Конспект урока биологии по теме: "Тип иглокожие". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Тип урока: изучения нового материала (по дидактической цели), комбинированный (по способам организации деятельности).

Цели урока:

  • образовательная – сформировать знания у учащихся о строении, многообразии и роли иглокожих в природе и жизни человека;
  • развивающая - продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, рисунками и заданиями в рабочей тетради к учебнику “Биология. Многообразие живых организмов.” автор Н.И. Сонин и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы;
  • воспитательная - воспитывать коммуникативные качества: совместно выполнять задания, чувство ответственности за результат всего коллектива.

Общеучебные умения: работать с учебником и печатной тетрадью, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно- следственные связи, составлять таблицы.

Специальные умения: работать рисунками и схемами, связанными со строением организма животных.

Предварительная подготовка учащихся: составить вопросы, характеризующие различные типы беспозвоночных животных

Ход урока

№ этапа Этап урока Задача этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Методы

работы

Средства

работы

Формы работы
1 Организациионный этап Подготовка учащихся к работе на уроке. -тема урока “Тип Иглокожие;

- цель нашего урока изучить строение, многообразие и значение этих животных в природе (распределяет класс на группы по желанию учеников).

-слушают учителя;

- распределяются по группам.

словесные   Фронтальная

Обще-классная

2 Актуализа-ция знаний Проверка уровня усвоения изученного материала. - вспомните изученные типы беспозвоночных животных; вы дома составляли вопросы, а сейчас ученики первой группы зададут вопросы второй группе и так далее почасовой стрелке. - задают друг другу вопросы, составленные дома по типам беспозвоночных животных.

Предполагаемые вопросы:

- животные, имеющие лучевую симметрию тела, диффузную нервную систему и пищеварительную полость?

- какими признаками обладают разные типы червей?

- назовите основные признаки моллюсков;

- какие особенности строения членистоногих вам известны?

- какие черты характерны для губок?

Словесный

(беседа)

  Фронтальная

Обще-классная

3 Постановка проблемы Подготовка учащихся к активной учебно-познаватель-ной деятельности учащихся - посмотрите кадры из диафильма, что вы можете сказать о данных животных? - просматривают диафильм без чтения текста;

- называют некоторые общие черты лучевая симметрия тела, необычное расположение внутренних систем) – свое мнение высказывает каждая группа.

Проблемный Диафильм “Тип Иглокожие” Фронтальная

Обще-классная

4 Изучение нового материала Сформировать у учащихся конкретные представления о видах анализаторов. - для того чтобы выяснить предположения, каких групп верны, а каких ошибочны необходимо выполнить ряд заданий, для этого каждый член группы вытягивает треугольник определенного цвета и группы переформируются по выбранным цветам (ученики, выбравшие красный цвет садятся за один стол, синий за другой и так далее)

А) - каждая группа получает задания на карточке для изучения особенностей иглокожих, (см. приложение);

- время работы группы.

Б) – все ученики возвращаются в свои первоначальные группы и рассказывают информацию своей группе, другие ученики группы должны зафиксировать ответы одноклассников в рабочих тетрадях.

А) учащиеся совместно в группе отвечают на вопросы карточек, используя учебник и оформляют ответы в печатной тетради.

Б) ученики возвращаются в свои первоначальные группы и рассказывают каждый свой вопрос всей группе, заполняют тетрадь

Частично-поисковый К,

арточки- задания, рабочая тетрадь к учебнику “Биология. Многообразие живых организмов.” автор Н.И. Сонин.

Дифференцированная групповая, индиви-дуализи-рованная
5 Закрепление и первичная проверка знаний Организация деятельности учащихся по применению знаний для составления опорных конспектов. - каждая группа ответит на один из изученных вопросов у доски, используя опорный конспект, причем не может отвечать тот ученик, который изучал данный вопрос - ученики вытягивают вопрос и готовят опорный конспект;

-один представитель группы отвечает на вопрос с использованием опорного конспекта

Частично-поисковый Опорные конспекты Фронтальная групповая
6 Подведение итогов Анализ успешности освоения необходимыми знаниями. - какие же признаки характеризуют тип Иглокожие?

- заполните в печатной тетради задание № 109

Учащиеся отвечают:

-лучевая симметрия тела, наличие воднососудистой системы, радиальное строение всех систем, донный образ жизни и медленное передвижение;

- записывают в тетрадь общую характеристику

словесный   Индиви-дуализи-ровано-группо-вая
7 Домашнее задание Направлено на дальнейшее развитие знаний по данной теме. - прочитать страницы 168-173;

- составить кроссворд по теме “Тип Иглокожие” или приготовить сообщение о представителе данного типа.

Запись домашнего задания. словесный   Фронтальная обще-классная

Приложение

Задания для работы в группах:

  1. Составить характеристику внешнего строения иглокожих, выполнить задание № 107 в печатной тетради (на рисунке подпишите основные части морской звезды);
  2. Охарактеризовать особенности строения внутренних органов иглокожих, выполнить задание № 108 в печатной тетради ( заполнить таблицу по внутреннему строению иглокожих);
  3. Составить характеристику класса Морские звезды, подготовить устный ответ;
  4. Назвать особенности представителей класса Морские ежи, подготовить устный ответ;
  5. Составить характеристику класса Голотурии, подготовить устный ответ.