Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад"

Разделы: Литература


Ученики 10–11-х классов с удовольствием читают рассказы А.П.Чехова. Дети живо воспринимают как юмористические произведения писателя, так и более серьёзные. Но каждый раз, когда приходит время изучать пьесу “Вишнёвый сад”, ребята упорно утверждают, что произведение неинтересное, скучное, что пора его исключить из школьной программы и т.п. Понимая, что права исключить мы не имеем, пришлось задуматься о том, как сделать уроки, посвящённые “Вишнёвому саду”, интересными? На помощь пришла уже известная мне технология уроков-мастерских.

В процессе занятия можно отметить основные этапы мастерской:  задание I служит индуктором, мотивирующим дальнейшую деятельность учащихся.
Задание II содержит фрагменты критических отзывов и элементы конструирования знаний, но не индивидуально, а в группах, в процессе социализации.
Выполняя III задание, ученики “деконструируют” чеховский текст, учатся максимально сжато передавать содержание драматического произведения.
На момент IV–VI задания может приходиться “разрыв” – некоторое открытие, удивление. Дело в том, что совершенно отвлечённые ассоциации ребят, оказывается, очень легко связать с чеховской пьесой.
VII задание – позволяет вести разговор относительно содержания произведения и ставят некоторые проблемные вопросы, ответ на которые у каждого может быть свой.
VIII задание – “вопросы Чехову”, которые создают ребята, только внешне касаются именно писателя – на самом деле это проблемы, волнующие каждого из подростков, вопросы о смысле человеческого существования. Художественный текст оказывается лично значимым. Можно спорить о необходимости 1 задания, но, во-первых, после работы с чеховским текстом оно получает дополнительные смыслы и ассоциации, во-вторых, задание кажется необходимым при временном разрыве: мастерская не обязательно должна быть проведена “на одном дыхании”.
Выполняя IX задание, учащиеся должны выразить свое представление о проблемах, волновавших Чехова, об особенностях его стиля, включая лексику и интонации, способы характеристики героев и особенности авторской позиции.
X задание даёт возможность выразить своё отношение к Чехову как писателю и личности.
IX–X задания могут быть домашними. Или по желанию учащихся могут быть даны для доработки домой после чтения в классе и проведенной рефлексии.
Общее время работы – 2 астрономических часа, то есть реально – 3 урока.

ХОД УРОКА

I. Вызов. Как передаётся ваше состояние, когда вам скучно?

– Запишите несколько предложений о таком состоянии или ряд слов: о цвете, звуке, настроении, атмосфере. Прочитайте свои записи.

(Пример ответа ученицы: Грусть, жёлтые листья, печальные воспоминания. Ветер гонит жёлтые листья прямо на меня, печальные воспоминания не дают покоя, они, как синяя птица, улетают и снова возвращаются, принося с собой тревогу. Я не могу их уловить, поймать, они как отголосок другой жизни. Той, в которую я попадаю, когда мне становится грустно или тоскливо. Цвет моей жизни – фиолетовый. Катя Акимова.)

II. Работа с критическими отзывами о пьесе Чехова.

– Прочтите и запишите высказывание М. Горького о пьесе А.П.Чехова "Вишнёвый сад".

"Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Всё – настроение, идеи, – если можно говорить о них,– лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зелёной тоской. А о чём тоска – не знаю".

– Обращаем внимание на последние фразы. Согласны ли вы с таким восприятием пьесы?
– Совпадает ли оно с вашим?
– О какой тоске говорит Горький?
– Читаем и записываем другие высказывания о пьесе:

К.Станиславский: "Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия…я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь".

М.П.Лилина, актриса: " …мне представилось, что "Вишнёвый сад" не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей"

– В чем трагедия? В чем симфония?
– Составьте двухчастную таблицу.

Трагедия

Симфония

Ответы учеников:

Трагедия человека, которому дорого своё прошлое, он не хочет с ним расставаться, он жил и привык так жить, а по-другому он пока не умеет. Трагедия перелома жизни. Старое, прошлое, дорогое, ценное, родное.

Лена Золина.

Глупость людей и их пустота,
Непонимание где красота,
Непродуманность действий,
Большой эгоизм –
Это главный человеческий “изм”.
Мы считаем, что вся вина
В том, что вишнёвый сад продала.
Если б не это – не было б бед,
И всё озарял бы вишнёвый цвет.
Умами людей управляет корысть,
И деньги, и страсть, да прочая “Кысь”

Алена Калмыкова.

Ответы учеников:

Всё в нашей жизни движется гармонично, даже если нам порой кажется, что это не так. На смену старому приходит новое. Так было и так будет. Какие-то ноты жизненной симфонии кажутся особенно высокими и их не взять сразу, но вдруг они становятся низкими…

Лена Золина.

Словно музыка играет,
Ностальгия возникает.
Чувство радости, покоя,
Словно мы дрались без боя.
И эмоций перепады,
И красоты, и громады –
Это всё внутри пылает,
К чувствам сладким призывает.
Вся симфония для нас –
Это музыка без фраз.
Рядом альт и контрабас
(То Раневский энд Лопахин),
Тихо скрипка шелестит –
Это Варя так грустит.
Можно сей продолжить ряд –
Не попасть бы невпопад.

Алена Калмыкова.

Обобщаем записи в таблице.

III. Попробуйте кратко передать сюжет "Вишнёвого сада"

– Как при этом выглядит пьеса?
– Чем она может быть интересна?

IV. Работа с ассоциациями

– Абстрагируйтесь от названия пьесы Чехова. Скажите, какие ассоциации возникают, когда вы слышите словосочетание "вишнёвый сад".

Запись ассоциаций. Чтение вслух.

(Пример ответа: Страна детства, беззаботной юности, влюблённости. Белые цветы как символ чистоты. Место, где можно укрыться от мира и попасть в счастье. Реальный показатель времени: осенью – печальный, зимой – сказочный, весной – волшебный, летом – алый.)

V. Работа с заголовком пьесы

– Можно ли соотнести ваши ассоциации с названием чеховской пьесы? Каким образом?
– Что значит вишнёвый сад для героев пьесы? Выпишите из текста слова, фразы, реплики разных героев комедии, которые отражали бы их отношение к вишнёвому саду.
– Что роднит героев в их отношении к саду?
– Что различно?

VI. Место вишневого сада в системе образов пьесы

– Какое место принадлежит вишнёвому саду в системе образов пьесы?
– Можно ли сказать, что вишнёвый сад – центральный персонаж? Почему?
– В чём его символичность?

VII. Обращение к цитате З.Паперного

"Раневская – сад в прошлом. Лопахин – в настоящем. Петя Трофимов – в прекрасном будущем".

– Попробуйте пояснить, как вы понимаете эту цитату?

VIII. "Вопросы к Чехову"

– Составьте список вопросов, озаглавив его "Вопросы к Чехову". Выберите из данного списка вопросов ключевые слова, запишите их в тетради. Подчеркните 3 самых важных для вас слова. Прочитайте их вслух.

IX. Стилизация

– Используя данные слова, а также ваши выписки из чеховских произведений, сделанные на предыдущих уроках и сегодня, составьте небольшой текст (несколько предложений, 5–6), стилизируя его "под Чехова".

– Прочитайте получившиеся тексты. Созвучны ли они темам и проблемам, которые ставит Чехов в своих произведениях?

X. Чехов и я. Сочинение-миниатюра

Ваши впечатления от творчества писателя, драматурга, просто человека. Что изменилось, и изменилось ли, в вашем первоначальном восприятии его творчества и его самого?

XI. Рефлексия

– Какие задания на сегодняшнем уроке вызвали интерес? Какие – удивление? Какие – нежелание выполнять?
– Что было сложно?
– Каков был смысл сегодняшнего занятия лично для вас?
– Ваши вопросы и пожелания.