Внеклассное мероприятие на тему: "Право сильного"

Разделы: Внеклассная работа


Цели урока:

  1. создание условий для организации совместной деятельности девятиклассников по коллективному поиску ответов на проблемные вопросы, для получения новой информации, проверки собственной жизненной позиции;

  2. развитие коммуникативных качеств, совершенствование умений и навыков поведения учащихся в дискуссиях по проблемам, связанным с международным гуманитарным правом;

  3. совершенствование умения аргументировать свои выступления цитатами из литературных произведений;

  4. создать «Кодекс сильного».

Учителю необходимо заранее спроектировать диалогическую среду, снабдив дополнительными знаниями из области литературы и обществознания, определить ведущие мотивы диалога, главные вопросы для обсуждения, определение возможных способов взаимодействия участников.

Для создания психологического настроя – напоминание о правилах ведения дискуссии, разделение на группы военных экспертов, группу человековедческой экспертизы, экспертов-лингвистов, представителей МКК, законотворцев, пресс-центр.

Завязка дискуссии: столкновение различных точек зрения на проблему.

«Добро должно быть с кулаками» - «Непротивление злу насилием»

«К барьеру» (выходят двое девятиклассников, читают стихи, высказываются по теме)

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток?

Алексей Сурков. 1941. Западный фронт.

…Он отказался без противоборства,
Как то вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.
…Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле.
Он разбудил их: «Вас Господь сподобил
Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников себя предаст».
И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди – Иуда
С предательским лобзаньем на устах.
Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: «Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек…

Пастернак «Гефсиманский сад»

Слово для обсуждения – экспертным группам. Но прежде обратимся к лексической копилке. Продолжите цепочку слов с приставкой со-:

СОСТРАДАНИЕ, СОЧУВСТВИЕ…

Группа толкователей: Определитесь, кого мы решаем сегодня называть сильным.

Группа военных экспертов: Следует говорить о праве победителя.

/Чтение отрывков из повести Закруткина «Матерь человеческая»/

Мария решила: "Буду жить в погребе, он не мог сгореть..."

Она подошла ближе. Вывеску прислонила к стволу яблони. Погреб был цел, даже деревянная крышка его лаза не сгорела. Мария протянула руку, чтобы поднять тяжелую крышку, но ее испугало поведение собаки. Дружок завертелся вокруг погреба, принюхиваясь к земле, потом остановился.

Шерсть на его спине встала дыбом. Оскалив острые клыки, он угрожающе заворчал.

Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. На земляном полу погреба, прислонившись к низкой кадушке, сидел живой немецкий солдат. Он не мигая смотрел на нее... Мария успела заметить, что немец был бледный, изможденный, с тонкой мальчишеской шеей и что он был ранен: серый его китель был расстегнут, а на застиранной ночной сорочке багровело пятно крови. В какое-то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался ее, и поняла, что он безоружен.

Наклонившись над лазом, она молча смотрела на немца. Он не спускал с нее светло-голубых, расширенных от ужаса глаз. Губы его дрожали, кривились в каком-то жалком подобии улыбки, но, скованный страхом, он не произносил ни одного слова. На вид ему было не больше семнадцати лет. И слипшиеся на потном лбу кудрявые белокурые волосы, и худые грязные кисти бессильно раскинутых рук, и тонкая белая шея, и белесый, никогда не знавший бритвы пушок на щеках и над верхней губой - все выдавало в раненом немце мальчишку, желторотого, лопоухого, объятого ужасом недоростка.

Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. Алый туман застилал ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и черную удавку на детской шее Васятки, и их палачей-фашистов, одетых в серые мундиры с черной лентой на рукавах. Теперь здесь, в ее, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гаденыш, одетый в такой же серый мундир, с такой же черной лентой на рукаве, на которой серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы.

Мария еще ниже склонилась над лазом. Держак остро отточенных вил сжала так, что побелели пальцы. Хрипло сказала, не слыша собственного голоса:

- Чего будем делать? Скажи мне одно: где мой муж Ваня и сыночек Васенька? И еще скажи мне: за что удавили Феню и девочку Саню за что убили? Молчишь? Молчи, молчи...

Она повернулась, спустила ноги в лаз, постояла на первой ступеньке пологой погребной лестницы... Постояла на второй, глаз не сводя с немца и сжимая в руках вилы...

- Молчишь? - повторила она. - Ничего не знаешь и сказать ничего не можешь? И кто людей в неволю погнал - не знаешь... И кто хутор спалил, а скотину перестрелял - не знаешь... Брешешь, подлюка... Ты все знаешь и за все сейчас ответишь...

Медленно опускалась она в погреб, останавливаясь на каждой ступеньке, и каждая ступенька - Мария помнила: их было девять - приближала ее к тому неотвратимому, что она должна была совершить во имя высшей справедливости, которая сейчас в ее горячечном сознании укладывалась в знакомые с детства слова: "Смертию смерть поправ"... И хотя она по-своему толковала эти когда-то услышанные от старой бабки слова, ей казалось, что именно они властно требуют: убей убийцу...

Вот и последняя ступенька. Мария остановилась. Сделала еще шаг вперед. Мальчишка-немец шевельнулся. Он хотел отодвинуться, втиснуться в угол, уползти в темноту, за кадушку, но обмякшее, бессильное тело не слушалось его. Уже в то мгновение, когда голова Марии показалась в открытом люке погреба, он по выражению ее лица почувствовал, что его ожидает смерть. Смерть подходила к нему, и он смотрел на нее, невысокую женщину с карими глазами, с крепкими ступнями босых маленьких ног. Она была еле прикрыта пожухлыми от крови лохмотьями, в руках держала вилы, и три острия карающих вил с каждой секундой приближали его конец.

Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:

- Мама! Ма-а-ма!..

Слабый крик множеством раскаленных ножей впился в грудь Марии, пронзил ее сердце, а короткое слово "мама" заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги ее подкосились. Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слез мальчишеские глаза...

Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. Захлебываясь от рыданий, он гладил ее ладонь и говорил что-то на своем языке, которого Мария не знала. Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорит о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва окончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою он ни разу не был, только подвозил солдатам пищу. И еще Мария поняла, что три дня назад он вместе с пожилым немцем, тем самым, труп которого лежал на улице, ехал на двуколке, что летевший над ними самолет сбросил бомбу, что его старший товарищ и лошадь были убиты, а он, раненный в грудь, уполз и спрятался в погребе...

Мария молча плакала. Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле - все, что она пережила в тяжком своем одиночестве, надломило ее, и ей хотелось выплакать свое горе, рассказать о нем живому человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и - видно по всему - не мог быть убийцей. И Мария ужаснулась тому, что еще несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему ее чувству злобы и мести, могла сама убить его. Ведь только святое, жалостное слово "мама", та мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлебывающийся крик, спасли его.

Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала ее, обнажила узкую грудь. На груди, с правой стороны, увидела две продолговатые раны, затянутые запекшейся кровью. Так же осторожно стащила мундир, повернула раненого на бок, осмотрела спину. На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди.

Сдерживая стоны, немец молча следил за склонившейся над ним женщиной, потом крестом сложил над грудью указательные пальцы, спросил тихо:

- Капут?

- Зачем капут? - отводя глаза, сказала Мария. - Будешь жить...

Сложив руку так, словно держала в ней стакан, и поднеся ее ко рту, спросила:

- Ты, небось, пить хочешь?

Немец закивал головой.

- Подожди, - сказала Мария, - я подою корову, напою тебя молоком. Воды на хуторе нет.

В темном углу погреба она отыскала глиняную миску, движением пальцев показала: пойду доить коров. Вылезла из погреба. Дружок и коровы ждали ее под яблоней. Зажав миску в коленях, Мария подоила одну корову, другую. Подумала о немце: "Не выживет он, помрет, и я его не спасу". И еще подумала, что ей будет жаль мальчишку, что она опять останется одна и ей не с кем будет слова молвить. А тут, хоть и не знает она немецкого языка, а умирающий немец знает только одно русское слово "мама", с ним можно разговаривать так, как это делают глухонемые: пальцами, головой, глазами. Ведь поняла она его, когда он с помощью жестов говорил ей о своей матери, об отце, о тем, что они занимались крестьянским трудом, о том, что он сам не был в боях и никого не убивал...

Бережно неся миску с молоком, Мария спустилась в погреб. Присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком. Не выпуская ее руку, раненый всхлипнул, закрыл глаза и стал засыпать. Мария не хотела беспокоить его и долго сидела, всматриваясь в бледное лицо спящего. Тень рыжеватых ресниц под глазами еще больше подчеркивала восковую бледность его лица, чуть припухшие, бескровные губы вздрагивали.

"Не жилец ты на белом свете, - с болью и жалостью думала Мария, - и протянешь ты недолго. И кто ты есть в этом светопреставлении? Никому не нужная, неприметная, малая порошинка... Разве тебе нужна была война и ты хотел воевать? Должно быть, нет. Должно быть, ты сказал правду, и я тебе верю... Ты ж не знал ни нашей земли, ни этого хутора, ни меня. Жил себе в своей Германии, трудился с отцом и матерью в поле. В школу ходил, и двойки, небось, получал, и в рваных штаненках до дому являлся, в точности, как мой Васятка... Потом тебя взяли, запхали в мясорубку, и на этом кончилась твоя куцая жизнь, которую ты так и не узнал... И помрешь ты, бедняга, в нашем хуторе, и мне доведется тебя схоронить... А там, в Германии, годами будет слезы лить, выплакивать свое горе твоя осиротевшая, потерявшая сына мать. И никто ей не скажет, и никогда она не узнает, кому нужна была твоя смерть на чужой земле..."

Группа представителей МКК о Женевской конвенции.

Из Женевской конвенции от 12 августа 1949г. об обращении с военнопленными.

Статья 13

С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Любой незаконный акт или бездействие со стороны держащей в плену Державы, приводящие к смерти военнопленного, находящегося в ее власти, или ставящие здоровье военнопленного под серьезную угрозу, запрещаются…

Статья 14

При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести…

Группа законотворцев: Предлагаем создать «Кодекс сильного». Пусть его начнет такой закон: Люби человека! Не увеличивай зло вокруг себя!

Группа человековедческой экспертизы:

В мирное время тоже встает вопрос о праве сильного. Вспомните рассказ А. Грина «Зеленая лампа» / инсценирование отрывка/

Реймер! Вот случай проделать шутку. Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки.

Я хочу сделать вам предложение: я выдаю вам десять фунтов с условием, что вы каждый вечер, точно от 5 до 12 ночи будете ставить на подоконнике одного окна зажженную лампу, прикрытую зеленым абажуром. Вы не будете выходить из дома, не будете никого принимать и ни с кем не будете говорить в это время. Работа нетрудная, а я буду вам присылать ежемесячно десять фунтов.

-Так вот, милейший Реймер, когда вам будет скучно, приходите сюда и улыбнитесь. Там за окном сидит дурак, купленный дешево, в рассрочку надолго.

-Что веселого в этой шутке?

- Игрушка… игрушка из живого человека, самое сладкое кушание.

Мистер Стильтон? Я Джон Ив, которому вы поручили дежурить каждый день у горящей зеленой лампы.

Тысяча чертей! Возможно ли это?

-Что так резко изменило ваш образ жизни?

-Я разорился…Несколько проигрышей…Паника на бирже…

-А я несколько лет зажигал лампу, в начале от скуки, потом с увлечением начал читать все..

Однажды я раскрыл старую анатомию…утром я отправился в библиотеку и спросил, что нужно изучить, чтобы стать доктором?

Если желание сильно, то исполнение не замедлит…сосед-студент принял во мне участие…через полтора года я сдал экзамены в медицинский колледж. Как видите, я оказался способным человеком…

Законотворцы: Равенство со всем, что тебя окружает.

Обсуждение: Сильный – победитель, значит, право сильного - это право победителя?

Монолог Гениссона – главного героя рассказа Грина «Победитель»:

Ледан не изумил выдумкой - задумчивая фигура молодой женщины в небрежно спадающем покрывале, слегка склоняясь, чертила на песке концом ветки геометрическую фигурку. Да, это искусство. Ведь это все равно, что поймать луч. Как живет. Как дышит и размышляет.

Тогда с мучением и тоской, в свете высшей справедливости, которой я не изменял никогда, я взял каминные щипцы и тремя ударами обратил свою модель в глину…так толково и просто, как уничтожают неудавшееся письмо.

Что же я теперь буду делать? То же, но только лучше. Без щипцов надежда на это была бы плоха. Во всяком случае, нелепый, бородатый, обремененный младенцами и талантом Ледан может быть спокоен, так как жюри не остается другого выбора.

Законотворцы: Живи в «свете высшей справедливости»

В заключение мы обратимся к философской сказке Экзюпери «Маленький принц»

Нет в мире совершенства!- вздохнул Лис.

Скучная у меня жизнь. … И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди сотен других…

У тебя золотые волосы… Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. Пожалуйста, приручи меня!

- Я бы рад, но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

- Узнать можно только те вещи, которые приручишь. У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но нет магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

А что для этого надо делать?

- Надо запастись терпением…

Лучше приходи в один и тот же час. Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым…

Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Твоя роза дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни…

Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил.

Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать.

Зачитайте выписанные из текста афоризмы: Зорко одно лишь …

Мы в ответе… диалог Лиса и Маленького принца зачитать.

Законотворцы: Мы в ответе за тех, кого приручили.

Запись песни А. Костиной о черном человечке.

Показ проектов «Право сильного» и обсуждение их. Озвучивание кодекса сильного.

Во время дискуссии пресс-центр оценивает выступления: «удачное», «незавершенное», «ошибочное», фиксирует самые удачные высказывания.

Ожидаемые учебные результаты:

-в области знаний: ввести в сознание девятиклассников материалы МГП, произведения русской и зарубежной литературы;

- в области умений и навыков: выделять необходимое для выступления, аргументировать отрывками из документов и текстов произведений, выступать публично, составлять документы и соглашения, работать с культурными аналогами.

- в области ценностей и внутренних установок: ввести в круг жизненных ценностей понятия гуманности, взаимоуважения, личной ответственности за окружающее.

Предполагаемая структура выступления:

Мы поддерживаем позицию………..Предлагаем для обсуждения………..После ознакомления с материалом ответьте на следующие вопросы………….Наша строка в закон может звучать так……..

Задание на дом: проект или письменный ответ на тему «В чем заключается право сильного?»