Обучение подростков техникам психологической самообороны

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель:

– научить подростков отстаивать свои интересы в критических ситуациях,

а) научить предохранять себя от разрушительных последствий варварского нападения, манипуляции,

б) помочь справиться с ошеломленностью, смятением, эмоциональной бурей в душе

Оборудование: заготовки таблиц №1, №2, №3, №4 для каждой группы, маркеры\фломастеры; таблица №5 – подсказка для ведущего.

1. Знакомство. “ Сегодня у меня (какое?)… настроение, потому что…”

2. Разминка. “Поменяйтесь местами те, кто…”

– у кого имя начинается на М,

– у кого в одежде есть синий цвет,

– у кого лучезарная улыбка,

– у кого карие глаза,

– кто россиянка,

– кто сейчас на занятии.

3. Работа по основной цели занятия.

Я называю фразы, которые нам приходилось слышать, а вы попытайтесь на них ответить так, чтобы соблюсти законы вежливости и сохранить свое душевное равновесие.

– И что вы думаете, те, кто курят, бросят курить, после того, как вас послушают?

– Да люди давно курят, и раньше жили долго, никто не умирал от этого.

– Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет.

– Неужели ты веришь, что это кому-нибудь поможет?

– Вам, что заняться больше нечем?

– Да пойми ты, я как покурю, мне легче становится.

– Я большой мальчик, что хочу, то и делаю.

– Ребята, у вас какие-то предрассудки, сейчас все это делают.

– В автокатастрофах погибает намного больше людей, чем от курения.

– В жизни все надо попробовать. А прежде чем говорить об этом, сам-то пробовал?

Приятно ли было слышать такие вопросы?

Что чувствовали, когда отвечали на них?

Изменилось ли ваше отношение/убеждение к тому, что вы делаете (к волонтеркой работе)?

Легко ли было отвечать на поставленные вопросы?

Хватало ли собственных ресурсов?

Хотите ли вы научиться противостоять подобным высказываниям?

Я предлагаю вам разбиться по группам.

Рассчитаться на день-ночь-утро-вечер.

У нас 4 группы – каждая из групп будет работать с 1 техникой. Я предлагаю по часовой стрелке разобрать себе технике.

Раздаются Таблицы 1.

Определяются с техниками.

Перед вами имеются названия техник, которые мы будем сегодня учиться использовать.

Зачитать их.

Т.1

Техника бесконечного уточнения

Техника внешнего согласия или наведения тумана

Техника испорченной пластинки

Техника английского профессора

 

     

Ниже имеются примеры для каждой из техник.

Раздаются Таблицы №2.

Соотнесите техники с примерами (каждой технике – свой пример 1-2, 2-1, 3-4, 4-3) Маркерами соедините технику с примером.

Обратимся вновь к таблице №2. Обсудите в группе и назовите основные особенности данной техники (5 мин).

Т.2

– Ты в джинсах выглядишь ужасно.

– Возможно, ты и права.

-Что вы думает, те, кто курят – бросят курить?

– Может быть

– Да все всегда курили, деды наши курили и вон до скольки жили.

– Я сама об этом часто думаю, но пока не пришла к определенным выводам

– Делайте, делайте, толку все равно никакого не будет

1. кто делает?

2. что сделали?

3. какой толк может быть?

4. что ты можешь предложить?

– Неужели ты на самом деле так думаешь, это мнение старо, как мир?

– (с улыбкой) Это составляет предмет моих убеждений

– Да брось ты эти свои занятия, они никому не нужны.

– (добродушно) Если я сделаю это, то это буду уже не я.

– Я думал, ты лучше сможешь меня понять

– Я готов еще раз тебя выслушать.

-Что толку говорить, ты все равно меня не понимаешь.

– Я готов еще раз тебя выслушать (с той же интонацией).

– А может ты не хочешь меня понять?

-Я готов еще раз тебя выслушать (с той же интонацией)..

Группы готовы. Каждая группа называет особенности, другие группы записывают найденные решения. Продолжая таблицу 1.

Т.3

– Использование вводных слов.

– Согласие в 1-ой части высказывания

– Все, что обобщается надо уточнить.

– Обязателен последний вопрос

– Корректное выражение мнения,

– добродушное, с улыбкой выражение лица

– отказ в выполнении просьбы

– Использование одной и той же фразы

– Использование одной и той де интонации.

Я предлагаю вам отработать вашу технику в группе.

Для этого группа делится на 2 подгруппы.

1-я подгруппа – нападающие, вторая – отвечающие. Затем меняемся ролями. (15 минут).

Я предлагаю вашему вниманию Таблицу, где дано описание всех названных сегодня техник (раздаются таблицы №5).

Давайте вернемся к началу нашего занятия. Я еще раз ответим на вопросы, но уже с учетом полученных знаний. Вновь задаются вопросы, которые звучали вначале урока. Ребята отвечают.

Т.5

– И что вы думаете, те, кто курят, бросят курить, после того, как вас послушают?

Т. внешн.согласия

Может быть.

Я надеюсь.

Я тоже себе задаю этот вопрос.

– Да люди давно курят, и раньше жили долго, никто не умирал от этого.

Т. внешн.согласия

Я тоже об этом часто думаю

– Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет

Т. англ.профессора

Это составляет предмет моих убеждений. Он долго проживет.

– Неужели ты веришь, что это кому-нибудь поможет?

Т. англ.профессора

Это составляет предмет моих убеждений.

– Вам, что заняться больше нечем?

Т. бесконечн. уточн

А что вы можете нам предложить?

А чем можно заняться еще?

– Да пойми ты, я как покурю, мне легче становится.

Т. бесконечн. уточн

Когда ты куришь?

От чего может легче становиться еще?

– Я большой мальчик, что хочу, то и делаю.

Т. бесконечн. уточн

Все большие мальчики курят?

Все большие мальчики ли делают, что хотят?

Что ты можешь делать еще?

– Ребята, у вас какие-то предрассудки, сейчас все это делают.

Т. англ.профессора

Если я это сделаю, то это буду уже не я.

– В жизни все надо попробовать.

Т. заезж.пластинки

Что еще надо попробовать в жизни?

– В автокатастрофах погибает намного больше людей, чем от курения.

Т. заезж.пластинки

А ты знаешь сколько это?

Т. внешн.согласия

Может, ты и прав.

Насколько легко сейчас было отвечать на эти вопросы?

Испытывали вы дискомфорт.

4. Подведение итогов.

Как вы уже слышали, целью нашего занятия было знакомство с техниками психологической самообороны.

Что дало вам сегодняшнее занятие? (по кругу)

5. Завершение. Пожелание другу. Наташа, я тебе желаю… Благодарю..

6. Спасибо за работу.

Техники психологической самообороны

Т.4

№ пп

Название техники

Определение техники, ее цели

Примеры техники

1

Техника бесконечного уточнения

Подробное и точное прояснение того, что является мишенью нападающего

– Делайте, делайте, толку все равно никакого не будет

1. кто делает?

2. что сделали?

3. какой толк может быть?

4. что ты можешь предложить?

2

Техника внешнего согласия или наведения тумана

Выражение согласия с какой-то частью нападающего. Можно обратить внимание на то, что его высказывание важно, заставляет задуматься. Обогащает наше видение проблемы.

Особенно эффективна против несправедливой критики или открытой грубости

– Ты в джинсах выглядишь ужасно.

– Возможно, ты и права.

-Что вы думает, те, кто курят – бросят курить?

– Может быть

– Да все всегда курили, деды наши курили и вон до скольки жили.

– Я сама об этом часто думаю, но пока не пришла к определенным выводам

3

Техника испорченной пластинки

Многократное повторение одной и той же емкой фразы, содержащее в себе важное сообщение нападающему (всякий раз с одной и той же интонацией). Фраза должна быть такой, чтобы ее можно было повторить, не нарушая осмысленности разговора.

Используется для отказа в просьбе, полезна для отстаивания своих прав

– Я думал, ты лучше сможешь меня понять

– Я готов еще раз тебя выслушать.

-Что толку говорить, ты все равно меня не понимаешь.

– Я готов еще раз тебя выслушать (с той же интонацией).

.

– А может ты не хочешь меня понять?

-Я готов еще раз тебя выслушать (с той же интонацией).

4

Техника английского профессора

Корректное выражение сомнения по поводу того, выполнение чьих-либо требований нарушает личные права адресата.

– Неужели ты на самом деле так думаешь, это мнение старо, как мир?

– (с улыбкой) Это составляет предмет моих убеждений

– Да брось ты эти свои занятия, они никому не нужны.

– (добродушно) Если я сделаю это, то это буду уже не я.

Список используемой литературы:

  1. Казанцев И.И., Караваева Н.С. Учимся и воспитываемся жить без наркотиков (пособие для психологов и социальных педагогов.) Тюмень, 2001.
  2. Мальцева О.А. Формирование и развитие ответственного поведения у детей и подростков в семье как основа профилактики аддикций. Рабочая книга по профилактике аддиктивного поведения в 2-х частях.Тюменский областной государственный институт развития регионального образования, 2003 г.
  3. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М: генезис, 2000 г.
  4. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации/ под научн.ред. Шадуры А.Ф.– СПб.: Издательство “Речь”, 2005.

Буду рада, если данное занятие поможет вам в работе.