Психологическое сопровождение введения компьютерных технологий в процесс обучения

Разделы: Информатика, Школьная психологическая служба


Сегодня необходимость введения компьютерных технологий в процесс школьного обучения общепризнанна, в том числе и на государственном уровне. Информационные (компьютерные) технологии открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями, с мировым уровнем науки, техники.

Психологическое сопровождение процесса введения компьютерных технологий в каждой конкретной школе осуществляется по нескольким направлениям. В данной статье будут представлены результаты опытно-экспериментальной деятельности, которая в течение трех лет велась на базе экспериментальной площадки в ГОУ СОШ №1096 СВАО. Остановимся на двух главных направлениях работы:

1. Исследование социально-психологического контекста введения компьютерных технологий в процесс обучения в данном конкретном образовательном учреждении.

2. Информационная и психологическая поддержка учителей в процессе использования ими КТв разных формах учебной работы (проведение уроков с использованием компьютерных программ, осуществление совместной с учащимися проектной деятельности и т.п.).

Прежде чем подробнее раскрыть содержание и результаты работы по каждому из указанных направлений, скажем несколько слов о том, какое значение мы вкладываем в само понятие “психологическое сопровождение”. По мнению известного специалиста в этой области М. Р. Битяновой [1]: “Главная цель сопровождения – создание таких социально–педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своего развития и своей жизни: деятельности, общения и собственного внутреннего мира. Частная цель, имеющая отношение именно к деятельности психолога образования,– создание условий для успешного обучения и поступательного психологического развития учащихся в образовательной Среде”. В нашем случае речь идет о создании соответствующих условий развития в образовательной Среде, которая должна измениться вследствие введения компьютерных технологий.

Исходная общая гипотеза состояла в том, что в ряду проблем, которые необходимо при этом решить (материальных, организационных, педагогических и т.д.), проблемы психологические, связанные с тем, что когда-то называли “человеческим фактором”, являются первостепенно важными. Необходимо было эти проблемы выявить, проанализировать и наметить пути их решения.

1. Исследование социально-психологического контекста введения компьютерных технологий в процесс обучения в данном конкретном образовательном учреждении.

Разработка данного направления проводилась с помощью ряда опросников, специально разработанных нами для этой цели, анализа сочинений школьников, а также в процессе индивидуальных бесед с учителями и учащимися. Мы полагали, что компьютеризация по-разному будет вписываться в жизнь школы в зависимости от многих ее параметров и, главным образом, в зависимости от доминирующей в данной конкретной школе образовательной технологии (как известно, вариативность современного образования в России – это и вариативность образовательных технологий). Можно предположить, что сегодня разные школы в разной степени готовы к введению КТ.

Для изучения характера отношения учащихся школы к компьютеру и компьютеризации был разработан опросник для учащихся средней и старшей школы, который был апробирован на учащихся ряда других школ г. Москвы.

Каковы результаты? Общение с компьютером – второй по популярности (после просмотра телевизора) излюбленный способ проводить свободное время. Подавляющее большинство учащихся высоко оценивают степень важности компьютера в современном мире. Компьютер – весьма популярный посредник в подростковом общении. Вызывает тревогу большой процент детей, которые проводят за компьютером более двух часов в день. На этих учащихся следует обратить особое внимание, поскольку часто долгое пребывание у компьютера в этом возрасте является показателем возникающей компью-терной зависимости. На этой проблеме подробнее мы остановимся ниже.

Несмотря на довольно большое количество подростков, отмечающих, что они используют компьютер для получения информации, работы, все же наиболее частыми оказываются ответы, свидетельствующие о том, что подросткам компьютер нужен прежде всего для игр и развлечений. К этому можно относиться по-разному. Так, многие взрослые, включая и преподавателей информатики, рассматривают компьютерные игры как полезный способ развития определенных навыков и даже психологических качеств и функций (настойчивость, внимание, скорость реакции). Но нельзя забывать о вреде такого времяпрепровождения, ведь это время, отнимаемое от “живого” общения с друзьями, от чтения книг, не говоря уже о посещении музеев, общения с природой и т. п. Мы решили спросить у самих подростков, какую пользу и какой вред несет работа с компьютером.

Оказывается, школьники в наибольшей степени ценят компьютер за то, что он помогает в учебе и расширяет кругозор, иными словами, является средством развития познавательной сферы. Подавляющее количество школьников полагают, что главный вред работы с компьютером – возможность испортить зрение. Лишь немногие видят опасность привыкания к компьютеру и то, что он может заменить собой нечто, более важное.

Изучение отношения учащихся разных возрастов к компьютерам и информационных технологиям было продолжена с использованием другого метода – контент-анализа сочинений-эссе учащихся разного возраста на тему “Компьютер в моей жизни”. Все сочинения могут быть разделены на 3 неравные группы. В первую входят сочинения, где описываются только положительные стороны взаимодействия с компьютером, во вторую – только отрицательные, в третью – как положительные, так и отрицательные.

Итак, подавляющее большинство учащихся всех параллелей, принявших участие в этой работе, положительно, причем, как правило, высоко положительно оценивают компьютер, его роль в жизни людей вообще и своей собственной, в частности. Абсолютное меньшинство (не более 1-2 учеников на класс) оценивают компьютеризацию резко отрицательно. Следует отметить, что во всех случаях это те дети, у которых нет дома собственного компьютера

Примерно треть учащихся в каждом классе относятся к компьютерам амбивалентно, по типу “С одной стороны – с другой стороны”. Причем, если в седьмых-восьмых классах компьютеры критикуются главным образом за то, что они вредны для здоровья, для зрения, то в девятых-десятых классах в компьютере многие видят угрозу не только здоровью, но и личности, видят не только машину, экономящую время, но и машину, отнимающую время, друзей, книги. Результаты контент-анализа сочинений “Компьютер в моей жизни” представлен в <Приложении 1>.

Нами было также проведено исследование степени компьютерной зависимости (от виртуального мира), поскольку возникновение такой зависимости является сегодня едва ли не главной опасностью компьютеризации. Это волнует родителей и педагогов. Это волнует и самих учащихся. Для изучения степени компьютерной зависимости мы вос-пользовались модифицированной методикой И. Смирновой (2004)[3], которая позволяет судить о степени этой зависимости на основании ответов подростков на ряд прямых и косвенных вопросов, касающихся характера их взаимоотношений с виртуальным миром. Результаты исследования приведены в <Приложении 2>. Опасными считаются показатели методики, превышающие 50 баллов. Количество учащихся с такими показателями невели-ко. Но очевидно, что эти подростки и юноши требуют пристального внимания родителей, педагогов, психологов. Выявление детей с компьютерной зависимостью и помощь им становится одной из важных задач деятельности школьного психолога.

Что касается педагогического состава, то проводившаяся на протяжении трех лет исследовательская работа свидетельствует о том, что учителя значительно в меньшей сте-пени готовы к введению компьютерных технологий, чем ученики. Констатация этого фак-та привела к необходимости ведения работы по следующему направлению.

2. Информационная и психологическая поддержка учителей в процессе использования ими компьютерных технологий в разных формах учебной работы.

Первостепенной задачей психологического сопровождения - информационная поддержка учителей, направленная на повышение уровня их компьютерной грамотности. В чем при этом состояла главная психологическая проблема? В отсутствии выраженного желания повышать уровень своей компьютерной грамотности, которое, в свою очередь, базируется на отсутствии глубокого понимания современной ситуации в образовании, настоятельно требующей изменения отношения учителя к компьютеру. Точнее можно даже сказать, что у подавляющего числа учителей существует некоторое неосознаваемое или недостаточно осознаваемое стремление этой проблематики не замечать, игнорировать ее, признавая важность компьютеризации лишь на словах. Судя по публикациям последних лет, такое отношение учителей к компьютеризации характерно для многих учебных заведений, представляя собой и глубокую личностную проблему учителя, и проблему межличностного общения его с учащимися.

Темп социальных и информационных изменений настолько возрос в последние годы, что можно думать, что современных учеников и учителей содержательно в аспекте овладения компьютерными технологиями разделяют уже не одно, а два и более поколений. Вместе с тем фиксация и осознание такого положения не должна восприниматься как капитуляция перед проблемой компьютеризации. И, как уже отмечалось, преодоление психологического барьера оказывается одной из самых сложных задач. В конце концов, овладеть компьютером на уровне пользователя или даже продвинутого пользователя – совершенно посильное дело для грамотного и дееспособного взрослого человека, каким является школьный учитель. Психологическое сопровождение в ходе решения этой задачи осуществлялось в ходе индивидуальной и групповой работы с учителями и должно быть, в свою очередь, разноплановым.

Помимо работы, направленной на развитие педагогической рефлексии как некоторой общей способности, работа должна проводиться в целях развития умения осуществления психологического анализа урока, в частности, урока, на котором используются компьютерные технологии. Такая работа должна проводиться и индивидуально, в ходе подготовки и последующего анализа отдельных занятий, и в формате коллективного обсуждения наиболее сложных проблем, с которыми сталкиваются многие учителя.

Посещение и последующий анализ уроков, на который применялись компьютерные технологии, показал, что несмотря на разнообразие уроков и тех конкретных проблем, которые возникали у разных учителей в ходе работы с разными классными коллективами, одну проблему следует выделить как центральную. Ею оказалась проблема наглядности обучения. Начнем с того, что подавляющее большинство педагогов именно в наглядности видят главное достоинство использования компьютерных технологий на уроке. Важность и полезность наглядности, которую может предоставить компьютер на уроке, невозможно и не нужно оспаривать. Дело, однако, в другом. Как показал анализ и совместное с учителями обсуждение уроков, многие педагоги не видят, какую именно роль выполняет наглядность на том или ином конкретном уроке. Более того, они по сути дела не владеют самим способом психологического анализа урока, который позволил бы эту роль увидеть и осознать.

Вместе с тем в психологии такой способ анализа был разработан еще в середине ХХ века и представлен в не теряющей своей актуальности блестящей работе А. Н. Леонтьева “Психологические вопросы сознательности учения” (1975, 2004). А. Н. Леонтьев [2] рассматривает, в частности, психологическую природу несовпадения между предполагаемым и действительным содержанием, сознаваемым ребенком в процессе его учебной деятельности. За этой проблемой скрывается более общая проблема раскрытия внутренних связей деятельности и сознания. Из этого следует, что если мы хотим, чтобы какой-то материал был сознательно усвоен, то активная целенаправленная работа ученика должна быть связана именно с этим материалом. Осознание этого, казалось бы, очевидного и общеизвестного тезиса, оказывается в реальной практике делом совсем непростым. Например, часто учитель не замечает, что целью ученика является справиться с последовательностью тех операций, которые он должен осуществить, работая с компьютером, а вовсе не тот учебный материал, который появляется на мониторе. Это обычно связано с недостаточным уровнем владения ребенком компьютером. Только тогда, когда эти манипуляции станут действительными операциями (по А. Н. Леонтьеву), не требующими сознательного контроля и пристального внимания для своего осуществления, возможно будет ставить перед учеником в качестве цели освоения материала по тому или иному предмету. В других случаях, также нередких на уроках, наглядность бывает так высока или содержательно не точно связана с усваиваемым материалом, что только отвлекает от сути того, что должна наглядно представлять. Наконец, ученик может оказаться на уроке пассивным зрителем, потребителем какой-то информации. Учитель на таком уроке по сути дела “развлекает” учеников с помощью компьютерных программ, которые часто действительно бывают остроумными, интересными, красочными. Такое пассивное “заглатывание” информации также не является лучшим способом познания, хотя подобные уроки часто положительно оцениваются и учениками, и учителями, которые как бы перекладывают на компьютер свою функцию обучения.

Итак, по нашему мнению, никогда не стоит забывать (и обольщаться на этот счет), что актуально сознается и неформально усваивается только то содержание, которое не просто контролируется сознанием, а является предметом целенаправленной активности субъекта, т. е. занимает структурное место непосредственной цели внутреннего или внешнего действия в системе той или иной деятельности. Научить педагогов так анализировать деятельность учеников на уроке и так выстраивать эту деятельность оказывается делом полезным, хотя и не простым. Это, с нашей точки зрения, является существенным направлением психологического сопровождения деятельности педагогов.

Еще одно направление работы по психологическому сопровождению и психологической поддержке деятельности - организация проектной деятельности как совместной работы учителей и учащихся.

Проектная деятельность, где под проектом понимается творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя, не является новой формой учебной работы. Данный метод достаточно успешно осваивается во многих школах страны, особенно в последние годы. По мнению многих специалистов, технология проектной деятельности – одна из самых прогрессивных. Она позволяет создавать условия для развития познавательных интересов, творческого потенциала учащихся, обеспечивает максимальное самораскрытие личности каждого ребенка

Компьютерные программные средства могут быть использованы на различных этапах проектной деятельности для поиска информации, моделирования и проектирования объекта, оформления документации, презентации проекта и т. п. Таким образом, в работе школьника над проектом принимают участие как минимум два педагога – преподаватель информатики и учитель-предметник. Результатом проектной деятельности могут быть информационные продукты. Из них наиболее интересны мультимедийные, синтезирующие звук, графику, анимацию. Для создания их следует использовать специальные компьютерные программы (программу подготовки презентаций Power Point, средства для создания анимационных фильмов Flash и др). Основная работа над проектами проводится на интегрированных уроках, на каждом из которых изучался материал по информационным технологиям и по одному из разделов образовательной области “технология”. Полученные на этих уроках знания и умения применяются учащимися в дальнейшей работе над проектами на факультативных и других занятиях по проектной деятельности.

В чем состояло психологическое сопровождение проектной деятельности учащихся, в которой используются компьютерные технологии?

Психологическое сопровождение состояло в помощи учителям и учащимся на разных этапах проектной деятельности. Если считать, что проект – это пять П - Проблема, Планирование, Поиск информации, Продукт (итог деятельности) и Презентация (представление и защита), то необходимо было проанализировать и реализовать ту наиболее эффективную форму психологической помощи, которая необходима на каждом из перечисленных этапов работы над проектом.

Оказалось, что учителя-предметники часто недооценивают свою собственную роль в том, чтобы помочь ученику сформулировать проблему проекта. Они переоценивают при этом, с одной стороны, самостоятельность учащихся, а с другой – “всемогущество” компьютера. Вместе с тем детям часто непросто сориентироваться в предмете, выделить главное и отсеять второстепенное и т. п. Не менее важна, но также оказывается недооцененной педагогами их помощь детям в подборе информации (часто, например, учащиеся берут первую попавшуюся им в Интернете), в планировании своей работы. Итак, в работе над проектами учителя осваивают во многом новые для себя формы работы. Учитель выступает здесь руководителем и организатором проектной деятельности учащихся: помогает им в обеспечении учебно-материальной базы, распределяет и координирует работу учеников, ориентирует на достижение конечного результата. Это требует от учителя больших затрат времени, так как приходится пополнять и свои знания в той или иной области, связанной с конкретным проектом, организовать для учащихся консультации специалистов, часто согласовывать свою работу с работой ведущих другие предметы учителей. Особенно велика роль учителя в организации и управлении работой над групповыми проектами, поскольку от него требуется дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам с разным уровнем знаний, умений и готовности к творческой деятельности. Учитель должен помочь им объединить в единое целое составные части групповых проектов, увидеть их недостатки, вместе с учащимися проанализировать их и исправить.

В процессе психологической поддержки этой работы мы конкретизировали все эти виды деятельности педагогов (часто для них новые и непривычные). В организации презентации психологическая помощь и поддержка требуется в первую очередь самим подросткам. На презентации учащиеся должны аргументировано изложить свои мысли о том, какие именно идеи возникли в ходе работы над проектом, с какими трудностями им пришлось столкнуться и как они их преодолевали. Отрабатывались разные виды и формы презентации: видеофильм, слайд-шоу, web-сайт, и т. п.

Итак, первой и главной трудностью является преодоление некоторого психологического барьера при переходе школы к этой новой форме работы. Причем сами учителя не осознают эту трудность как внутреннюю, психологическую, а видят главные трудности как сугубо организационные. Отметим, что со временем организационные трудности уходят на задний план, а в центре оказываются проблемы, непосредственно связанные с содержанием урока и места в нем компьютерных технологий.

В результате анализа опыта проведения уроков с использованием компьютерных технологий учителя пришли к выводу о целесообразности и эффективности таких занятий. Ими были отмечены следующие достоинства такого способа преподавания:

  • существенно повышается мотивация и интерес учеников к предмету;
  • значительно возрастает активность учащихся как во время урока, так и после него;
  • активизируется мыслительная деятельность учащихся, растет внимание;
  • оказывается возможным выполнение детьми эксперимента в компьютерном варианте для подтверждения выдвинутых гипотез (на уроках физики);
  • ученик получает возможность самостоятельного получения информации и самоконтроля;
  • многократно возрастает возможность использования наглядного материала, причем этот материал оказывается обращенным и к зрительной рецепции, и к слуховой и моторной;
  • возникают возможности для использования на уроке межпредметных связей;
  • появляется реальная возможность предложить ученикам дифференцированные задания, что делает реальным осуществления индивидуального подхода к учащимся.

Весьма эффективным оказалось и направление опытно-экспериментальной деятельности, связанной с психологическим сопровождением проектной деятельности, которое включало работу как с педагогами, так и с учащимися.

В ходе работы с учителями важной и постоянно находящейся в фокусе внимания проблемой была проблема разработки методов отслеживания эффективности использова-ния компьютерных технологий в процессе обучения. Были использованы следующие способы оценки эффективности занятий:

  • наблюдение (учителем, психологом) за поведением учащихся позволило сделать вывод о положительном влиянии такого способа обучения на активность и учебную мотивацию;
  • сравнение продуктивности работы с одним и тем же учебным материалом, данным в компьютерном и обычном виде: для этого учитель специально готовил материал, отталкиваясь от той компьютерной программы, которая будет использована на уроке, и одна подгруппа занималась в компьютерном классе, а другая – в обычном, используя “карандаш и бумагу”; сравнивался объем выполненной работы, количество ошибок и другие параметры;
  • изучение эффекта, отсроченного во времени: изучалось возможность использовать компьютерные уроки по предмету не непосредственно перед прохождением темы, а заранее (2-3 недели);
  • традиционный способ оценки эффективности занятий (сочинения, решение задач).

Работа с учителями по преодолению психологического барьера, препятствующего оперативному и полномасштабному включению в деятельность по использованию на уроках и в проектной деятельности КТ выявила в качестве одной из проблем -проблему межпоколенческих различий между учителями и учащимися в их отношении к компьютеру и ИТ, проблему “отцов и детей”. Дело в том, что сегодня дети часто оказываются гораздо более компетентными в этих вопросах, чем взрослые, в частности, учителя. Это обстоятельство необходимо учитывать в работе, как и вообще общий характер отношения школьников к современным информационным технологиям. Причем ввиду нарастающей вариативности в системе образования эту задачу целесообразно ставить и анализировать применительно к каждой конкретной школе.

Литература

  1. БитяноваМ. Р. Особенности использования технологий в парадигме сопровождения 2005.
  2. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения. Деятельность. Сознание. Личность. М. , 1975.
  3. Смирнова И. Зависимость от виртуального мира: как уберечь подростков от этой напасти? “Директор школы”. 2004. № 6.