиться? (если детям трудно сразу ответить, пусть посмотрят в свои договора).

6. Итог курса занятий. Беседа на тему: Чему каждый участник научился на данных занятиях. Учащиеся резюмируют полученные знания.

Психолог: “Очень много интересных и приятных дел можно сделать, много нового узнать, если правильно планировать свое время. Главное – в будущем старательно выполнять все, чему вы научились на этих занятиях”.