Урок-путешествие на тему: "Кремёнки - город мой родной"

Разделы: География


Если взять в ладони сердце и так держать, закрыв глаза, слушая каждое его движение, то, может статься, почувствуешь, что сердце это – твоё,  что каждая твоя кровинка бьется с ним вместе.

Особенно если это сердце – земли, земли твоей родной.

(Юрий Кураков)

Цели урока:

  1. Способствовать развитию патриотических чувств на примере любви к своему городу.
  2. Продолжить формирование умения работать с картографической, справочной и другой дополнительной литературой.

Задачи урока:

  1. Познакомить с историей создания родного города.
  2. Расширить знания учащихся о родном городе.

Оборудование:

  1. Карта Калужской области.
  2. Атласы Калужской области.
  3. Флаг города Кремёнки.
  4. Герб города Кремёнки.
  5. Коллекция кремней.
  6. Словари В.Даля и Большой Советской энциклопедии.
  7. Материалы для описания герба.
  8. План города.
  9. Учебная презентация по ходу урока, созданная учителем.
  10. Ученические презентации:
    1. презентация-игра “Угадай улицы нашего города”,
    2. творческая презентация “Мой город красив всегда”.
  11. Сборник стихотворений учащихся СШ №2 о своем городе.
  12. Компьютер, проектор, экран.

За месяц до урока учащиеся получили задания:

  • Подобрать материал и подготовить сообщение о строительстве города Кремёнки.
  • Подобрать материал и создать презентацию об улицах нашего города.
  • Подобрать материал и подготовить сообщение о боевых действиях на Серпуховском направлении во время обороны Москвы в декабре 1941 года.
  • Подобрать материал и подготовить сообщение о Екатерине Романовне Дашковой, владелице села Троицкое.

Класс разделен на группы по 6-8 человек по желанию учащихся. Группы рассаживаются за отдельные столы, на которых разложены материалы для работы на уроке.

Ход урока

Актуализация знаний

Какую тему мы сейчас изучаем? (География своей области).

Где мы живем? (В городе Кремёнки Жуковского района Калужской области).

Что вы знаете о своем городе? (Ответы учащихся).

Географическое положение города

Сегодня на уроке мы познакомимся с историей нашего города. А для начала найдем его на карте.

Где расположен наш город? Учащиеся по атласам Калужской области определяют местоположение г.Кремёнки. (На северо-востоке Калужской области. На границе с Московской областью. На левом берегу реки Протвы.)

Слайд “Географическое положение Жуковского района”.

Слайд “Географическое положение г.Кремёнки”.

Происхождение названия

Как вы думаете, почему наш город называется Кремёнки? (Ответы учащихся: название города произошло от названия камней – кремни, которых в окрестностях большое количество).

Найдите в словарях, которые лежат на ваших столах определения слова “кремень”.

Слово кремень имеет несколько значений.

Слайд “Происхождение названия города”.

Кремень – камень. Рассмотрите коллекцию кремней, собранных в окрестностях города. Посмотрите, какие красивые узоры на сколах некоторых камней.

Откуда появились эти камни в нашей местности? (Принес ледник со Скандинавского полуострова).

Кремень – крепость, застава, укрепленный пункт.

И в этом смысле Кремёнки оправдывают свое название. Вспомните курган, расположенный на правом берегу реки Протвы в селе Троицком.

Есть версия, что это один из многих сторожевых курганов, расположенных по долинам рек Ока и Протва. Цель создания таких курганов передача сообщения о приближающемся вражеском войске. На вершинах таких курганом зажигали сигнальные костры. Весть о нападении передавалась достаточно быстро, и можно было принять необходимые меры безопасности. Собрать войско и встретить врага во все оружие.

Во времена владения селом Троицкое Е.Р.Дашковой на кургане была расположена беседка, где любила проводить время княгиня. Подняться к беседке можно было по винтовой тропе.

Очень ярким событием в истории России была битва за Москву во время Великой Отечественной войны. И вновь Кремёнки стали рубежом, дальше которого немцы не прошли. Здесь в течение двух месяцев шли ожесточенные бои на подступах к Москве.

Какие воинские части сражались в окрестностях г.Кремёнки?

Рассказ ученика о боевых действиях обороны Москвы на юго-западном Серпуховском направлении.

Здесь погибли около 15 тысяч советских воинов. Сейчас на местах боев благодарными потомками созданы мемориальные комплексы, зажжен Вечный огонь.

Мемориальный комплекс “Кремёнки” На мемориале в День Победы

Первое упоминание о деревне Кремёнки

Знакомясь с историей своего населенного пункта, любой человек задает себе вопрос: Когда появилось данное поселение?

Наш город еще молод. В августе ему исполнится 10 лет. Но современное городское поселение возникло рядом с деревней Кремёнки, история которой уходит в глубь веков. На запрос мера города Кремёнки директору РГАДА (Российский государственный архив древних актов) было получено письмо. Копия письма лежит у вас на столах.

Прочтите его и ответьте на вопрос: Когда впервые упоминается в писцовых книгах деревня Кремёнки? (Первое упоминание д.Кремёнки относится к 1709 году. Крестьяне в нее были переведены из села Троицкого, принадлежавшего стольному князю П.И.Дашкову.)

Строительство города

Итак, наш город унаследовал название старой деревни Кремёнки. А как и почему здесь выросло городское поселение?

Рассказ ученика о строительстве города.

Слайд “Начало строительства”.

Слайд “Современный город Кремёнки”.

Начало строительства Современный город Кременки\

1974 – 1999 годы – велось активное строительство жилых домов и социальных объектов.

В настоящее время никакого строительства не ведется. Осталось несколько недостроенных объектов.

Изменение статуса населенного пункта Кременки:

  • 1974 – 1989 годы – деревня Кремёнки.
  • С апреля 1989 года – поселок городского типа. Появились названия улиц.
  • С августа 1996 года – МО “Город Кремёнки” в составе Калужской области.
  • С 1 января 2006 года – городское поселение “Город Кремёнки” в составе МО “Жуковский район” Калужской области.

Давайте обратимся к плану нашего города. Посмотрите, как компактно расположены строения в нем. Со всех сторон он окружен лесом, а это значит, мы с вами дышим чистым свежем воздухом. В городе нет промышленных предприятий. Это и хорошо и плохо.

Почему хорошо? (Не загрязняют окружающую природу, чистый воздух, река, лес).

Почему плохо? (Многие взрослые вынуждены уезжать на работу в соседние города, в Москву. Дети остаются одни).

Вернемся к плану города. Вспомните или посмотрите по плану сколько и какие улицы образованы в городе? (12 улиц: Мира, Победы, Строителей, Ленина, Циолковского, Жукова, Дашковой, Молодежная, Школьная, Солнечная, Лесная, Осенняя).

Я предлагаю вам посмотреть презентацию-игру “Улицы нашего города”. Ваша задача по нескольким кадрам узнать улицу, назвать ее и объяснить, почему она так называется. (Ответы учащихся).

Символика города: флаг и герб

В конце 90-х годов XX века администрация города обратилась в Геральдический совет с просьбой создания герба города Кремёнки.

Что такое герб? (Герб – это своеобразная “визитная карточка” территории. Герб – эмблема города). Наука о гербах называется геральдикой, а части герба называются геральдическими элементами.

Из каких геральдических элементов состоит герб?

На ваших столах расположены иллюстрации гербов нескольких населенных пунктов Калужской области. Попробуйте выделить составные части герба. (Щит, геральдические фигуры, цвета.)

Рассмотрите герб города Кремёнки. Используя материалы для составления гербов, попробуйте рассказать о гербе города. (Ответы учащихся).

Слайд “Герб города”.

Слайд “Княгиня Е.Р.Дашкова”.

В центре герба города Кремёнки расположено изображение Е.Р.Дашковой, а что вы знаете об этой женщине?

Рассказ ученика о Е.Р.Дашковой.

Флаг города повторяет символику герба.

Заключительное слово учителя

Мы сегодня познакомились с историей своего города. Узнали о том, как он строился, почему так называется. Мы любим свой город, хотим видеть его красивым, чистым, благополучным. Как в любом городе у нас есть свои проблемы. О них мы поговорим в следующий раз.

Вашим домашним заданием будет следующее: напишите мини-сочинение на тему: “За что я люблю свой город, чтобы хотел изменить в нем”.

В заключении урока посмотрим презентацию “Мой город красив всегда”.(Творческая работа ученика класса, озвученная песней о городе на собственные стихи.)

Заключительный слайд презентации учителя со словами: “Корни человечества лежат в той почве, которая его взрастила, в той среде, где он вырос, но ветви он может устремлять во всех направлениях, и они покроются листвой и цветами”. (И.А.Абашидзе)

Спасибо всем за активную работу. Желаю всем успехов.