Образовательный проект "Нравственный кодекс"

Разделы: Внеклассная работа


Нравственность-это разум сердца.
Гейне

1. Общие сведения

1.1. Пояснительная записка.

Духовно-нравственное, культурное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни, самоопределение – важнейшие составляющие общественного развития.

“ Невозможно жить без цели, а всякая цель предусматривает движение. Невозможно двигаться прямо, не зная, где был до этого. Не реально строить что–либо без фундамента, основы, идеи. Значит, шагая вперед, необходимо всегда оглядываться назад, изучать, и помнить прошлое. Необходимо соединять звенья цепи времен.”

1.2. Тема проекта (метафорическая): “Нравственный кодекс”

1.3. Тема проекта (содержательная): “Разработка модели нравственного кодекса человека на основе произведений известных баснописцев и карикатуристов”

2. Обоснование темы проекта

Образовательное действие проекта – разработка модели нравственного кодекса человека, т.к. социальная ситуация в обществе стремительно изменяется, проблема личности выдвигается на первое место. Сегодня среди социально-педагогических целей и задач главенствует духовно-нравственное воспитание личности. Ребёнок должен быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе в духе идеалов гуманизма, мира, человеческого достоинства, терпимости, солидарности, свободы и равенства.

Период детства – это время открытий себя и окружающего мира. Становление личности происходит как в условиях стихийного воздействия на человека факторов общественного бытия, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий.

Проанализировав ситуацию, созрела необходимость направить образовательный процесс на формирование нравственной ориентации личности каждого ребенка в рамках гуманистического воспитания.

Кодекс является одним из предметов, объединяющих в себе для ребенка морально–этические нормы с духовно–нравственными потребностями. За основу взят литературно–изобразительный материал, педагогический потенциал которого имеет огромное значение в воспитании нравственно–этической культуры школьников.

3. Технологическое устройство образовательного модуля

3.1. Содержательно-технологические задачи реализации модуля

Осуществление систематизации теорий в области нравственно-духовного воспитания личности различных поколений.

Исследования проблемы между объективно существующей потребностью общества в высоко нравственной личности и недостаточной теоретической и практической разработанностью подходов к воспитанию нравственности. Изучение существующих моделей кодексов, осмысление принципов их построения.

Проектирование модели нравственного кодекса человека.

Рефлексия своих действий и полученного результата.

3.2. Хронологические этапы

Проект включает в себя два модуля.

Первый модуль состоит из 3 дней и проходит во время зимних каникул.

1 день – запуск модуля, формирование единого пространства. Целеполагание.

2 день – разворачивание предметного модуля проекта. Исследование.

3 день – разработка разделов кодекса. Проектирование. Рефлексия.

Второй модуль состоит из 3 дней и проходит во время весенних каникул.

1 день – запуск модуля, формирование единого пространства. Целеполагание.

2 день – разворачивание предметного модуля проекта. Исследование.

3 день – разработка нравственного кодекса человека C C I века. Проектирование. Рефлексия.

3.3. Целевые группы – участники образовательного модуля

Большая часть детей, участвующих в проекте, воспитанники ДЮЦ в возрасте 10-14 лет, заинтересованные в самоопределении собственной нравственной позиции, самосовершенствовании и самоутверждении, необходимые для их дальнейшей, успешной жизнедеятельности. Участие этих детей в проекте будет образовательным, т. к. нравственные ценности являются ориентиром в формировании личности.

4. Программно–тематическое устройство первого образовательного модуля

День первый

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решать”
Роджер Левин

9.30-10.00

Регистрация участников.

10.00-10.10

Игра на знакомство “Снежный ком”.

10.10-10.20

Тренинг “Пожелание”.

10.20-11.10

Торжественное открытие модуля.

11.10-11.20

Установочное сообщение.

11.20-11.30

Тренинг “Какой я?”

11.30-11.40

Индивидуальные размышление “Куда я попал?”.

11.40-13.00

Лекция эксперта “Нравы эпох”.

13.00-14.00

Обед.

14.00-14.20

Игра–тренинг “Нарисуй картину”.

14.20-14.30

Установочное сообщение.

14.30-15.20

Работа в группах. Исследование жизненной ситуации в разных временных эпохах.

15.20-15.50

Презентация групп.

15.50-16.10

Просмотр мультфильма “Кот Леопольд”.

16.10-16.30

Обсуждение мультфильма. Дискуссия.

16.30-16.40

2 часть тренинга “Пожелание”.

16.40-16.55

Подведение итогов дня.

16.55-17.00

Выпуск “Информационного центра”.

17.00- 17.20

Рефлексия “Яблонька”.

Второй день

“Надо верить, что ты многое можешь – тогда многое станет возможным”
В.М.Борисов

9.30-10.00

Регистрация участников.

10.00-10.15

Игра–разминка "Веселая прогулка”.

10.15-10.30

Установочное сообщение.

10.30-13.00

Лекция эксперта “Басня, как жанр”. Экскурсия в библиотеку. Встреча с поэтом.

13.00-14.00

Обед.

14.00-14.10

Игра-тренинг “Пойми меня”.

14.10-14.15

Установочное сообщение.

14.15-15.15

Лекция эксперта “Басня театральная”.

15.15-15.50

Тренинг “Бинарность человеческих качеств”

15.50-16.30

Работа в группах “Исследование басни”.

16.30-17.30

Презентация групп.

17.30-17.40

Подведение итогов дня.

17.40-17.50

Выпуск “Информационного центра”.

Третий день

“Настоящее мгновенно. Оно тут же становится прошлым. Успей сделать будущее ВМЕСТЕ с нами!”

9.00-9.45

Регистрация участников.

9.45-10.00

Игра–разминка “Тра–та–та”

10.00-10.10

Установочное сообщение.

10.10-11.20

Лекция эксперта “Я и мир”.

11.20-12.30

Работа в группах.

1) каким должен быть мир по отношению к тебе, чтобы ты сохранил нравственные ценности личности.

2) каким должен быть ты по отношению к миру, в котором хочешь жить.

12.30-13.00

Презентация групп.

14.00-14.40

Тренинг–погружение “Сокровища твоего сердца”.

14.40-15.00

Установочное сообщение.

15.00-15.40

Работа в группах.

1) обращение к человечеству,

2) качества человека будущего,

3) ценности человека будущего.

15.40-16.20

Презентация групп.

16.20-16.40

Экспертная лекция о работе модуля.

16.40-17.00

Награждение участников модуля.

17.00-17.30

Выпуск “Информационного центра” (эссе). Тренинг “Какой я”

17.30-17.40

Фото на память.

Программно–тематическое устройство второго образовательного модуля

День первый

9.00-9.30

Регистрация участников.

9.30-10.00

Игра на знакомство “Снежный ком”.

10.00-10.20

Торжественное открытие модуля.

10.20-10.30

Установочное сообщение.

10.30-10.50

Индивидуальные размышление “Кто я , зачем я?”.

10.50-12.30

Лекция эксперта “Значение карикатуры”.

12.30-13.00

Обед.

13.00-13.20

Установочное сообщение,   деление на группы, выбор героев.

13.20-13.50

Работа в группах. Придумать ситуацию.

13.50-15.00

Работа в группах. Обмен ситуациями, анализ ситуации.

15.00-15.30

Презентация групп.

15.30-16.30

Экшнтренинг.

16.30-16.40

Подведение итогов дня.

16.40-17.00

Выпуск “Информационного центра”.

17.00- 17.20

Рефлексия “Яблонька”

 

Д/з “Как стать счастливым”

Второй день

9.00-9.15

Регистрация участников.

9.15-9.40

Игра – разминка “Пройти по залу, когда ветер”.

9.40-9.50

Установочное сообщение.

9.50-12.00

Экскурсия в центральную библиотеку. “ Карикатура”

12.00-12.30

“Живая скульптура” игра по карикатурам прошлого дня.

Мимический альбом.

12.30-13.20

Работа в группах “Дружеский шарж”.

13.20-13.50

Обед.

13.50-14.50

Тренинг личностного роста.

14.50-15.10

Установочное сообщение.

15.10-15.20

Установка на анкету.

15.20-16.00

Работа в группах. Составление анкеты “нравственные ценности горожан”.

16.00-16.30

Презентация групп.

16.30-16.50

Корректировка анкеты. Распечатка анкет.

16.50-17.00

Подведение итогов дня.

17.10-17.20

Выпуск “Информационного центра”

Третий день

9.00-9.15

Регистрация участников.

9.15-9.40

Игра – разминка “Электрический ток”.

9.40-10.00

Установочное сообщение.

10.00-12.00

Экскурсия в ачинский техникум “Кодекс”.

12.00-12.30

Обработка анкет о нравственности горожан.

12.30-13.00

Обед.

13.00-13.10

Установочное сообщение.

13.10-13.20

Результаты анкеты.

13.20-14.00

Тренинг “Как стать счастливым”. По группам.

14.30-15.10

Презентация групп. Установка на работу над кодексом.

15.10-16.10

Работа в группах.

16.10-16.50

Презентация групп.

16.50-17.10

Подведение итогов модуля. Награждение участников модуля.

17.10-17.20

Выпуск “Информационного центра” (эссе)

17.30-17.40

Фото на память.

5. Позиционный состав управленческой и педагогической команды

Губенко Елена Леонидовна, методист Детско–юношеского центра – руководитель проекта.

Усачева Тамара Валентиновна, педагог дополнительного образования Детско-юношеского центра, руководитель студии ДПИ “Золотые узоры” – педагог проекта, участник образовательных проектов.

Мезенцева Светлана Валентиновна, педагог дополнительного образования Детско–юношеского центра, руководитель студии ДПИ “Волшебный бисер” - педагог проекта, участник образовательных проектов.

Марьясова Галина Александровна, психолог Детско–юношеского центра – педагог-психолог проекта.

Сабитова Эля, Дементьев Василий, Лерник Наташа, Степанова Лена, Варыгина Оксана - тьюторы проекта, старшеклассники школ города.

Сотрудничество:

Родкина Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования Детско–юношеского центра , руководитель студии “Медицинская академия” – эксперт проекта.

Михеев Валерий Алексеевич, педагог дополнительного образования Детско–юношеского центра, руководитель городского объединения “Школы безопасности” – эксперт проекта.

Лагутина Светлана Александровна, педагог дополнительного образования Детско–юношеского центра, руководитель театральной студии “Братцы-кролики” – эксперт проекта.

Волчкова Галина Николаевна, педагог-организатор детского клуба по месту жительства “Романтик”, Детско–юношеского центра, – эксперт проекта.

Русалеев Георгий Иосифович, писатель – эксперт проекта.

Гамалюк Нина Викторовна - библиотекарь городской детской библиотеки – эксперт проекта.

6. Мотивация команды и участие в реализации проекта

Мотивация управленческой и педагогической команды проекта имеет несколько направлений: это собственное профессиональное и коммуникативное развитие, и влияние на проблему нравственного воспитания подрастающего поколения. Также возможность апробации инновационных форм работы с детьми, развитие собственной коммуникативной компетентности, поиск единомышленников, формирование педагогической команды.

7. Методы исследования хода и результатов проекта

Данный проект, включает в себя образовательный блок, состоящий из лекций и докладов экспертов, работы в группах, презентации.

Проектировочный блок планирует разработку нравственного кодекса личности.

Рефлексия и психолого–педагогическое сопровождение происходит в течение всего времени реализации проекта.

8. Образовательный результат проекта

  1. Формирование знаний о нравственных ценностях разных эпох.
  2. Формирование умения работать в команде.
  3. Развитие личностных нравственных качеств ребенка, его индивидуальности.
  4. Развитие коммуникативных и аналитических способностей, совершенствование своих талантов.
  5. Создание разделов нравственного кодекса.

9. Ресурсное обеспечение

Имеющиеся ресурсы:

  • кадровые (руководитель, педагоги, тьюторы проекта);

  • технические (видеоблок, фотоаппарат);

  • информационные (аудио-, видео-, библиотека с необходимыми для работы материалами).

Необходимые ресурсы:

  • оплата питания участников проекта;

  • оплата руководителю и педагогам проекта за разработку и научное обеспечение проекта;

  • приобретение расходных материалов (бейдж, фотопленка, канцтовары, бумага, и т.д.).