Урок естествознания в 4-м классе "Какие бывают растения и животные"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

– обобщить знания детей о жизни растений и животных:

– способствовать развитию связной речи ,внимания, памяти;

– способствовать расширению кругозора учащихся;

– способствовать развитию творческих способностей, развитию познавательных интересов;

– способствовать созданию положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной сферы;

– способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы;

– способствовать формированию экологического мышления;

– способствовать воспитанию самоуважения и уважения достоинств ближнего;

– способствовать воспитанию любви и бережного отношения к родной природе.

Форма проведения: урок-путешествие.

Оборудование: страницы устного журнала.

– Растительный мир

– Животный мир

– Шишкинские места

– Красная книга

– Мини- спектакль “ Позаботься обо мне”

– Красная книга, репродукции картин И.И.Шишкина

– Магнитофон, компьютер

Ход урока

1. Организационный момент

Давайте вначале поговорим о погоде. Сегодня (дата), температура воздуха (плюс, минус градусов). В старину март называли: протальник, капельник, берозоль. Наши предки вырубали участки березового леса для распашки в первый весенний месяц.

2. Сообщение темы урока.

На доске

Какие бывают растения и животные?

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Мы с вами отправимся в путешествие по Национальному парку “Нижняя Кама”. Данным давно на территории нашего города и района были непроходимые леса. Но вот здесь появляется человек и леса начинает вырубать. Сейчас остались только небольшие островки лесов. И чтобы сохранить их, в 1991 году создается Национальный парк “Нижняя Кама”.

Территория парка состоит из отдельных лесов: Танайская дача, Большой Бор, Малый Бор, Кызыл Тау и обширные луга около Камы и Криуши. Путешествуя мы познакомимся растениями и животными, которые обитают в наших лесах. А поможете нам вы, вспомнив, что видели во время экскурсии на Красную горку и путеводитель в виде страничек журнала.

1 страница

Pacтительный мир

Мир прекрасен, чуден он и неповторим,
О разнообразии сейчас оговорим.
О больших и маленьких, с запахом и без,
Со стволом и ветками прямо до небес.
О былинках тоненьких, гнущихся к земле.
Вновь планета солнышком подмигнет тебе.
Назовите известные вам растения.

(В это время входят 3 ученика в костюмах различных растений)

Учитель: Посмотрите, кто к нам пришел. Артисты: Это мы растения.

Учитель: Но вы, какие разные! Расскажите о себе.

Дети по очереди рассказывают о себе.

Ромашка: В лугах сестрички – золотой глазок

Белые реснички, зеленый стебелек.

Я ромашка. Я – травянистое растение. Почему меня считают травой? Правильно, у меня нет большого многолетнего ствола. Мой стебель мягкий и зеленый. Я очень небольшого роста, а солнышко я люблю ничуть не меньше, чем огромные деревья. Поэтому я расту там, где много солнышка и ничто не загораживает его. У меня дома много воды и света и там растут только травянистые растения. Где я живу?

А вот моя знакомая предпочитает жить совсем в другом месте. Давайте её послушаем.

Береза: Стоит красавица на полянке

В белом сарафане, в зеленом полушалке.

Я – береза. Я – древесное растение. Почему меня считают древесным растением? Правильно, у меня один большой многолетний ствол, Он покрыт белой корой. Я очень люблю солнышко. У меня дома есть вода и свет. Я расту вместе со своими подружками. Как вы думаете, где я расту? Березу используют в медицине. Из березовых почек, коры, древесины делают лекарство. А вот моя знакомая давайте послушаем ее.

Малина: Красненька матрешка, Беленько сердечко.

Я – малина. Я – кустарник. Почему меня считают кустарником? Я расту на полянках, опушках, оврагах. Люблю влагу. Человек использует в пищу все части растения: плоды, листья, молодые побеги. Я могу расти в саду и в лесу. Ягоды малины употребляют свежими. Их можно сушить, варить варенье. В лесных ягодах малины содержится больше полезных веществ, она менее водяниста.

Вывод: Растения, их внешний вид, строение разнообразны, потому что они живут в разных условиях. Растения, которые растут в одинаковых условиях, имеют похожее строение и приспособление к жизни.

2 страница

Животный мир

На территории парка обитают разные группы животных. Назовите их отличительные особенности.

(Насекомые – 6 ног, рыбы – чешуя, птицы – перья, звери – шерсть)

Расскажи об этих обитателях по плану

1. Внешний вид.

2. Место обитания.

3. Чем интересно.

4. Чем питается.

5. Почему истребляется человеком?

Загадки.

Не мышь, не птица в лесу резвится,
На деревьях живет, орешки грызет. (Белка)

Пестрая крякуша
Ловит лягушек. (Утка)

Не птичка,
А с пестрыми крыльями. (Бабочка)

Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги.
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить, знай, что это... (Лось)

Физминута

Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут ,тоже покажем,
Крылья сложили назад.

3 страница

Шишкинские места

(Звучит музыка)

Особую уникальность парку придают шишкинские места. И.И.Шишкин один из самых известных русских пейзажистов. Он родился в Елабуге на берегу реки Кама и детские годы провел среди местной природы и полюбил её. Массивный с крепкой фигурой он напоминал могучего лесовика. Шишкин прославил нашу природу во всем мире. Сюжетом его картин: “Сосновый бор”, “Рожь”, “Святой ключ близ Елабуги”, “Корабельная роща” – послужили зарисовки родной природы. Сегодня на территории парка выявлено около 20 мест, которые вдохновили Шишкина на создание многих полотен.

Большому Бору посвятил Шишкин одно из самых известных полотен “Утро в сосновом бору”. Излюбленным местом работы великого художника был Танаевский лес. Все мемориальные шишкинские места в национальном парке подлежат охране. Шишкин художник народный.

Всю жизнь он изучал русский лес.
Русское дерево, русскую чащу,
Русскую глушь. Это его царство,
И тут он не имеет соперников.

В.В. Стасов

4 страница

Красная книга

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.

Я.Аким

О какой планете идет речь?
Чем наша планета отличается от других?
Почему в последних строках звучит тревога?

Ученые подсчитали только за последние 200 лет полностью уничтожено, стерто с лица земли более 200 видов животных. По одному в год. В наши дни гибель видов идет еще быстрее. И все потому, что люди не зная, а часто попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в неё. Мы можем подумать: “Ну исчезают какие-то виды – и пусть исчезают, обойдемся без них”. Не обойдемся. Сейчас мы знаем, что все в природе взаимосвязано. И если мы будем по частям убивать её, связи нарушаться (они уже сильно нарушены), а поскольку человек – часть природы, разрушив её, он и сам может погибнуть.. Поняв это, люди во всем мире стали объединятся, чтобы вместе сохранить Землю.

В 1948 году ученые мира создали Международный союз охраны природы. Стали изучать каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Была издана Красная книга. Обложка у нее красная, а страницы разноцветные.

Красные страницы – те виды, которые могут исчезнуть в ближайшие годы.

Желтые – численность этих видов пока велика, но быстро сокращается.

Зеленые – виды, которые человеку удалось спасти.

В нашей стране такая книга появилась в 1978 году.

Можете ли вы назвать животных и растения, которые могут быть записаны на страницах этой книги?

Сможет ли Красная книга помочь человеку осознать современное положение в природе?

Беречь нужно не только редких животных и редкие растения.

Беречь нужно и тех, кого еще много. Их жизнь зависит от тебя, от твоего поведения в природе.

Ребята, какие правила поведения в природе вы можете сформулировать? (Ответы)

В руках человека, а значит и в ваших руках красота и богатство родной земли. Помни об этом.

5 страница

“Позаботься обо мне”

(Мини спектакль)

Участники: Солнце, Вода, Мальчик.

(Перед ребятами появляется мальчик, в руках у него зеленое цветущее растение)

Мальчик: Посмотрите, какое замечательное растение Мне в школе дали! Поручили за ним ухаживать. Вот повезло. Уж я за ним так хорошо буду смотреть, что оно у меня еще лучше станет.

(Выходят Солнце и Вода)

Солнце: Здравствуй мальчик! Какое у тебя красивое растение. Какое пышное и зеленое. Хочешь, мы тебе поможем за ним ухаживать?

Мальчик: А вы кто?

Вода: Я вода, а это Солнце. Без нас тебе не справиться.

Мальчик: Вот еще, так уж и не справиться! Я уже большой. Сам разберусь, что к чему. Без вас. Не нужны мне такие помощники, еще испортите мое растение. Вон вы какие: один горячий, другой мокрый обойдусь без вашей помощи.

Солнце: Ну что ж как знаешь.

(Все уходят)

Учитель: Прошло семь дней.

(Выходит мальчик, он грустный, в руках у него пожелтевшее вянущее растение)

Мальчик: О-хо-хо! Вот незадача, погибает мое растение. А ведь чего я только не делал, чтобы ему было хорошо: и стихи ему читал, и на футбол брал, и в чулан от жгучего солнца прятал и даже конфетами угощал. А ему все мало! Все не нравиться. Что же мне делать? Ведь оно скоро совсем завянет.

(Появляются Солнце и Вода, останавливаются в углу и разговаривают между собой)

Солнце: Смотри, что случилось с прекрасным цветком. Он почти завял. Давай поможем мальчику, а то совсем умрет растение.

Вода: Он же нас прогнал. Сказал, что сам справиться.

Солнце: Так-то оно так, но если мы не вмешаемся, то он совсем растение погубит.

Вода: Ну ладно, пойдем.

(Солнце и Вода подходят к мальчику)

Солнце: Здравствуй Мальчик. Почему ты такой грустный?

Мальчик: Да вот растение мое завяло. Не знаю. Что мне теперь делать, к кому за помощью обратиться. Где искать такого доктора Айболита, чтобы он мой цветочек вылечил?

Вода и Солнце: Мы можем тебе помочь.

Мальчик: Вы? Не может быть? Разве вы доктора?

Солнце: Нет, но твое растение мы вылечить можем. Хочешь?

Мальчик: Конечно хочу! Помогите мне, пожалуйста.

(Мальчик, Солнце и Вода уходят)

Учитель: Прошло немного времени.

(Мальчик, Солнце и Вода возвращаются с цветущим растением)

Мальчик: Вот так чудеса! Смотрите, а растение-то лучше прежнего стало. А вы оказывается волшебники. Как же это получилось?

Учитель: Ну, это чудо тебе и ребята объяснить смогут. Правда, ребята?

Что случилось с цветком?

Почему он завял?

Может ли в природе с его соплеменниками случиться тоже самое?

Вывод: Для жизни растений необходимы вода, тепло и свет.

Наше путешествие закончилось, но мы его продолжим во время экскурсий по Национальному парку.

Итог

Какой теме был посвящен урок?

Смогли ли мы ответить на поставленные в начале урока вопросы?

Какую оценку каждый поставил себе?

Домашнее задание

Нарисовать рисунок о понравившейся странице.